Папки-передвижки

Консультации для воспитателей. Семинар-практикум для воспитателей «Повышение экологической компетенции педагогов»

Дарья Сартюкова
Консультации для воспитателей. Семинар-практикум для воспитателей «Повышение экологической компетенции педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы

План семинара-практикума :

1. Экологический тренинг для педагогов.

1.1 «Экологическая разминка»

1.2 Игра «Ассоциация»

1.3 Решение педагогических ситуаций.

1.4 «Загадки - иллюстрации»

1.5 «Угадай по пантомиме»

1.6 «Экологический кроссворд»

1.7 Фрагмент игры «Что? Где? Когда?».

2. «Экологические пространства» в старшей группе.

2.1. Уголок природы в старшей группе

2.2. Огород на окне

2.3. Теоретический материал

2.4. Практический материал

Публикация «Консультации для воспитателей, Семинар-практикум для воспитателей „Повышение экологической компетенции педагогов“» размещена в разделах

2.5. Дидактические игры на экологическую тематику

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня в рамках семинара-практикума проводится брейн-ринг по теме «Повышение экологической компетенции педагогов». Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о природе и продемонстрировать ваши многочисленные таланты. Оценивать выступления команд будет жюри (представляются члены жюри).

Итак, начинаем наш брейн-ринг.

1. Экологический тренинг для педагогов.

1.1. «Экологическая разминка»

Предлагаются вопросы, на которые нужно быстро ответить.

У какой птицы самый длинный язык? (У дятла)

Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью)

Наука о животных. (Зоология)

Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб)

Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит)

Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб)

Самец кукушки. (Кукух)

Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

Какую траву любят кошки? (Валериана)

Самая высока трава? (Бамбук)

Кого называют настовичками? (Зайчат, родившихся весной)

Лесной петух. (Глухарь)

Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение)

Наука о растениях. (Ботаника)

Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется)

Трава от 99 болезней. (Зверобой)

Пингвин птица или животное? (Птица)

Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб)

Кто такой орнитолог? (Учёный, изучающий птиц)

Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (Фотоохота)

1.2. Игра «Ассоциация»

Часто люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветёт как роза», «работает как лошадь», «устал как собака» и т. д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас воспринимают окружающие?

Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к кому-либо из коллег команды, не называя его (педагоги составляют описание-ассоциацию на одного из педагогов).

Внешность, характер, манера поведения этого человека ассоциируются у вас:

- со стихией (огонь, воздух, вода, земля);

- с природным явлением;

- с животным (зверь, птица, насекомое);

- с растением (дерево, кустарник, цветок);

- с минералом.

1.3 Решение педагогических ситуаций.

I. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…»

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?

II. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

- Это еще что за капризы! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

III. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.

Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей, или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми?

1.4. «Загадки - иллюстрации»

Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания. (Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников, писавших пейзажи. Необходимо определить автора и название произведения)

И. И. Шишкин «Рожь»;

И. И. Левитан «Весна. Большая вода»;

А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;

И. И. Левитан «Март»;

И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»;

И. И. Шишкин «На севере диком»;

И. Э. Грабарь «Зимний пейзаж»;

А. И. Куинджи «Берёзовая роща»;

И. И. Шишкин «Корабельная роща»;

И. И. Шишкин «Дубовая роща»;

А. А. Пластов «Первый снег».

1.5. «Угадай по пантомиме»

Каждому педагогу предлагается с помощью пластики, мимики, жестов изобразить какое-либо животное или птицу. Отгадывает команда соперников. Жюри оценивает выразительность изображения, схожесть передачи с характерными признаками повадок животных.

Сорока;

Жираф;

Шимпанзе;

Индюк;

Страус;

Бобёр;

Белка;

Сова;

Медведь;

Лиса;

Заяц;

Пингвин

1.6. «Экологический кроссворд»

Членам команд предлагается разгадать кроссворд на экологическую тематику. Оценивается правильность и быстрота выполнения.

