Юлия Уголкова
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Для чего человеку нос?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности.
Тема: Для чего человеку нос?
Возраст: 5-6 лет (старшая группа)
Игровая мотивация: рассказать зайцу Умке для чего нужен нос и как правильно о нем заботиться.
Задачи:
Образовательные: Уточнить знания детей об органах чувств человека; расширить представление детей об основных функциях носа (очищение, согревание воздуха, улавливатель запаха). Учить бережно относиться к своему здоровью.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности „Для чего человеку нос?“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нос, орган обоняния
- Органы чувств человека и их назначение
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Воспитательные: Способствовать сплочению группы, созданию доверительной атмосферы. Воспитывать исследовательский интерес к своему организму через дидактические игры и упражнения.
Развивающие: Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, мелкой моторики рук, речевого общения. Побуждать детей к ведению диалога с игровым персонажем.
Словарная работа: Органы дыхания, микробы, запах, личная гигиена, лабиринт, организм, ноздри, очищение, согревание.
Предварительная деятельность: Чтение загадок, чтение рассказа В. Бианки «Чей нос лучше», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», изготовление схем органов чувств, рассматривание энциклопедии «Познай себя», д/и «Чей нос?», опыт с фильтром «Чистая и грязная вода».
Материал для воспитателя: компьютерная презентация, техкарта занятия, игрушка заяц Умка.
Материал для детей: рисунок куколка без носа, картинки: носа, пылесоса, насоса, духов, печки; капсулы от киндер-сюрприза с запахами, предметные картинки, два листа картона для опытов, крем, песок.
Ход занятия:
1. Мотивационный этап.
Воспитатель:
- Ребята, начнем мы сегодня с такой игры:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
- Замечательно!
Заяц Умка: - Здравствуйте, ребята! А что это вы тут делаете?
Дети: - Здравствуй, Умка! Мы собираемся заниматься.
Умка: - Как это? Давайте лучше поиграем! В моем рюкзаке, наверняка есть что-нибудь интересное. (Достает картинку куколки без носа и листок с загадкой)
Ребята, давайте узнаем, что написано на листке:
Вот гора, а у горы-
Две глубокие норы
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит… (нос)
- Странная загадка… Может, картинка нам поможет ее отгадать? (Ответы детей: у куклы нет носа)
Умка: А, по-моему, куколка и так красивая! И зачем они только нам нужны, эти носы? Одни страдания с ними. То с горки упадёшь, да нос разобьёшь. То он чихает. Даже платок для него специальный придумали - носовой. Дышать мы ведь и ртом можем. Так?
2. Ориентировочный этап.
Слайд 1.
Воспитатель: - Так, да и не так. Некоторые так и считают, что нос – украшение на лице. Кто-то думает, что природа дала нам нос, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь. Поважничаем и мы с вами. И в этом случае говорят «Ишь, ты, нос задрал». А теперь давайте погрустим. В этом случае говорят «Ну чего же ты нос повесил?»
Посмотрите на носы друг друга. У всех носы разные. У кого-то прямой, у кого-то вздернутый кверху, но на самом деле даже самый маленький нос — это очень важная часть тела! Это одновременно и фильтр, и обогреватель, и сторожевой пост!
3. Исполнительский этап.
Воспитатель: - Сегодня мы поговорим о том, для чего человеку нос. А вы как думаете?
Слайд 2.
- Да, нос нужен, чтобы дышать, но правильно дышит тот, кто делает глубокий вдох и спокойный равномерный выдох через нос.
Подышим: вдох – выдох (3-4 раза)
Для чего человеку нос?
- Выберите соответствующую модель.
Дети выбирают карточку с изображением функции дыхания
Итак, нос нужен чтобы дышать.
- Что вдыхает наш нос?
Какой бывает воздух? (Ответы детей: воздух чистый, грязный)
Для очищения воздуха люди придумали разные фильтры.
- Фильтр – это механизм для очистки чего-то. Он есть и в пылесосе.
С помощью пылесоса мы собираем пыль и грязь у нас дома! Вот и наши носики также, как пылесосы, собирают пыль, микробы. А как это происходит, я покажу. И мы вместе с вами это докажем.
Слайд 3.
Опыт: У меня есть два картона, поверхность одного картона намазана кремом, так как стенки нашего носа покрывает слизистая оболочка. А другой картон чистый. Давайте насыплем на оба листа песок. Посмотрите, что случилось с картоном, который намазан кремом.
Дети выполняют задание (посыпают сверху на оба картона сухой песок, переворачивают).
Почему песок не прилип к другому картону? (ответы детей)
Дети выбирают карточку с изображением функции очищение.
Слайд 4.
Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которого покрыты волосками. Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт. Стенки лабиринта покрыты липкой жидкостью слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются вместе с воздухом пробраться в наш организм.
Слайд 5.
Изнутри стенки носа пронизаны множеством тончайших сосудов, по которым всё время струится горячая кровь.
Слайд 6.
Проходя по лабиринту, даже морозный воздух согревается и попадает в лёгкие уже тёплым и очищенным от микробов. Вот почему надо дышать не ртом, а носом. Меньше опасности надышаться пыли и простудиться. И наш нос можно сравнить с обогревателем.
Дети выбирают карточку с изображением функции согревание.
Слайд 7.
Воспитатель:
- Когда слизи с налипшими микробами набирается много, мы чихаем, и нос очищается. Чтобы микробы не разлетелись, нужно соблюдать правила. Какие? (Ответы детей: прикрывать рот, пользоваться носовым платком)
- Почему наш нос называют сторожем организма? Ответы детей.
Послушайте загадку:
Вокруг носа вьётся,
В руки не даётся.
Что это? Верно, запах.
Слайд 8.
- Донесётся из духовки вкусный запах зарумянившейся корочки — и хозяйка понимает: пирог готов, пора его вынимать. Понюхает повар принесенное мясо — почувствует неприятный запах и узнает: мясо начало портиться, запахнет в воздухе дымом — и нос сразу сообщит об этом мозгу (голове). А тот уж сообразит, что где загорелось.
Благодаря нашему замечательному носу мы можем наслаждаться чудесным запахом цветов.
Слайд 9, 10.
Воспитатель: - Давайте поиграем в игру «Угадай по запаху».
Слайд 11.
Предложить определить запах и найти соответствующую картинку.
На подносе в капсулах от киндер-сюрприза ватки с запахом: апельсин, сосна, мыло.
-Если затрудняетесь, можно задать вопросы.
Что помогло вам не ошибиться в выборе картинки? (ответы детей)
Слайд 12.
- Значит, сторожем нос называют потому, что он единственный из всех органов умеет воспринимать разные запахи. А это очень важно.
- Дети выбирают карточку с изображением функции запах.
4. Рефлексивный этап.
Умка: - Ребята, оказывается, что нос нам очень нужен! Сейчас я дорисую картинку.
Слайд 13.
Воспитатель: - Умка, посмотри, какой красивой стала куколка теперь!
Подходим к «системному оператору».
Воспитатель:
- Мы сегодня узнали много нового. Давайте расставим карточки, чтобы проверить всё ли Умка запомнил. Выкладывают карточки на «системный оператор»
- Что сегодня вам было интересно?
- Что было трудно?
Посмотрите, у нас остались пустые окошечки. (карточки)
5. Перспективный этап.
Воспитатель: - Сейчас мы вместе с Умкой пойдем в группу и покажем ему энциклопедию «Познай себя» и наши необычные игры. Когда мы узнаем еще что-нибудь о функциях носа, мы сможем заполнить наш системный оператор полностью.