Сергина Ольга
Конструкт проведения непосредственной образовательной деятельности «Путешествие на паровозике»
▼ Скачать +Заказ
Группа: средняя (4-5 лет)
Образовательная область : речевое развитие
Тема: «Путешествие на паровозике»
Форма организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Виды деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная.
Учебно-методический комплекс:
1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (приказ Министерство образования науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013г.)
Публикация «Конструкт проведения непосредственной образовательной деятельности „Путешествие на паровозике“» размещена в разделах
2. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2014.-328с.
Цель: формирование умения различать на слух и правильно произносить звук [ч] посредством словарных упражнений.
ЗАДАЧИ образовательной программы
• Воспитательные:
• 1. Продолжать воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и педагогом, наблюдать действия сверстников при выполнении упражнений.
• Развивающие:
• 1. Развивать подвижность органов артикуляции, речевое дыхание при произнесении звука.
• 2. Развивать фонематический слух, восприятие и внимание в процессе реализации словарных упражнений и игровых ситуаций
3. Развивать правильность, выразительность и просодическую сторону речи.
Обучающие:
• 1. Упражнять детей в четком и правильном произнесении звука [ч] изолированно, слогах, словах, предложениях
Планируемые результаты:
Дети активно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в процессе деятельности, могут наблюдать правильность выполнения упражнений друг друга.
Дети умеют выполнять упражнения, управляя органами артикуляции и дыханием при произнесении нового звука.
Различают звуки на слух, способны сосредоточиться на выполняемых действиях посредством стимулирования игровыми ситуациями.
Дети умеют правильно и выразительно произносить предложения, меняя темп речи.
Умеют правильно произносить звук [ч] в слогах, словах, предложениях.
Принципы дошкольного образования (ФГОС) :
1)построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором
сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
2) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
3) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
4) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов)
Принципы воспитания: формирование личного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, поддержка
инициативы детей в различных видах деятельности, возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития, воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения: принцип научности и доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и
последовательности, принцип индивидуального подхода, принцип осознанности и активности.
Принципы развития речи: принцип обеспечения активной звуковой практики, принцип развития языкового чутья,
принцип взаимосвязи умственного и речевого развития.
Методы воспитания:
беседа, поощрение.
Методы обучения:
Наглядные: иллюстрации, рассматривание реальных предметов.
Словесные: художественное слово, беседа.
Практические: дидактическая игра, упражнения.
Этапы
деятельности
Методы обучения и воспитания Деятельность педагога Деятельность детей
1. Мотивация на совместную деятельность
Задача: собрать внимание детей и смотивировать на предстоящую деятельность Беседа, рассказ, художественное слово Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие. Как вы думаете, на чем мы отправимся с вами в наше путешествие? Предлагаю отгадать загадку:
«Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Я стучу, стучу, стучу,
Я лечу, лечу, лечу,
Опоздать я не хочу»
- Что это? Правильно, ребята. Конечно же паровоз. В наше путешествие мы отправимся на паровозе. Ему нравится слушать правильную речь, особенно слова с его любимым звуком.
- Давайте для первого раза я буду паровозиком, а вы моими вагончиками.
Приготовились? Поехали! (звучит фонограмма «Песня паровозика») Дети внимательно слушают, эмоционально откликаются
2. Основной этап
2.1. Артикуляционная гимнастика
Задача: развивать артикуляционную моторику, навыки самоконтроля, формировать умение наблюдать действия сверстников при выполнении упражнений Показ, беседа, упражнение, поощрение Ребята, мы приехали с вами в страну звуков, и наш паровозик хочет познакомить вас со своим любимым звуком. Но для этого разбудим наш язычок, зубки и губки. Разбейтесь, пожалуйста, по парам и посмотрите на меня. Педагог показывает упражнения.
«Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибочек», «Гармошка».
- А теперь проверьте друг друга в паре, правильно ли у вас получаются упражнения. Дети наблюдают за педагогом, выполняют упражнения по инструкции, работают в парах, осуществляют взаимоконтроль.
2.2. Упражнение «Послушный ветерок»
Задача: учить управлять воздушной струей Показ, беседа, упражнение, поощрение - У вас получилось верно выполнить упражнение, теперь потренируемся правильно выдыхать и вдыхать воздух, чтобы четко и выразительно произносить слова.
Но для начала скажите : Какое время года у нас сейчас? Ответы детей
На деревьях распускаются новые (листочки). Предлагаю взять листочек и поднимите его перед собой, а теперь подуйте на него. Молодцы! Так же колышутся листья на ветру!
Теперь я вижу, вы готовы познакомиться с любимым звуком паровозика. Дети слушают педагога, отвечают на вопросы, выполняют упражнение
2.3. Упражнение
Задача: учить детей и упражнять правильно произносить звук [ч] Показ, объяснение, упражнение, поощрение - Паровозик любит играть со звуком, который сам же и издаё т: ч-ч-ч
- Посмотрите, как правильно произносить звук Ч:
губки округлены, зубки не смыкаются, язычок поднят вверх как в упражнении «Грибок» и с силой произносим звук [ч].Наш звук играет с ветерком.
Поднесите ладошку ко рту и ещё красиво произнесём звук Ч. Чувствуете, как из ваших ротиков вырывается небольшой ветерок?
-Произнесем звук [ч] все вместе! Слава, произнеси правильно! Теперь Сережа, Катя!