По горизонтали: 2 – комнатное растение, очищающее воздух; 3 – повышение доли городского населения; 7 – растение концентратор свинца; 9 – идеальный экологический город; 12 – главный загрязнитель городской атмосферы; 13 – зеленое покрытие; 14 – универсальный прием улучшения городской среды.

По вертикали: 1 – наиболее экологичная система и переработки городского мусора; 4 – гигантский город; 5 – домашнее растение, очищающее воздух; 6 – бразильский город с идеальной организацией общественного транспорта; 8 – естественный лес в черте города; 10 – наблюдение за состоянием окружающей среды; 11 – быстрорастущее дерево для озеленения городов с загрязненной атмосферой.

1.7. Фрагмент игры «Что? Где? Когда?».

1. Зачем белке длинный и пушистый хвост?

2. Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?

3. Во время листопада под осинами можно видеть много опавших веток. Как объяснить это явление?

4. Почему в зимний день на окнах появляются узоры?

5. Отчего кошка часто умывается, а собака – нет?

6. Почему листья летом зеленые, а осенью желтые и багряные?

7. Как летом без барометра можно узнать приближение ненастья?

8. Почему опадают листья?

9. Дым столбом, какую погоду предвещает?

10. Лягушки расквакались к чему?

Подведение итогов, выявление победителей.

Анализ занятия.

Что понравилось на занятии делать больше всего?

Какое упражнение показалось наиболее интересным?

2.«Экологические пространства» в старшей группе.

В современном мире проблемы экологической среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения. Первоначальное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе (живой и неживой, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. Так, мы стараемся создать в своей группе все необходимые условия для проведения системной работы. Это и уголок природы с календарем наблюдений за погодой, и огород на окне, и экспериментально-исследовательская зона и т. д.

2.1. Уголок природы в старшей группе.

Один из элементов развивающей предметной среды нашей группы – уголок природы. Неотъемлемая часть которого - календарь погоды. В котором дети фиксируют систематические наблюдения за одними и теми же явлениями природы, прослеживают различные изменения растений, животных, явлений неживой природы, а так же условия, при которых эти изменения произошли. Отображение событий значками, схематически или детскими рисунками имеет значение, прежде всего для эффективности самого наблюдения – ребенок возвращается к тем представлениям и впечатлениям, которые он получил. Ведение календаря развивает наблюдательность детей, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного.

2.2. Огород на окне.

Особое место в ознакомлении детей с природой относится в нашей группе огороду на окне. Здесь мы знакомим детей с огородными культурами, с историей их происхождения, с этапами их роста и созревания. Дети в нашей группе являются основными хозяевами огорода в течение всего года; они сажают овощные культуры на зелень и выращивают рассаду, ухаживают за ними, собирают урожай, а затем заносят свои впечатления в журналы наблюдений за ростом растений. Рассказывая детям об овощных и злаковых культурах, мы подчеркиваем, насколько сложен труд земледельца, чтобы они уважительно и бережно относились ко всему, что создано этим трудом. Одновременно отмечаем и радость этого труда на земле, но понять это ребенок может только тогда, когда сам вырастит на подоконнике зелень (петрушку, зеленый лук, укроп, любисток и т. д.) и угостит всех витаминным супом.

Выращивая растения, ребенок входит в мир живой природы, который ломать он уже не будет, а будет только беречь. Так мы воспитываем навыки экологической культуры.

2.3. Теоретический материал.

Экологическое воспитание – это относительно новое направление дошкольной педагогики, поэтому нам постоянно следует заниматься самообразованием, обращаться к различной литературе, чтобы освоить основные экологические понятия, получить самое элементарное, популярное, но правильное с научной точки зрения представление по основам экологии и передать его детям. В своей работе мы используем типовую литературу: С. А. Веретенниковой «Ознакомление дошкольников с природой», П. Г. Саморуковой «Как знакомить дошкольников с природой», программы: С. Н. Николаевой «Юный эколог», Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа», С. А. Козловой «Я – человек», методические пособия: Н. В. Коломиной «Воспитание основ экологической культуры». А так же следим за публикациями по экологии в журналах «Ребенок в детском саду», «Дошкольное воспитание» и «Обруч». Кроме перечисленной литературы мы, конечно, используем периодические издания экологического содержания.

