Гульнара Идрисова
Конструкт образовательной деятельности по теме проекта «Загадочный воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НОВОУРАЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА – ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ГАРМОНИЯ»
(МАДОУ детский сад «Гармония» детский сад №10 «Теремок»)
Тематический проект
«Загадочный воздух!»
Подготовительная группа (6 - 7лет)
Воспитатель:
Идрисова Гульнара Атахановна
Высшая квалификационная категория
Новоуральск, 2022г.
Конструкт организации
совместной образовательной деятельности с детьми 6 - 7 лет
Публикация «Конструкт образовательной деятельности по теме проекта „Загадочный воздух“» размещена в разделах
по теме проекта : «Загадочный воздух»
в центре познания
Возрастная группа: подготовительная группа 6 - 7 лет
Форма НОД: познавательно-поисковая деятельность
Форма организации: подгрупповая, индивидуальная
Средства: Использование ИКТ
Наглядные: полиэтиленовые пакеты и фартуки (по количеству детей); гуашь; кисточки; фонарики; стаканчики и трубочки, веера.
Подготовка детей: проведение опытов с воздухом : «движение воздуха»; «Где спрятался воздух»; знакомство с картами-схемами «Свойства воздуха»; наблюдения в природе: за ветром; беседы: «Для чего нужен воздух?», «Какую приносит пользу?; использование художественной литературы: загадки о природных явлениях, связанных с воздухом; пословицы, поговорки; чтение стихов.
Словарная работа:
- На обогащения словаря: воздух – прозрачный, бесцветный, опыты
Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования и расширять знания о воздухе.
Задачи:
Образовательные :
1. Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.
2. Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.
3. Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
2. Развивать умение делать выводы и умозаключения.
3. Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха
2. Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.
Этапы
(последовательность) деятельности,
приемы Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей Планируемый результат
Этап подготовительный Здравствуйте ребята!
Вдохните глубоко, задержите дыхание. Трудно не дышать.
Теперь снова глубоко вдохните.
Стих-загадка
1. Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый и всё же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
-Что мы вдыхаем? (воздух)
-А что это такое? (газообразное вещество)
-Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, о его свойствах и значении в жизни природы и человека.
Дети здороваются
Дети отгадывают загадку Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности
Этап
формулирования цели опыта Дети садятся.
Где есть воздух? Везде вокруг нас
– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.
Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.
Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух
.
Дети отвечают на вопросы воспитателя
Дети проходят к столам, надевают фартуки Умение выделить существенные признаки воздуха
Этап
планирования
экспериментальной деятельности 1. Воздух прозрачный, не имеет цвета. Почему мы его не видим?
Рассмотреть ладони, затем через лист бумаги.
– Когда мы просто вдыхаем-выдыхаем воздух, видим мы его?
А когда можно увидеть воздух, который мы выдыхаем? (зимой, изо рта выходит пар).
Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)
«насос»
Глубокий вдох – руки вверх,
Продолжительный выдох – руки через стороны вниз.
– Для чего человеку важно правильно дышать? (Чтобы не болеть)
При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.
Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
– Что в нашей жизни загрязняет воздух?
(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет)
– Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?
(на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)
Дети перечисляют правила поведения в лаборатории Дети вспомнили алгоритм правил поведения в лаборатории
Практический этап
детского
экспериментирования
2. Как можно увидеть и услышать воздух?
Стеклянная банка с широким горлом и маленькая, цветная вода
А) Воздух не пускает воду (давим на дно). Воздух прозрачный, невидимый
Б) Можно услышать голос невидимки-буль-буль (наклонить баночку)
В) Можно увидеть невидимку (пузырьки)
Вывод
3. А теперь посмотрите, что я покажу.
Мелкие кусочки бумаги на столе, взмахнуть газетой.
Взмахом привели в движение воздух, он тронул бумажки.
Вывод: движение воздуха в природе называется ветром.
Голос воздуха можно услышать :
-Ветер в ушах
-Непогода за окном
4. Ветер обладает большой силой.
Цветная вода в стакане, трубочки. «Сделай бурю в стакане»
Ветер- это воздух, который движется. Ветер возникает, когда встречаются холодный и теплый воздух, чем больше разница t, тем быстрее движется воздух
.
5. Температура воздуха.
Сначала солнце нагревает землю, от земли нагревается воздух, нагреваясь, воздух расширяется, становится лёгким и как дым поднимается вверх. Холодный воздух устремляется вслед за ним и занимает место теплого. Высоко в небе холодно, теплый воздух остывает там, сжимается и снова становится тяжёлым. Он опускается вниз, чтобы снова нагреться. И так без конца.
6. Воздух легче воды.
В тазу с водой игрушки: пластмассовые и деревянные. Д-и «Тонет-не тонет»
Вывод: Игрушки не тонут, у них внутри воздух, а он легче воды.
7. У воздуха нет запаха и вкуса. Собственного запаха у него нет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Распылить дезодорант, ощутить запах.
Вывод: запах воздуху придают другие вещества.
8. Для чего нужен воздух?
Воздух нужен для дыхания людям, животным и растениям. Только растения поглощают ту часть, которую животные и люди выделяют при дыхании. Если бы на земле не было растений, существование людей и животных было бы невозможным.
Человек может прожить
Без пищи – 30 дней;
Без воды – 14 дней;
Без воздуха – несколько минут.
Для дыхания нужен воздух, а для горения?
Опыт: 2 горящих свечи, одну свечу закрываем банкой, что произойдет?
Вывод: в банке закончился воздух, она потухла
Зачем раздувают потухший костер?
Вывод: для горения нужен кислород, который есть в воздухе
Когда вы станете старше, то узнаете, что воздух-это смесь различных веществ, в его состав входят азот, кислород, углекислый газ и еще около 40 веществ, которые необходимы для жизни на земле. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня, вы расскажите своим друзьям и родителям. А ваши мамы и папы вам смогут рассказать и о других свойствах воздуха и прочитать о «великом невидимке» в энциклопедиях.
Проявляют интерес, желание узнать новое о воздухе
Проведения опыта детьми
Высказывания, рассуждения детей.
Дети обследуют полиэтиленовый пакет с воздухом
Проведения опыта детьми
Высказывания, рассуждения детей.
Проведения опыта детьми
Высказывания, рассуждения детей.
выражают собственные чувства
Проведения опыта детьми
Высказывания, рассуждения детей.
Дети выполняют движения согласно тексту, проговаривая текст Самостоятельность в проведение опыта
Навык самостоятельного обследовательского действия.
Самостоятельность в проведение опыта
Навык самостоятельного обследовательского действия.
Самостоятельность в проведение опыта
Навык самостоятельного обследовательского действия.
Самостоятельность в проведение опыта
Навык самостоятельного обследовательского действия.
Соблюдение правила физкультминутки, распределение внимания во время игры, эмоциональная разрядка
Дифференцированный подход Предлагаю вам закрепить знания, поиграв игру!
Сейчас вам предлагаю подойти к интерактивной доске, ваша задача отобрать те картинки, на которых отображены «Кому нужен воздух?»
А для некоторых детей я предлагаю усложнить игру помимо этих картинок отобрать еще картинки, на которых изображены предметы, где можно обнаружить воздух Сортируют картинки по их назначению Умение самостоятельно находить способы решения, переносить приобретенные умения в новые условия.
Заключительный этап Ребята, Вы отличные исследователи!
Что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? ( Ответы детей: воздух – это газообразное вещество, невидимый, прозрачный, не имеет формы, но мы можем его обнаружить и почувствовать движением, он есть во всех предметах, мы можем его вдыхать и выдыхать, не имеет цвета, чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов).А что вам понравилась больше всего в нашем занятии?
Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы.
Подведение итогов, оформление выставки творческих работ. Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности Умение делать выводы.
Умение оценивать результат своей деятельности.
Умение выражать чувства.
Конструкт организации
совместной образовательной деятельности с детьми 6 - 7 лет
по теме проекта : «Загадочный воздух»
в центре литературы
Возрастная группа: подготовительная группа 6 - 7 лет
Форма НОД: познавательно-поисковая деятельность
Форма организации: подгрупповая, индивидуальная
Средства: Использование ИКТ
Методы и приемы:
1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)
2. Наглядные (Рассматривание картин)
3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)
Материал: Набор букв, стакан, салфетка, емкость с водой, банка с крышкой, 2свечки, спички.
Демонстрационный: карточки-символы, картины «Город» и «Деревня в лесу».
Раздаточный: трубочки для коктейля, стаканы с водой, целофановые пакеты, резиновые игрушки, зубочистки.
Дидактический: «Экологический светофор», «Электробытовая техника».
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда».
Формы и методы организации совместной деятельности :
Двигательная: дыхательная гимнастика,физминутка
Игровая: д/и «Экологический светофор», «Электробытовая техника»,игровые упражнения
Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций,экспериментирование
Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы
Цель: Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах.
Задачи:
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру общения.
2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Образовательные :
1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
3. Учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание детей.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.
2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
3. Активизировать речевую деятельность детей
Этапы
(последовательность) деятельности,
приемы Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей Планируемый результат
Этап подготовительный Здравствуйте ребята!
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию. А чтобы узнать, с чем мы будем сегодня знакомится, мы должны отгадать зашифрованное слово, я буду называть слово, а вы должны найти звук в слове и сказать какой он по счету.
Дети выбирают из лежащих на столе карточек заданные.
ВОДА – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «В»
СОЛНЦЕ - НАЗОВИТЕ 2 ЗВУК – «О»
ПАЗЛЫ – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «З»
ВЕДРО – НАЗОВИТЕ 3 ЗВУК – «Д»
ПРУД – НАЗОВИТЕ ГЛАСНЫЙ ЗВУК – «У»
ХОРОВОД – НАЗОВИТЕ ПЕРВЫЙ ЗВУК – «Х»
-Какое слово, у нас получилось, давайте прочитаем вместе «ВОЗДУХ». Правильно, молодцы, слово «ВОЗДУХ».
-Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим)
- А где есть воздух? (везде)
- А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).
-А можно жить без воздуха? (ответы детей)
-Почему? (ответы детей) Дети здороваются
Дети отгадывают слово Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности
2. Игровая ситуация, побуждающая интерес детей к новому знанию
- у меня подарочек с собой был, а кстати, где он? Ребятки, а вы не заметили, я одна была? Он летел за мной мой новый, резиновый и зеленый, неужели потерялся, пойду и найду его (выходит в раздевалку и заносит воздушный шар)
- вы знаете что это?
Дети: - это шар.
- правильно. Какой он?
Дети: - желтый, круглый, воздушный, резиновый.
А вы умеете надувать шары? Сейчас я вас научу надувать шары.
Дыхательная и артикуляционная гимнастики «Надуваем шарик»
(дети в положении сидя по - турецки, кладут руки на живот и на вдохе надувают его, задержка дыхания, затем после хлопка воздух выдыхается и произносится звук «Ш». Повтор 2 – 3 раза).
- кто знает, что находится у шарика внутри?
(ответы детей)
Чтобы здоровье наше было в порядке, нам нужен свежий воздух. Дети отвечают на вопросы воспитателя
Умение выделить существенные признаки воздуха
3. Введение новых знаний
- Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? (Ветер, насос, и т. д.)
Возьмите в руки резиновые игрушки. Вы слышите воздух?
- А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит? (звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки).
Мы еще раз убедились, что воздух есть, он наполняет все кругом.
Вывод: Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы. (Карточки-символы)
Давайте поиграем. Как вы думаете, какие из этих предметов помогают человеку использовать воздух? (на столе лежит набор карточек с изображением различных предметов, среди которых фен, насос, пылесос, вентилятор).
Выберите нужные и объясните, для чего они нужны.
Дети выбирают и объясняют назначение этих предметов.
- Чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
Здоровье человека зависит и от того как мы дышим (Вдох через нос, и от того, чем мы дышим. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу?
- Предлагаю вам рассмотреть картинки.
(Изображение мегаполиса и деревни в лесу). Как вы думаете, где воздух чище? Что в нашей жизни загрязняет воздух? (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет)
- Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)
Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья
.
- Конечно, в лесу хорошо, спокойно. Но что нам с вами необходимо делать, чтобы сохранить лес? (Ответы детей). Что категорически запрещено делать в лесу? Что может произойти, если не соблюдать правила поведения в лесу? (Ответы детей).
- Правильно, молодцы. Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле. Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу. Проявляют интерес, желание узнать новое о воздухе
4. Самостоятельная работа детей
Физкультминутка
А сейчас нам предстоит разгадать зашифрованные слова, которые лежат в конвертиках.
Слова: воздух, природа, чистый, дышать, беречь.
- Предлагаю вам составить предложения (рассказ) с этими словами.
«Веселая зарядка» (использование ИКТ) Высказывания, рассуждения детей.
выражают собственные чувства
Дети выполняют движения согласно тексту, проговаривая текст Самостоятельность в проведение задания.
Соблюдение правила физкультминутки, распределение внимания во время игры, эмоциональная разрядка
Заключительный этап Ребята, что вы нового узнали о воздухе? Что такое воздух? (Ответы детей). Смогли разгадать слова?
Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы.
Подведение итогов, оформление выставки творческих работ. Дети передают свои впечатления о процессе и результатах совместной деятельности Умение делать выводы.
Умение оценивать результат своей деятельности.
Умение выражать чувства.