-Что мы сейчас тренировались делать? Что помогает нам правильно произносить звук паровозика? Верно, чтобы звук был правильным, нужно губки округлить, зубки не смыкать, язычок поднять вверх как в упражнении «Грибок» и с силой произносить звук. Паровозику очень нравятся ваши звуки. Дети наблюдают за педагогом, выполняют упражнения по инструкции
2.4. Словарное упражнение «Найди звук»
Задача: развивать фонематический слух, внимание Объяснение, упражнение, поощрение, иллюстрации, игрушки с таким звуком - А теперь наш волшебный паровозик приглашает нас в свои волшебные вагончики: я буду произносить звуки, а вы приглашайте их в вагоны, для этого хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите звук [ч] : Т Ч Щ Ш Ч Ч Ж Ч Ч С
– Следующие задание, я буду произносить слоги, а вы приглашайте их в вагоны, для этого хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слог со звуком [ч] : ТЯ-ЧА-СО-ЩО-ЧИ-МИ-ЛА-ТЮ-ЧУ
– И последнее, я буду произносить слова со звуком [ч], а вы приглашайте их в вагоны, для этого хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите слово со звуком Ч: чай, девочка, банка, щётка, грач, бант, кочка, насос, мячик, воробей, чудеса.
- Молодцы, хорошо справились с заданием! Давайте вспомним какие слоги запомнили? А слова? А звуки? Дети выполняют упражнения
2.5. Смена видов деятельности (физминутка)
Задача: снять мышечное и эмоциональное напряжение Объяснение, демонстрация, художественое слово - Ребята, перед веселой поездкой наши гости решили поиграть, давайте и мы немного отдохнем. Слушайте четверостишия и повторяйте за мной.
Перед зеркалом стою (стоят прямо)
И себя не узнаю (Качают головой).
Ставлю руки на бочок (ставят руки на пояс) :
Я отважный морячок (правая нога - на носок, подбородок вверх).
Вы еще не сели (соединяют руки?
Я теперь качели (качают ими влево-вправо).
Ну-ка, угадай-ка,
Что за птица? (машут руками, как крыльями)
Чайка (кисти рук заострены вверх).
Только ночка началась,
В небе звездочка зажглась (руки в стороны, ноги широко расставлены).
-Кто заметил, в каких словах встретился любимый звук паровозика? Произнесем слово громко хором. Дети играют с воспитателем, выполняют движения по тексту 2 раза
2.6. Словарное упражнение «Повторяй за мной»
Задача: отрабатывать навыки правильного произнесения звука [ч] в слогах Беседа, упражнение, поощрение - Паровозик любит сочинять и петь в дороге разные песни. А вы будете с ним петь? (ответы детей) Сейчас я буду петь, а вы должны за мной повторить.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча в комнате горит свеча.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу молоточком я стучу.
Чо-чо- чо, чо-чо-чо в печке очень горячо.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи спрятались мои ключи.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок, а в кармане пятачок.
Ач-ач-ач, ач-ач-ач дайте мне большой калач.
Оч-оч-оч, оч-оч-оч наступила ночь.
Уч-уч-уч,уч-уч-уч, а на небе яркий луч.
- Хорошо, ребята, все старались произносить звук [ч] правильно. Дети слушают, отвечают на вопросы, повторяют за педагогом
2.7. Словарное упражнение «Доскажи словечко»
Задача: отрабатывать навыки правильного произнесения звука [ч] в словах, развивать внимание Объяснение, игровая ситуация, поощрение. иллюстрации - Паровозик решил порадовать нас и поиграть в слова. Поднимите руку, кто готов поиграть с ним? Мы будем не просто называть слова, а правильно произносить в них любимый звук паровозика, поэтому старайтесь говорить верно. Вставайте в круг. Я бросаю мяч, а вы отвечайте.
Мя-чик, бабо-чка, дево-чка, клю-чик, крю-чок, паль-чик, одуван-чик, ёло-чка, иголо-чка, удо-чка, ласто-чка.
- Молодцы, ребята! Все слова угадали. А кто догадался, какой звук часто встречался в словах? Верно, это звук. Найдите в группе по 1 картинке, на которой изображены эти предметы. Дети принимают активное участие в игре, перемещаются по группе, находят и называют предметную картинку
2.8. Словарное упражнение «Произнеси красиво»
Задача: упражнять в правильном, выразительном чтении стихотворения, упражнять в умении менять темп речи Беседа, художественное слово, упражнение, поощрение - Ребята, как много заданий приготовил для нас паровозик со звуком [ч]. Давайте порадуем его и расскажем красиво небольшое стихотворение. Послушайте сначала внимательно.
«Чернота»
Черной ночью черный кот,
Прыгнул в черный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота.
-А теперь попробуем рассказать его все вместе. Произнесем это стихотворение плавно, медленно. А теперь быстро, как будто очень торопимся, опаздываем на наш паровозик. Дети слушают педагога, повторяют четверостишье
3. Рефлексия деятельности
Задача: развивать умение оценивать результат своей деятельности Беседа - Вот наше сказочное путешествие и подошло к концу. Нам пора отправляться обратно в детский сад. Строятся паровозиком, едут по кругу.
- Какие задания вам приготовил паровозик? Что больше понравилось выполнять? Какой любимый звук у паровозика? Порадуйте его, правильно произнесите слова со звуком [ч] (на основе предметных картинок? Дети отвечают, анализируют
4. Открытость
Задача: ориентировать детей на совместную с родителями деятельность дома Беседа -Предлагаю вам дома с родителями нарисовать рисунки с предметами, в названии которых есть звук [ч]. А мы оформим выставку, паровозик полюбуется ею и повезет показать ребятам из других городов. Дети слушают воспитателя