Сингатулина
Консультации для родителей по познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно–исследовательская деятельность дошкольников
Говоря о познавательно – исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребёнка, впрямую направленную на постижение устройства вещей. Связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Публикация «Консультации для родителей по познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Темочки
В период дошкольного детства «островки» познавательно – исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Чем старше становится ребенок, тем в большей степени познавательно – исследовательская деятельность включает все средства её осуществления и, соответственно, разные психические функции, выступая как сложное переплетение действия, образа, слова (восприятия, мышления, речи).
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.
В качестве основных развивающихся функций познавательно - исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста могут быть обозначены следующие:
1. Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности);
2. Освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно – следственных, родовидовых (классификационных, пространственных и временных отношений;
3. Перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (систематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
4. Развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
5. Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
Консультация для родителей.
Как активизировать познавательную деятельность детей
В современных Федеральных требованиях к осуществлению образовательных, воспитательных задач в дошкольном возрасте обращено должное внимание на развитие активности, самостоятельности, инициативности детей.
Познавательная активность является качественной характеристикой процесса познания в ходе естественного пути освоение ребенком окружающего его мира, объектов природы, людей и т. д. Проявление ребенком познавательной активности выражено в сосредоточенности, целенаправленности действий и мыслей, личных инициативных проявлениях (стремление по- своему сравнивать, высказывать, осуществлять поиск).
Активность выражена в степени самостоятельности в выборе ребенком видов деятельности, в участии в организации игры, стремлении к общению, в формулировке высказывания, отношения к событию и так далее.
В педагогике различают:
• Познавательную активность, проявляемую ребенком в действиях по показу, образцу, на основе схемы, алгоритма («делаю так же», «думать не надо», «это же просто»);
• Исполнительскую активность, которая состоит в принятии предъявленной задачи, выборе способа действий на основе высказанных взрослым общих требований («я жду помощи», «я сомневаюсь», «я не тороплюсь»);
• Творческую, исследовательскую активность, состоящую в самостоятельном выборе способа осуществления с высказыванием нескольких предложений, получением личностно значимого результата («я могу», «у меня получится», «я хочу экспериментировать»).
Используют разнообразные приемы повышения активности ребенка в познавательно - исследовательской деятельности :
• Обеспечивается интерес к предстоящей деятельности через мотивацию, образность, эмоциональность. Значимость и необходимость участия каждого в деятельности;
• Стимулируется исследовательское поведение ребенка в ходе поиска способа выполнения («как?» «что узнаешь при этом?»);
• Помогает составлять алгоритм, уточнять правила и ограничения (схемы, знаки, чертежи);
• Используются приемы развития творческого воображения.
Накопления ребенком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области (труд, коммуникация, социализация).
Консультация для родителей.
Развивайте познавательные интересы детей.
При подготовке ребенка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Необходимость формирования у детей познавательных интересов убедительно доказывается результатами современных исследований, посвященных изучению особенностей образовательной работы с первоклассниками. Определенную категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников составляют так называемые «интеллектуально пассивные» дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной мыслительной деятельности. Причиной этого является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.
Стремление узнавать новое выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного интереса - активная мыслительная деятельности. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха, в случае если проявили догадку, получил одобрение взрослых — создают у ребенка уверенность в своих силах.
Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. (Легче запоминает и воспроизводит быстрее интересный материал). Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений. Разнообразие интересов побуждает ребенка попробовать свои силы в разных областях знаний, во многих видах деятельности. Между развитием интереса ребенка и его знаниями об окружающем мире существует взаимная связь. (С одной стороны - интерес побуждает ребенка к приобретению знаний. С другой- знания побуждают ребенка к размышлению). Прочные знания - основа активности ребенка. Они способствуют проявлению живого интереса к действительности.
Советуем родителям использовать каждую возможность для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающей жизни. Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии. Не стремитесь объяснить и рассказывать ребенку обо всем, что он видит на прогулке, экскурсии, по телевизору.
Для развития интереса целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений. Вы прогуливаетесь в лесу. Предложите определить, что изменилось в лесу со времени последнего посещения; задать вопросы и придумать загадки о том, что он видит; вспомнить и прочитать строки из выученных ранее стихотворений о природе.
Знакомя детей с окружающим миром, часто прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему знакомым. ( На улице города можно сравнить виды транспорта: автобус и троллейбус, грузовую и легковую машину и др.). Какое было небо утро, отметить изменения. Побуждая ребенка к сравнению, мы повышаем его наблюдательность, обеспечиваем наиболее активное и сознательное усвоение знаний.
Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и др. видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создать условия для развития творческой деятельности (соответствующие игрушки). Интерес, осуществляемый в деятельности, становится стойким и осознанным. Если деятельность протекает успешно, то у ребенка усиливается желание заниматься ею, что благотворно сказывается на развитии у него познавательного интереса. Поощряйте занятия и игры детей, относитесь к ним одобрительно, помогайте довести качественное дело до конца. Внимание родителей воодушевляет ребенка, а участие их в детских играх и занятиях особенно радует.
Ребенок часто спрашивает взрослых о том, что его волнует, просит почитать, рассказать. В семье обычно делают это. Однако, следует помнить, что для развития ребенка важно не только количество знаний, но и способ их усвоения. (Читая или рассказывая ребенку, не стремитесь к тому, чтобы он запомнил содержание произведения; побуждайте ребенка к самостоятельным рассуждениям, спрашивайте его, понравилось ли ему прочитанное или рассказанное, что он считает в нем главным, как поступил бы на месте того или иного героя, что узнал нового и т. д.)
Активность мысли и интересы ребенка проявляются в его вопросах. Они порождаются новым и неизведанным, всем тем, что вызывает у ребенка сомнение, удивление, недоумение. К детским вопросам необходимо относиться внимательно и бережно. Отвечать на них рекомендуется таким образом, чтобы поддержать и углубить любознательность и познавательные интересы ребенка. Встречный вопрос взрослого: «А ты как думаешь сам?» побуждает ребенка к самостоятельным размышлениям, укрепляет веру в свои силы.
Краткость, ясность ответа, его доступность пониманию дошкольника - этим должен руководствоваться взрослый, отвечая на детские вопросы. По возможности надо побуждать ребенка к дальнейшим наблюдениям и рассуждениям, к самостоятельному получению ответа на возникший вопрос.
Консультация для родителей.
«Познавай и исследуй вместе с ребёнком»
Ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Задача взрослого – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот активно помогать.
Советуем родителям использовать каждую возможность для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающей жизни. Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии. Не стремитесь объяснить и рассказывать ребенку обо всем, что он видит на прогулке, экскурсии, по телевизору.
Ребенок часто спрашивает взрослых о том, что его волнует, просит почитать, рассказать. В семье обычно делают это. Однако, следует помнить, что для развития ребенка важно не только количество знаний, но и способ их усвоения. (Читая или рассказывая ребенку, не стремитесь к тому, чтобы он запомнил содержание произведения; побуждайте ребенка к самостоятельным рассуждениям, спрашивайте его, понравилось ли ему прочитанное или рассказанное, что он считает в нем главным, как поступил бы на месте того или иного героя, что узнал нового и т. д.)
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира.