Соболева Кира
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 5–6 лет с ОНР 3 уровня «Звук [у]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук [у]
Цель: познакомить детей со звуком [у].
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Формировать навык чёткого произношения звука [у] и умение характеризовать звук.
2. Учить выделять звук [у] из ряда гласных, из слов в ударной и безударной позиции в начале слова.
3. Развивать графические навыки: обведение букв по контуру и написание букв в широкой строке.
4. Закрепить навык образования множественного числа имён существительных.
1. Организационный момент
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте для детей 5–6 лет с ОНР 3 уровня „Звук [у]“» размещена в разделах
- Буква У и звук [У]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
Показываем картинку девочки. Это Уля. Дети повторяют хором, затем индивидуально. (2-3 ребёнка, выделяя первый звук в слове Уууля. Слово Уля начинается со звука [у]. Давайте вместе споём этот звук.
2. Характеристика звука [у].
Когда мы произносим звук [у], губы вытянуты трубочкой, зубки не смыкаются. Звук [у] – гласный (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды).
Поём [у] тихо, громко, грустно, радостно (показываем символы).
Уля к нам приехала на весёлом паровозике, который всё время пел звук [у] (показываем картинку паровозика). Поём [у] тихо, если паровозик далеко, громко - если близко.
— паровозик приближается к станции: ууууУУУУУУ.
— паровозик удаляется от станции: УУУУууууу.
Волк в лесу воет и тоже поёт [у] (изображаем волка (голодного, сытого) воющего на луну).
3. Игра: «Хлопни, когда услышишь звук [у]» Выделение звука [у] на слух : из ряда гласных: а-у-а-и-и-а-у-э-и-а-у-у-и-ы-у
4. Помоги Уле отобрать картинки, названия которых начинается со звука [у]. Размещаем предметные картинки на доске: улитка, утюг, удочка, утка, азбука, ослик. Проговариваем названия картинок, выделяем в них первый звук, убираем лишние. Итог игры: назови: кто есть у Ули? и что есть у Ули? 5. Динамическая пауза
1) Дети идут по кругу, на звук [у] останавливаются и рукой изображают дудочку.
2) У опушки две старушки. Наклоняется, «собирает грибы».
Брали грузди и волнушки.
Филин: — У-ух!
Филин: — У-ух!
У старушек замер дух. Приседает.
6. Пальчиковая гимнастика (стоя в кругу).
Изображаем УТЮГ – все пальцы прижаты друг к другу, одной ладошкой делаем поглаживающие движения по другой ладошке.
Изображаем УТКУ - все пальцы прижаты на правой руке друг к другу, кроме большого, большой соединяется с ними.
7. Дидактическое упражнение «Договори словечко и назови первый звук в словах».
Взрослый читает ребенку стихотворные строки и просит его договорить последнее слово в них, а затем назвать первый звук в этом слове.
Он плывет по простыне,
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг —
Электрический. (утюг)
Длинная и гибкая,
Охотится за рыбками,
Порой пуста, как дудочка,
А петь не может. (удочка)
Е. Благинина
8. Проговорить чистоговорки:
У-у-у — губы хоботком тяну.
У-у-у —я пою.
У-у-у — всех детей зову.
9. Работа в тетрадях
• Слово утка начинается со звука? [у]. Звук [у] на письме обозначается буквой У. (не даём установку на запоминание буквы, а лишь представляем букву как графический символ обозначения звука на письме)
Буква У кричит Ура,
Руки тянет вверх она
Взрослый выставляет букву У и вместе с детьми называют предметы, на которые она похожа. Например: на рожки улитки, ветку дерева, уши зайца, рогатку и т. д.
Выкладываем букву У из палочек. Проводим простым карандашом линии в букве У.
• Вместе с детьми рассказываем про звук [у] по схеме. ( помогаем детям: звук у гласный, его можно тянуть, пропеть, воздушная струя не встречает преграды и обозначать мы его будем красным кружком) Раскрашиваем кружок в схеме красным цветом.
• Дети называют картинки, выделяют первый звук в их названии. Предлагаем соединить ниточкой с буквой те картинки, названия которых начинаются со звука [у]. Обводим контур круга красным карандашом у тех картинок, которые дети соединили с буквой. Перечисляем все картинки, которые соединили с буквой.
10. Итог: поднимаем правую руку и придумываем 5 слов, которые начинаются со звука [у] (поочерёдно загибаем пальчики).