Наталья Антонова
Мастер-класс для родителей детей второй младшей группы по познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей детей 2 младшей группы по познавательно-исследовательской деятельности.
Тема: «Забавные эксперименты»
Дата проведения:
Цель мастер-класса : повышение уровня знаний и умений у родителей в методике проведения опытов и экспериментов с детьми.
Задачи:
- продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, водой, песком, льдом, магнитом.
- обобщить знания и обменяться опытом по данной теме.
Публикация «Мастер-класс для родителей детей второй младшей группы по познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Предварительная работа:
- организация выставки книг, пособий, направленных на экспериментальную деятельность с детьми;
- провести анкетирование родителей «Детское экспериментирование в семье» (приложение № 1.);
- оформить памятки для родителей «Организация познавательно-исследовательской деятельности» (приложение № 2.) и анкеты-отзывы (приложение №3);
- приготовить материалы для мастер-класса.
Участники: воспитатель 2 младшей группы, родители, дети.
Форма проведения: мастер-класс
План проведения:
1. Приветствие. (Знакомство с понятием детское экспериментирование)
2. Совместное проведение экспериментирования.
3. Совместные игры детей и родителей
4. Обсуждение проведенных опытов с родителями.
4. Заполнение анкет-отзывов.
Ход мастер-класса.
Вступительное слово воспитателя:
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады сегодня видеть Вас на нашем мастер – классе! Вам хотелось бы разобраться в том, что такое эксперимент, и детское экспериментирование? Для чего оно нужно и как развивает ребенка? Ну, что ж, уважаемые родители, сегодня мы с вами постараемся понять, в чем особенности организации деятельности детского экспериментирования. Мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. И сегодня я тоже хочу с вами поэкспериментировать.
Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание я уделяю созданию проблемной ситуации. Например: Я хочу поиграть со снегом дома, сможем ли мы это сделать? Иногда предоставляю детям действовать методом проб: из какого материала можно сделать лодку? Дети пробуют какой материал тонет, а какой нет. Важно, чтобы ребенку был понятен смысл, зачем я это делаю? Наличие проблемы, создание интереса способствуют созданию положительной мотивации к деятельности. Создать мотивацию сегодня мне поможет кукольный персонаж. Также очень важно давать детям самостоятельно делать выводы! И самое главное: помните про безопасность! Выбирайте эксперименты соответственно возрасту! Итак, начнем!
В группу входят дети и располагаются возле своих родителей
Воспитатель: -ребята, пока мы играли, у нашей куклы Кати случилась беда. Давайте посмотрим, что же случилось?
(на экране появляется кукла Катя) : Я уронила свой ключик от сундучка с платьями в воду, и не знаю, как его достать, чтобы не намочить руки?
(перед детьми стоят стаканчики с водой и ключиком, рядом лежит магнит).
Как вы думаете, как же мы можем помочь нашей Кате (слушает предположения детей, предлагает их проверить)
Опыт №1. «Умные магниты»
- Какие мы с вами молодцы!Удивили наших мам! Они, наверное, и не знали, что возможны такие фокусы с магнитами!
Воспитатель: вот, Катя, как на самом деле могут действовать магниты!
Катя: Посмотрите, какой магнит мне подарили! Он все – все примагничивает, предметы из любых материалов!
Воспитатель: Катя, а давай спросим у наших ребят, все ли предметы может притянуть магнит? (слушают предположения детей)
Видишь, Катя, ребята считают, что ты ошибаешься, и магнит не все предметы может притянуть к себе!
Катя: Мальчики и девочки помогите нам разобраться, пожалуйста, все ли магнит притягивает!
Воспитатель: смотри, Катя, как мы это будем делать.
Опыт №2. «Свойства предметов!»
Катя: А теперь я хочу поиграть!
Воспитатель: Разминка «Ладошечка»
Дай ладошечку, моя крошечка.
Я поглажу тебя по ладошечке.
На ладошечку, моя крошечка.
Ты погладь меня по ладошечке.
Упражнение «Разминка» (Е. Железновой)
Головой мы покиваем.
