Вера Оськина
Конструктивная деятельность детей раннего возраста с ограниченными возможностями
▼ Скачать + Заказать документы
Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, поэтому она играет большую роль в воспитании ребёнка с проблемами в развитии.
Но всего этого ребёнок может достичь только в результате целенаправленного и систематического обучения. Только при условии влияния взрослого обеспечивается должное развитие конструктивной деятельности. Необходимы систематические занятия, которые, позволяют научить ребёнка быть наблюдательным, различать основные геометрические формы.
Публикация «Конструктивная деятельность детей раннего возраста с ограниченными возможностями» размещена в разделах
Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности. К сожалению, сейчас к конструированию родители отводят незначительное место в занятиях с ребенком, а деревянный конструктор большая редкость в наборе детских игрушек.
Для обучения детей конструированию используют наборы кубиков, трёхгранных призм, строительного материала, а также строительные наборы, мягкие игрушки. Прежде всего, детей знакомят с названиями деталей, их формой, величиной. В конце каждого занятия специалист должен показать, как использовать данную постройку для игры. Для обыгрывания построек детям дают куклы, посуду, мягкие игрушки (куклы спят, куклы едят). При этом игрушки должны быть соразмерны постройкам.
Конструирование детей с ограниченными возможностями направлено на формирование реальных представлений об окружающем мире, на обучение умениям действовать с предметами, определять их свойства и признаки. Кроме того, конструктивная деятельность является эффективным средством преодоления имеющихся недостатков в развитии восприятия, мышления, то есть в процессе предметно-практической деятельности создаются благоприятные условия для преодоления этих недостатков.
На занятиях по конструированию дети :
Развивают моторику рук
Сформировать представления о строительных деталях, их названиях, свойствах (форма, величина, устойчивость).
Учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве
Расширяют свои представления об окружающем мире – об архитектуре, транспорте, ландшафте
Развивают внимание, способность сосредоточиться, память, мышление
Учатся воображать, фантазировать, творчески мыслить
Учатся общаться друг с другом, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд. Работа с конструкторами позволяет детям в форме познавательной игры узнать много всего важного и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.
Активными помощниками на занятиях всегда выступают наши родители.
Очень важным на наших занятиях является обязательное присутствие родителя. Ведь нужно не только ребенка научить двигаться и относиться к себе по-новому, но и родителю показать, что умеет делать ребенок, научить воспринимать его по-новому. Родители учатся правильно взаимодействовать с ребенком, обучаются работе с телом и продолжают эту работу дома. Всегда приятно наблюдать, как стеснительность мам и пап проходит, они радуются достижениям своего дитя, начинают гордиться им.
Работа с детьми с тяжелыми формами заболеваний имеет ряд особенностей. Как правило, эти дети на занятиях малоактивны, требуют дополнительных воздействий, не могут сосредоточиться. Чаще всего, эти дети не могут говорить, и специалист не может получить ответ ни на один свой вопрос. Но язык тела красноречивее любого другого языка. Если специалист выстраивает работу правильно, идя от потребностей именно этого ребенка, то ребенок сотрудничает с удовольствием: играет в игры с ногами, руками и пр.
Особенно важным моментом является возможность объединять детей в группы, проводить групповые занятия. Во время занятий в группе реализуется наклонность детей к подражанию, а элементы соревнования, присутствующие на занятиях, подталкивают ребенка на освоение новых двигательных навыков, требующих значительных активных волевых усилий. Особенно ярко проявляются эти способности при построении занятия в форме игры, стимулирующей двигательную активность.
Методика занятия.
Методика занятий с детьми имеет свою специфику. Она связана с особенностями развития и поведения детей с особыми потребностями.
Следует подбирать игры и упражнения, с которыми дети могут справиться без особого труда, постепенно усложняя их.
Игры должны повторяться, чтобы дети и родители смогли их запомнить.
В процессе занятий детям необходима смена деятельности, что предупреждает утомление.
На занятиях с ребёнком необходимо применять наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность его самого.
Использование художественного слова: стихотворения, сказки, песенки, повышает интерес к конструктивной деятельности у детей
Структура занятия.
Приветствие. Этот ритуал может проходить в стихотворной форме, его можно пропеть:
Сюрпризный момент.
Постройка из строительного материала.
Пальчиковая гимнастика.
Обыгрывание постройки.
Малоподвижная или подвижная игра.
Подведение итогов
Ритуал прощания. Может проходить в стихотворной форме.
Занятия проводятся после дневного сна, когда дети спокойные, отдохнувшие. Длительность каждого занятия 20-25 минут. Для более четкого распределения содержания занятия мы разработали алгоритм коррекционно-развивающего занятия по конструированию. Все занятия проводятся в игровой форме.
Занятие начинается с ритуала приветствия. Этот ритуал может проходить в стихотворной форме, его можно пропеть.
Начало занятия должно носить эмоциональный характер, содержать сюрпризный момент. Так, специалист, обращаясь к детям, говорит: «Посмотрите, кто к нам пришёл. Что же он нам принёс?». «Приходящие» персонажи приносят дидактический материал. Дети выполняют задание. В конце занятия специалист оценивает работу детей вместе с персонажем, благодарит их за выполненные постройки и т. п.
Каждое занятие начинается обязательно с пальчиковой гимнастики или с физкультминутки, она помогает разогреть пальчики и развивает мелкую моторику рук.
Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в них. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т. е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается - показ устраняется и остается только словесная инструкция.
Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:
1. собирание пирамидок, матрешек, мозаики:
2. нанизывание колец на тесьму;
3. работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины;
4. перебор крупы;
5. шнуровка на специальных рамках, ботинок;
6. закручивание шурупов, гаек;
7. игры с конструктором, кубиками;
8. шнуровка.
