Галина Николаевна Игнатьева
Консультация учителя-логопеда «Правила грамотной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Правила грамотной речи дошкольников»
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов, традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию.
Речевое развитие дошкольников по ФГОС признается средством для овладения основами общения как частью культурного наследия нации, а так же это постоянное пополнение словарного запаса, формирование грамотного, связного монологического и диалогического разговора.
Публикация «Консультация учителя-логопеда „Правила грамотной речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей с проблемами в речевом развитии. На сегодняшний день эта проблема остается нерешенной и многие дети нуждаются в помощи (педагогов, логопедов, психологов). В процессе комплексного обследования речевого развития детей, лишь у единиц определяется норма речевого развития. Нарушения развития речи затрудняют общение ребенка, как со взрослыми, так и со сверстниками. Это требует пристального внимания педагогов и родителей к проблеме речевого развития.
Какую речь чаще всего мы слышим у наших детей?
Характерные проблемы развития речи дошкольников :
1. Плохая дикция (нарушение в произношении звуков, слогов, слов, фраз).
Причины:
-Артикуляция смазанная, вялая.
-Слабое речевое дыхание.
-Нарушен фонематический слух.
2. Скудость речи. Маленький словарный запас.
3. Односложная речь, которая состоит только из простых предложений (еще ее называют "ситуативная" речь). Неумение правильно и грамотно выстроить распространенное предложение.
4. Речь, в которой избыток сленговых слов (итог просмотра телевизора, применение нелитературных выражений и слов.
4. Небогатая диалоговая речь: неумение доступно и грамотно задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ, если это нужно и к месту.
5. Неспособность выстроить монолог: к примеру, описательный или сюжетный рассказ на конкретную тему, пересказать полученный текст своими словами.
6. Отсутствие в своих выводах и утверждениях логического обоснования.
7. Отсутствие культуры речи : неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса и и т. д. (голос в основном тихий, не эмоциональный, с замедленным или наоборот ускоренным темпом речи).
Исходя из этих проблем в речевом развитии детей дошкольного возраста, можно выстроить свод правил грамотной речи ребенка – дошкольника.
Возникает проблема, ка обеспечить осознание и принятие ребенком правил речи. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей, то и правила речи должны быть игровыми – сказочными.
Одним из основных условий для овладения этими правилами, для детей, является их наглядность и простота исполнения. Подражание сказочным героям и активное участие в игровой ситуации должно способствовать быстрому усвоению и принятию детьми речевых правил, и, как следствие, развитию речевой коммуникации
Правила речи для детей
(каждое правило сопровождается соответствующим изображением сказочного персонажа)
1. Говори всегда четко, внятно и неторопливо.
Спокойно будем говорить,
Не торопиться, не спешить.
И станет наша речь красивой
Четкой, внятной и понятной.
2. Говори всегда на выдохе
Всегда говорим мы, когда выдыхаем.
Как будто бы шарик мы ртом надуваем
3. Знакомься с новыми словами и запоминай их
Новые слова будем изучать,
Чтоб много интересного
смогли мы рассказать.
4. Говори всегда правильно
Правильно слова научись ты изменять,
Чтобы в нужном месте правильно сказать.
5. Говори плавно и напевно
Плавно, слитно льется речь,
Так вода умеет течь.
6. Прежде подумай – потом говори
Сказать тебе нужно не мало,
Но с этим не надо спешить.
Спокойно подумай сначала,
Потом начинай говорить.
7. В конце каждого предложения делай паузу
Ты сказал – отдохни.
И немножко помолчи.
Воздух снова набери.
Дальше плавно говори.
8. Длинные предложения дели на части
Длинное предложение ты дели на части.
Скажешь четко два-три слова.
Вдох бери спокойно снова.
9. При разговоре спокойно смотри на собеседника.
Всегда уверенно гляди,
Когда ты говоришь.
И взгляд ты свой не отводи.
Всегда вперед гляди.
Сказочные правила создают заинтересованную, непринужденную обстановку. Повышают речевую мотивацию детей. Благоприятно воздействуют на все компоненты речи, на развитие речевой коммуникации.
Только регулярные, ежедневные занятия и системный подход могу гарантировать результат и эффективность в развитии правильной, грамотной речи ребенка