Носиками помотаем.
И зубами постучим.
И немножко помолчим
Плечиками мы покрутим.
И про ручки не забудем.
Пальчиками потрясем.
И немножко отдохнем.
Мы ногами поболтаем.
И чуть-чуть поприседаем.
(в конце мама и ребенок дарят друг другу объятья)
Воспитатель: а еще, Катя, мы, как настоящие исследователи, очень много знаем о воде! Ребята, давайте расскажем Кате, какие свойства воды мы исследовали.
(высказывания детей)
Воспитатель: молодцы, настоящие сыщики! Вода - это жидкость, без неё не прожить; она нужна людям, животным и растениям)
У вас на столе баночки с водой. Узнаем, что может вода.
1. Перелейте воду в другой стаканчик - вода льётся.
2. Посмотрите на разные ёмкости, которые заполнены водой. Имеет ли вода постоянную форму? (нет) – Вода принимает форму сосуда, в который её налили.
3. Понюхайте воду - вода не имеет запаха.
4. Опустите в стакан ложку, ложка хорошо видна - вода прозрачная.
5. Налейте ложкой немного воды на стол – Что произошло? Вода растеклась. Значит она жидкая.
6. Возьмите салфетку, положите её на лужицу воды на столе. Что произошло? (вода впиталась в салфетку.) Вода может впитываться.
7. Посмотрите в емкость с водой. Что видите? (себя и потолок) – вода может отражать предметы.
Дети делают вывод о проделанной работе:
1. Вода прозрачная, вода не имеет цвета, льётся.
2. Вода принимает форму сосуда, в который её налили.
3. Вода растекается, она жидкая.
4. Вода может впитываться.
5. Вода может отражать предметы.
6. Уровень воды меняется, если в воду класть предметы.
Катя: еще я приготовила испытание для наших мам и пап:
1. Извержение вулкана.
Это один из самых любимых детских опытов! Его наверняка знают все, но для полной коллекции не могу его здесь не указать. После многократного повторения бурной реакции соды с кислотой, у ребенка, рано или поздно, возникнет вопрос, почему так происходит в природе? Расскажите ему, что Земля состоит из ядра, мантии и коры, и иногда в земной коре образуются отверстия, которые называются вулканами. Через жерло вулкана из глубин земли вырывается горячая расплавленная лава, а также пепел и газ. Также найдите на карте до сих пор действующие вулканы или расскажите о наиболее сильных извержениях, которые разрушили города в древности.
Для опыта понадобится:
Поднос или блюдо
Сода, уксус, немного краски или красителя, жидкое мыло.
Пластиковая бутылка
Существует масса способов сделать вулкан. Самый распространенный — в качестве основы взять пластиковую бутылку, затем вокруг этой бутылки вылепить гору. Это можно сделать из соленого теста, затвердевающей массы для лепки, пластилина.
Так же в теплое время гору можно сделать из песка прямо в песочнице, поставив внутрь бутылку.
Что делаем: Насыпаем в бутылочку соду и краситель, добавляем пару ложек моющего средства.
Затем аккуратно добавляем кислоты.
Вулкан начинает извергать мыльную пену.
Последний наш вулкан был вылеплен из соленого теста, подкрашенного кокао, внутри сделано углубление. Наш вулкан сох на подоконнике около 5 дней, после чего уже на протяжении недели работает в напряженном режиме извергая лаву каждый день.
Игра «Догони мяч»
Воспитатель: Раз, два, три, беги!
Взрослые бросают мячи на ковер, а их малыши добегают до того мячика, который был у их мам.
Воспитатель:
Ай, люли, ай, люли!
Раскатились все мячи!
А мы мячики найдем
И к мамочке отнесем!
Игра «Не потеряй мячик»
Педагог включает запись ритмичной музыки. Мама в паре с ребенком берут один мяч. И под музыку, не выпуская мячика, начинают идти по залу, прыгать, кружиться, приседать по команде воспитателя. Музыка заканчивается, игра тоже заканчивается.
Рефлексия.
ИКТ: «Поможем ручейку»