Гимнастика подбирается с учетом темы занятия, например: тема «Дом», а гимнастика будет такой:
Целый день тук да тук,
Раздаётся звонкий стук.
Молоточки стучат,
Строим домик для зайчат.
Молоточки стучат,
Строим домик для мышат.
Этот дом для лисоньки,
Этот дом для зайчиков,
Этот дом для мишек,
Этот дом для лягушат.
Вот какой хороший дом,
Как мы славно заживём,
Будем песни распевать,
Веселиться и плясать.
Выполнение постройки.
Так на первом игровом обучающем занятии рассматриваем и называем все имеющиеся в наборе детали, давая простейшие пояснения типа: «Это кубик» он толстый со всех сторон одинаковый, а это кирпичик, он потоньше, «Вытянутый» и так далее.
Обыгрывание постройки.
Следует формировать у детей умение играть с постройками, подсказывая возможные действия. («Все собачки спрятались в домиках. А теперь все выглянули в окошечко, вышли из домик».)
На занятиях нужно использовать образные игрушки, соразмерные с набором строительного материала, вызывать у детей желание поиграть с постройкой. Воспитатель должен показать, как это делать (по лесенке кукла высоко взбирается, потом спускается, идет играть с подружкой и т. д., чтобы занятие доставляло радость детям, раскрывало назначение построек, убеждало их в том, что с постройками можно интересно играть. Сюжет игры ребятам можно подсказать. Воспитатель первым начинает игру, а потом включает в нее детей, рассуждает с ними по поводу того, что еще надо построить, как играть. В играх и на занятиях следует использовать образные выражения, художественное слово, песенки (во время укладывания куклы на построенную кроватку спеть песенку «Баю-баю»).
Малоподвижная или подвижная игра.
Игра подбирается с учетом темы занятия, например: тема «Будка для собаки», а игра будет «Лохматый пёс» :
Подведение итогов.
Большое внимание уделяется анализу образца: дети учатся определять и называть постройку, её части, форму, цвет, величину конструктивных деталей. В процессе анализа результатов деятельности детей, который должен обязательно проходить в игровой форме, следует обращать внимание на все работы и обязательно похвалить каждого ребёнка.
Занятие заканчивается ритуалом прощания. Этот ритуал может проходить в стихотворной форме, его можно пропеть.
Конспект занятия по конструктивной деятельности
для детей раннего возраста с ограниченными возможностями.
Тема: Кроватка для мишки.
Цель: Закреплять умение строить мебель из строительного материала (кроватку). Учить различать большую и маленькую пластину, правильно их называть.
Материалы: Мягкие игрушки, строительный набор, шапочка медведя, шнуровка.
Ход занятия:
1. Приветствие.
Мы за руки возьмёмся,
Мы за руки возьмёмся
Друг другу улыбнёмся
И скажем дружно всем
Здравствуйте.
2. Сюрпризный момент.
Загадка.
Хозяин лесной
Просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Задаё м вопросы детям: где живёт медведь? (В лесу, в берлоге) Какие это животные дикие или домашние? Почему?
А у Мишки есть маленькие медвежата. Давайте с ними поиграем.
3. Пальчиковая гимнастика.
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так
Головой своей крутили.
Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так
Дружно дерево качали
В вперевалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так
И из речки воду пили
А потом они плясали
Выше лапы поднимали
Вот так, вот так
Выше лапы поднимали
Наш медведь большой, большой
А зайчишка маленький
Наш медведь пошёл, пошёл
И запрыгал заинька.
Есть в лесу под ёлкой хатка
Там уснули медвежата
Лишь малыш не хочет спать
Маме стал надоедать.
Капризуля косолапый просит –
Ужин мне состряпай
И в корзинке принеси
Мёду, сыру, колбасы.
Баю-баю надо спать
Говорит мишутке мать
Ты уснёшь и сон придёт
Всё в корзинке принесёт
Медведица мать медвежонка качает
Малыш веселится, малыш не скучает.
Он думает это такая игра
Не знает, что спать медвежатам пора.
4. Конструирование кроватки.
Баловался, баловался мишутка, да и сломал свою кроватку. Сидит и плачет, где он теперь будет спать.
Давайте построим мишке кроватку.
Каждому ребёнку даём кирпичики. Появляется игрушка маленького мишки (по количеству детей) и просит и для него построить кроватку. Таким образом у каждого ребёнка свой медвежонок.
Ну вот, кроватку построили, теперь надо мишку положить спать и спеть ему песенку.
Баю-баюшки баю
Мишке песенку спою
Баю, баюшки бай, бай
Поскорее засыпай.
5. Развитие мелкой моторики (работа со шнуровкой)
Пока медвежата спят мама медведица пойдет в лес собирать грибы и ловить рыбу. Дети нанизывают грибы и рыбку на верёвочку.
6. Медвежата выспались их надо поднимать. Дети будят своих медвежат (Вставай мишка, просыпайся.) Собираем кроватку: кирпичик на кирпичик – проговариваем.
7. Мишек надо одеть. Пазлы «Одень Медведя».
8. А теперь давайте поиграем с мишкой
Игра «Медведь».
Вышел мишка на лужок
Собрались мы все в кружок.
Мишка хлопает в ладоши
Он у нас такой хороший.
С мишкой хлопайте ребята
Ну-ка вместе раз, два, три.
Вышел мишка на лужок
Собрались мы все в кружок.
Мишка очень любит топать,
Топать ножкой посмотри
С мишкой топайте, ребятки
Ну-ка вместе раз, два, три.
9. Прощание.
До свиданья, до свиданья!
Всем нам было хорошо.
До свиданья, до свиданья!
Приходите к нам еще.