С помощью родителей в нашей группе собрано достаточно обширное собрание детской художественной и познавательной литературы о природе. Это различные произведения отечественных классиков: Л. Толстого, М. Горького, К. Ушинского, Г. Тукая, С. Аксакова, Е. Чарушина, С. Маршака, Г. Снигирева, Н. Сладкова, И. Акимушкина. Интересны для экологического воспитания произведения современных писателей: В. Бочарникова, В. Ионовой, В. Антошкина, Г. Баширова, В. Степанова и др.

2.4. Практический материал.

Формирование представлений у старших дошкольников о планете Земля, ее важнейших характеристиках (полюса, океаны, континенты и т. д.) невозможно без основных географических пособий. Для этого в нашей группе был создан самодельный глобус. Мы с детьми с удовольствием путешествуем по карте, находим место, где находится наш край. Знакомя детей с природой родного края, мы пришли к выводу, что для полного усвоения нам было очень полезно побывать на экскурсии в городском парке и пройти всем вместе по экологической тропе. Создание, которой, в детском саду, наша основная задача на следующий учебный год.

2.5. Дидактические игры на экологическую тематику.

Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, мы подобрали из уже известных игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная игровая деятельность. Игры и игровые элементы позволяют развить у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний. В свободное время мы предлагаем детям настольно-печатные, дидактические, развивающие игры: «Кто где живет?», «Звук, свет, вода», «Земля и ее обитатели», «Зеленый друг», «Живая и неживая природа», «Что лишнее?», «Стань другом природы» и т. д. Мы убедились на собственном опыте, что с помощью игр можно хорошо закреплять у детей полученные о природе представления.

Результат экологического воспитания дошкольников нашего детского сада это - экологическая культура личности.

Публикации по теме:

Семинар-практикум для педагогов «Повышение коммуникативной компетентности педагога при взаимодействии с ребенком» Цель: освоение способов наилучшего взаимодействия с детьми дошкольного возраста. Задачи: 1) Осознание педагогами собственных достижений.

Проектирование в методической работе. Проект «Повышение ИКТ-компетенции педагогов ДОУ» Паспорт проекта. Вид проекта: информационно-практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный (9 месяцев) Участники проекта:.

Семинар-практикум для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми» Цель: освоение и последующее применение технологий в практической деятельности.

Семинар-практикум для воспитателей «Играем в театр» Цель Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе.

Семинар-практикум для воспитателей «Как эффективно выстроить общение с родителями» 1. Психологическая разминка “Очень я собой горжусь!” Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими.

Семинар-практикум для воспитателей «Математика вокруг нас» Семинар – практикум «Математика вокруг нас» Зачем детям математика? «Математика – выявляет порядок, симметрию и определённость. А это важнейшие.

Семинар-практикум для воспитателей «Звуковая культура речи» Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. При подготовке к семинару воспитатели узнали, что звуки речи.

Семинар-практикум для воспитателей «Путешествие в страну Одаренных» Цель: 1. Закрепить знания педагогов детского сада об одаренности (понятие, виды) детей дошкольного возраста. 2. Стимулировать участников.

Семинар — практикум для воспитателей «Растим здорового ребенка»Семинар — практикум для воспитателей «Растим здорового ребенка» Цель: Формирование у детей привычки здорового образа жизни. Задачи: • Познакомить воспитателей с разными видами гимнастики; • Способствовать.

Семинар-практикум для воспитателей «Проектная деятельность в ДОУ» Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение №26 «Детский сад «Росинка» 2016 г. Воспитатель Мансурова Виктория Вячеславовна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультации для воспитателей. Семинар-практикум для воспитателей «Повышение экологической компетенции педагогов»
Опубликовано: 22 февраля 2016 в 15:31
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультации для воспитателей. Семинар-практикум для воспитателей «Повышение экологической компетенции педагогов»» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Сартюкова (УИ 221540) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД