Жуйкова Елена
Конструкт НОД в старшей группе «Богатыри земли русской»
Конструкт
организации непрерывной образовательной деятельности
Воспитатель: Жуйкова Елена Сергеевна
Дата: 20.02.2023г.
ДОО: детский сад 58
Группа : старшая
Образовательная область: познавательное развитие
Тема: «Богатыри земли русской»
Форма НОД: «Квест - игра»
Виды деятельности: игровая, конструктивная, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная, коммуникативная
Публикация «Конструкт НОД в старшей группе „Богатыри земли русской“» размещена в разделах
Формы организации: фронтальная, групповая.
Цель: формировать представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих богатырях-защитниках земли русской; подвести к пониманию того, что во все времена народ славил своих защитников и гордился ими; развивать желание высказываться по поводу увиденного; оживить представление о былинах, о былинных героях; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважения к русским воинам, желания им подражать.
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности
Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к истории России; воспитывать чувство гордости и уважение к русским воинам, желание им подражать.
Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину.
Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку.
Воспитывать готовность к взаимопомощи в процессе общения со взрослым и сверстниками.
Развивающие задачи:
Развивать умение общаться во время дискуссии; решать проблемные ситуации, объясняя свой выбор.
Развивать умение отвечать на поставленные вопросы связно и последовательно, описывать внешность богатырей, использовать в речи синонимы.
Приобщать детей к словесному искусству через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Развивать умение осуществлять компоненты деятельности: восприятие (совместную постановку) цели, планирование деятельности, выбор средств достижения цели в процессе совместного планирования.
Развивать умение осуществлять компоненты деятельности: выполнение деятельности в соответствии с поставленной целью, самоконтроль, самоанализ, самооценку в процессе реализации игрового замысла, анализа достижения игровой цели.
Развивать творческую активность, целеустремленность, настойчивость в процессе совместной деятельности по достижению игровой и познавательной цели.
Развивать умение анализировать, оценивать достижение игровой личностно-значимой цели в процессе рефлексии результатов совместной деятельности.
Развивать познавательные интересы, потребность в преобразовательной деятельности.
Обучающие задачи:
Познакомить с названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, шлем, названия оружия русского воина (копье, меч, лук со стрелами, булава).
формировать представление детей о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Обогащать словарный запас детей.
Систематизировать знания детей о героическом прошлом своей Родины.
Планируемый результат: способны устанавливать простейшие связи между предметами, делают обобщения; проявляют устойчивый интерес к игровой ситуации; эмоционально откликаются на предложенную ситуацию; проявляют любознательность; обладают элементарными представлениями из области истории России, развита крупная и мелкая моторика; подвижны, владеют основными движениями.
Предварительная работа: Рассматривание картины В. М. Васнецова «Три богатыря». Знакомство детей с былинами и рассказами о богатырях : «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Садко», «Как Илья из Мурома богатырем стал». Выставка детской литературы былинного жанра: подборка книжек со стихами и рассказами о Родине и их рассматривание. Чтение былин и сказаний и предварительное повторение пословиц и поговорок о Родине. Разучивание физ. минутки «Конь меня в дорогу ждёт»
Словарная работа: Русь, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, щит, шлем); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава)
Средства воспитания и обучения: Музыкальные (аудиозапись свист, топот коня,
Наглядные (слайды богатырский конь, соловей – разбойник, картина М. В. Васнецова «Три богатыря»).
Мультимедийные (презентация «Древняя Русь»).
Практические (дидактические игры «Собери богатыря в дорогу», «Разрушь стену зла»).
Словесные (беседа, стихи, пословицы).
Вспомогательные: стрелы, колчан, мягкие модули.
Принципы дошкольного образования (ФГОС) :
Принципы воспитания:
Создание положительного эмоционального подъёма;
Воспитание через взаимодействие.
Принципы обучения:
Принцип природосообразности;
Принцип наглядности;
Принцип доступности;
Принцип проблематизации;
Принцип индивидуализации.
Методы воспитания:
Метод осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения:
беседа
художественное слово
музыкальные
Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:
создание ситуации успеха
поощрение и порицание
игровая ситуация
Методы обучения:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные
объяснение
наглядные
практические
мультимедийные
Методы по уровню включения в продуктивную деятельность:
частично - поисковый
объяснительно - иллюстративный
Методы целостного подхода к деятельности:
Методы контроля и самоконтроля
Методы развития психических функций:
Создание проблемной ситуации.
Формирование предпосылок УУД:
1 Личностные:
Смыслообразование:
Проявляет осознанные познавательные интересы.
Нравственно-этическая ориентация:
Проявляет эмпатию, сопереживание, внимательное и доброжелательное отношение к людям, их чувствам.
2. Регулятивные:
Целеполагание:
Выделяет и соотносит известное и неизвестное.
Ставит перед собой учебную задачу.
Сохраняет заданную цель.
Планирование:
Составляет план и последовательность своих действий для достижения поставленной цели, результата.
Контроль:
Осуществляет действие по образцу и заданному правилу.
Сравнивает свой результат с образцом.
Способен увидеть ошибку, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.
Коррекция:
Вносит необходимые изменения в свой план и способ действия, как по указанию взрослого, так и самостоятельно.
Оценка:
Оценивает свои возможности, интересы, трудности.
Саморегуляция:
Способен к мобилизации своих сил и энергии.
Способен к преодолению препятствий.
Способен доводить начатое до конца.
3. Коммуникативные:
Продуктивное взаимодействие:
Интегрируется в группу сверстников.
Позитивно относится к процессу учебного сотрудничества.
Планирует учебное сотрудничество со взрослым и сверстниками.
Определяет и выбирает способы взаимодействия.
Владение монологической и диалогической речью:
Слушает собеседника и вступает в диалог.
Участвует в коллективном обсуждении проблемы.
Полно и точно выражает свои мысли.
Строит высказывание и соответствие с нормами родного языка.
Познавательные:
Общеучебные УУД:
Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель.
Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Контролирует и оценивает результаты своей деятельности.
Создает, использует, преобразовывает наглядные модели: схемы, чертежи, планы.
Выстраивает осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме.
Понимает смысл прочитанного услышанного.
Логические УУД:
Анализ – выделяет существенные признаки объекта.
Синтез — составляет целое из частей, выполняет недостающие компоненты.
УУД по постановке и решению проблемы:
Самостоятельно создает способы и алгоритмы решения проблем творческого и поискового характера.
Ход НОД
Последовательность деятельности Методы Содержание деятельности
педагога Деятельность детей Планируемый результат
Мотивационно-целевой этап
Создание положительного настроя на занятие.
Задача: поддержать благоприятный психологический микроклимат в коллективе и собрать внимание детей.
Мотивация на совместную деятельность.
Задача: смотивировать детей на совместную деятельность.
Выделение игровой задачи
Задача: помочь детям сформулировать игровую задачу.
Рассказ с элементами движения
Игровая ситуация
-Ребята, я предлагаю обменяться рукопожатиями друг с другом, потому – что пожимая друг другу руки, люди с давних времён демонстрировали отсутствие злого умысла и то, что они безоружны. Соединение ладоней обозначает обмен силой и добрыми намереньями и пожелание здоровья. Давайте пожмём друг другу руки в знак добрых намерений.
(Влетает стрела. Воспитатель удивляется)
-Ничего не понимаю, что за шутки? Кто нам мешает? Что это такое?
- Посмотрите, на стреле что-то прикреплено. Помоги мне развязать ленточку.
-Хотите прочитать, что написано в этом послании?
-Рассаживайтесь поудобнее.
«Ой, вы, гой-еси, добры молодцы, да красны девицы! Напало иго басурманское на землю родимую. Собиралися богатыри русские в путь – дорогу дальнюю, да учинил Соловей – разбойник дело недоброе. Свистнул он во всю свою силу, и разлетелись стрелы из колчана богатырского во все четыре стороны. Как же без стрел снаряжаться на подвиг ратный? Не одолеть нам врага без стрел наших метких. С поклоном к вам Илья Муромец»
-Что-то я ничего не понимаю. А вы проняли что-нибудь из этого послания?
-От кого это письмо? Что случилось? Может быть, мы как-нибудь сможем им помочь? Давайте подумаем, как же мы можем помочь богатырям? Все согласны?
-Итак, мы с вами отправляемся на помощь к Илье Муромцу, чтобы найти все стрелы.
Слушают, обмениваются рукопожатиями.
Удивляются, предполагают, что это такое, помогают воспитателю.
Слушают, высказывают свои мнения, предположения.
Дети «принимают» игровую цель.
Создана комфортная психологическая атмосфера.
У детей возник интерес к происходящему, они предлагают помочь богатырям.
Активно взаимодействуют со взрослым.
Совместное планирование игры. Обсуждение игровых действий, игровых правил
Задача: обогатить знания детей о прошлом, выбрать средство передвижения. Рассказ
Наглядный
Частично поисковый Эвристический
-Ребята, я согласна отправиться на помощь, но совсем не пойму, куда и на чём? Как вы считаете? (ответы детей)
-Богатыри ведь не в современном мире живут, а в далёком прошлом. А мы ничего об этом времени не знаем. Вы согласны со мной?
-Я предлагаю для начала узнать о тех временах. Хотите?
Презентация с рассказом
Слайд 1
Слава русской стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказ начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Слайд 2
-Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц.
Слайд 3
Издревле на этой земле жили славяне - наши предки. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью.
Слайд 4
Много у нас на Руси лесов, рек, животных и растений. Вот и привлекали все эти богатства наших врагов – хотели они завладеть нашими богатыми землями.
Слайд 5
В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов: печенегов, татаро-монгол, бусурман.
Слайд 6
Они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства.
Слайд 7
Русь защищали от врагов храбрые, могучие, сильные и выносливые люди.
Силен, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман.
Он силой доброю богат
И защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей. (Богатыри)
-Кто такие богатыри? (Богатыри – защитники нашей Родины в древности.)
-Так значит, в какое время нам предстоит отправиться? (в древность, в прошлое)
Слайд 8
-Давайте вместе подумаем, как нам попасть в прошлое?
- Я согласна с вами, что кроме машины времени мы никак не попадём в прошлое. Слушают. Делают самостоятельно выбор, перечисляют возможные варианты, высказывают свои предположения.
Отвечают на вопросы
Предлагают свои варианты Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.
Дети проявляют интерес к услышанному
Дети хорошо ориентируются во временных понятиях «настоящее-прошлое»
Актуализация и получение новых знаний в процессе реализации игрового замысла
Квест1
-Конструирование транспортного средства.
Задача: построить средство передвижения, обозначить дальнейший план действий.
Квест2
-Игра «Разрушь стену зла»
Задача: закрепить умения подбирать антонимы к словам.
Физ. минутка
Задача: снять мышечное напряжение,
дать знания о том, как богатыри относились к своему коню.
Квест 3
- Игра «Собери богатыря в дорогу»
Задача: систематизировать знания детей о доспехах богатырей, расширить словарный запас.
Квест 4
-Пословицы и поговорки
Задача: активизировать мыслительную деятельность детей, закреплять умение делать выводы.
Практические
продуктивные
Двигательная активность
Дидактическая игра
Двигательная активность
Дидактическая игра
Активные действия Беседа
Беседа
Активное взаимодействие
Экспериментальная
Активная совместная
деятельность детей
Беседа -Ребята, выбирайте, что вы хотите использовать для построения машины времени. (блоки, большие кубики, стульчики, флажки, обручи маленькие, колечки, экран от ноутбука, клавиатуру)
-Что вы предлагаете? (воспитатель принимает все предложения детей)
-Приступаем к строительству.
-Машина времени готова, отправляемся в путь (Музыкальное и световое сопровождение)
Слайд 9
(На экране картинка соловей-разбойник, свист и голос за кадром «За каждым препятствием будете находить стрелу, соберёте все стрелы в колчан – освободят богатыри Русь от недругов, а не соберёте – туго им придётся» Свист)
Слайд 10
-Ну что ж ребята, отправляемся в путь – дорогу нелёгкую. Все готовы? Никто непередумал?
(подходят к камню и читают)
Направо пойдёшь – зло победишь,
Налево пойдёшь – мудрость найдёшь,
Прямо пойдёшь – доспехи богатырские получишь,
Не побоишься, все стрелы получишь.
- Как выдумаете, какую дорогу нам выбрать (высказывания детей)
-Выбираем все три дороги.
-Ребята, посмотрите, что это под камнем? (стрела) Давайте сдвинем камень и добудем первую стрелу
-Идем по правой дорожке.
(на плакате стена, на каждом камне которой слова)
-Перед нами очень крепкая стена, а разрушить её смогут наши добрые слова. Каждое злое слово нужно заменить на доброе.
«война - мир», «враг- друг», «злой - добрый», «драться - мирится», «трусливый - храбрый», «слабый - сильный», «горе - счастье», «ложь – правда», «трус – герой»
(За стеной находим вторую стрелу)
Слайд 11
(На экране появляется изображение богатырского коня и топот копыт)
-Ребята, как вы думаете, почему на нашем пути встретился конь
- Конь богатырский – это его первый друг и помощник в бою. «Служи мне верно, богатырский конь, не оставь меня врагам на поругание, и воронам на растерзание» Богатыри заботились о своих конях и берегли их больше, чем себя.
Конь меня в дорогу ждет,
(руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот,
(ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
(покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Конь копытом застучал, (топают)
Головою покачал (повороты головой)
Низко голову склонил
И воды в реке попил (наклон всем туловищем)
Снова голову поднял
И по полю поскакал. (подскоки на месте)
Цок-цок-цок,
Цок-цок-цок,
(руки полусогнуты в локтях перед собой)
Слайд 12
-Идем прямо
-Снаряжались богатыри в путь дорогу, а наше с вами дело – выбрать те предметы, которые необходимы богатырям на службе.
Словарная работа при знакомстве с доспехами и оружием:
Шлем (головной убор)
Щит (защита тела)
Лук (оружие)
Меч (оружие)
Кольчуга (защита тела, сделанная из железных колец)
Колчан (футляр)
Палица (оружие из крепкой стали)
Стрелы (оружие)
Копье (оружие)
Каска, автомат, граната
-А я выбрала каску и гранату.
( Дети убирают картинки: каска, автомат и мотивируют свои действия тем, что в древние времена такого снаряжения не было.)
-А вы знаете, что в старину, когда отправлялись в дальнюю дорогу, брали с собой горсть земли русской? Считалось, что родная земля не только целительна, но она в то же время служит талисманом, который на чужой стороне охраняет от различных несчастий и нужную минуту даст богатырю силу и храбрость. Давайте и мы тоже возьмём в дорогу землицу родную.
-А за то, что мы с вами правильно нашли все доспехи мы получаем третью стрелу.
-Идем налево.
- Приготовил нам соловей –разбойник ещё одно испытание.
- Чтобы обрести мудрость нужно продолжить пословицы и объяснить их значение
Тот герой -кто за родину (горой)
Где смелость - там и (победа).
Один в поле (не воин);
-А хотите я вам это докажу?
Эксперимент. (березовые прутики)
Возьмите в руки 1 прутик и попробуйте его сломать. Что произошло (сломался).Трудно было его сломать? Почему (прутик один).
А теперь возьмите по 10 прутиков, попробуйте сделать то же самое. Легко сломать много прутиков? (нет) Почему? (много).
Вывод: Когда я один - меня легко сломать «Один в поле не воин». Когда нас много, никто не сможет нас сломить.
- И мы получаем четвёртую стрелу Высказывают свои предложения.
Строят.
Активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками.
Принимают цель путешествия
Выражают свое мнение по вопросу;
высказывают свои предположения.
Придумывают слова с противоположным значением.
Дети обращают внимание на экран.
Высказывают предположения.
Дети выполняют все движения по тексту и проговаривают слова.
Дети называют и показывают, что они выбрали,
Слушают пояснения воспитателя.
Дети объясняют значение каждой пословицы.
Экспериментируют и отвечают на вопросы.
Дети способны применить конструктивные умения для построения воображаемого объекта. У детей развито воображение
Дети свободно высказываются.
Умеют подбирать антонимы к словам.
Внимание детей привлечено к слайду.
Хорошо развита крупная моторика и координация движений. Дети знают слова физ. минутки.
Имеют представления о доспехах богатырей.
Проявляют интерес к новым знаниям.
Критически относятся к выбору воспитателя.
Могут объяснить значение пословиц.
Дети приходят к выводу, что 10 прутиков сломить труднее.
Рефлексия
Задача: через эмоциональное состояние детей понять, насколько занятие достигло своих целей. Создание ситуации успеха
Поощрение
-Ну вот, ребята, мы собрали полный колчан стрел, я думаю, мы оставим его возле камня. А нам пора возвращаться в детский сад. Прошу всех в машину времени (световое и музыкальное сопровождение)
-Ребята, понравилось вам наше путешествие?
-Что вас больше всего удивило? Дети рассказывают что видели, что узнали нового, интересного Обладают элементарными представлениями из области истории государства
Открытость
Задача: ориентировать на самостоятельную деятельность детей -Ребята, а вы хотели бы нарисовать доспехи и оружие богатырей?
-Я предлагаю пойти в группу и нарисовать доспехи или оружие богатырей, кто какие захочет. Дети отвечают на вопрос. Дети с интересом принимают предложение продолжить работу по данной теме.
Список литературы:
1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : Мозаика - Синтез, 2013.
2. ФГОС ДО / Каменск-Уральский: ГБОУ СПО СО «Каменск-Уральский педагогический колледж», Информационно-методический центр, 2014.
3. В. И. Натарова «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств». Воронеж: Учитель, 2005;
4. Т. А. Шорыгина «Наша Родина — Россия» — М. : Сфера, 2011;
5. О. Д. Ушакова «Былины о богатырях русских». СПб: Издательский Дом «Литера», 2010;
6. Л. Ю. Лупоядова «В гостях у истории». Смоленск: Русич, 2000.
7. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живём в России». Москва, 2010
8. Толстикова О. В. , Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013.