Светлана Шпагина
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия “ Автоматизация звука Р”.
Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
Задачи:
Образовательные:
• Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
• Уточнить артикуляцию звука [Р];
• Дать развернутую характеристику звука Р;
Темочки:
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
• Развивать фонематическую базу;
• Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;
• Закрепить зрительный образ буквы [Р];
• Расширять словарный запас;
• Корректировать лексико-грамматический строй реч
Развивающие:
• Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;
• Формировать правильное речевое дыхание;
• Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные:
• формирование положительной установки на участие в занятии;
• формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
• Стимулировать речевую активность
Оборудование:
• Зеркало;
• Су - джок
• мягкая игрушка “пес”;
• предметные картинки со звуком Р;
• картинка для игры “доскажи словечко”
• Схема слова
Ход занятия
1. Организационный момент
Посмотри, кто сегодня к нам пришел в гости. Это пес Барбос. Он грустит, так как не умеет рычать и красиво говорить, он просит нашей помощи. Давай поможем ему выполнить все задания и упражнения и научим рычать и говорить красиво. А у Барбоса есть язычок?
Но для того, чтобы нам легко было произносить звуки, подготовим наши губки и язычок.
2. Артикуляционная гимнастика.
Ребенок и логопед садятся за стол перед зеркалом и выполняют упражнения артикуляционной гимнастики.
• «Улыбочка»
Как веселые лягушки – тянем губы прямо к ушкам.
Даже если мы устанем, их тянуть не перестанем,
«Бегемот», ««Лошадка», «Грибок»
.
Су Джок мелкая моторика.
3. Игра “Отгадай – ка”
Логопед говорит загадки, после каждой отгадки выставляет соответствующую предметную картинку.
Растет в земле на грядке длинная, оранжевая, сладкая. (Морковь).
Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,
Рыбные котлеты, салаты, винегреты? (Повар)
Как под солнышком созреет –
Красный цвет тогда имеет.
Наш знакомый с давних пор,
Этот сладкий … (Помидор)
Чутко спит большая кошка,
Уши в кисточках-сережках.
Ей не скажешь слово “брысь”,
Потому что это… (Рысь)
Логопед просит сказать, какой звук слышится во всех словах (звук Р).
4. Сообщение темы занятия.
Логопед : уже взрослая собака, давай покажем надо правильно и красиво рычать. Сделаем глубокий, короткий вдох, выдыхаем на кончик языка, чтобы язычок задрожал.
Ребенок смотрит в зеркало и произносит звук [р] (губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Воздушная струя создает вибрацию. Логопед предлагает дать характеристику данному звуку : Звук [р] согласный или гласный? (звук [р] согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы).
А еще какой звук [р]? (Твердый, глухой, обозначается синим цветом). Наши слова состоят из звуков. Давай определим, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова)
5. Физкультминутка
Ра-ра-р, ра-ра-р – нам ремонт начать пора.
Ра-ра-р, ра-ра-р – ну-ка, дружно, детвора!
ра-ора, ра-ора- краску цвета помидора
ра-ора, ра-ора- мы готовим для забора.
В краске ноги, В краске руки, В краске брюки.
То-то будет детвора Отмываться до утра!
6. Игра “Что пропало?”
Логопед выкладывает картинки (горох, ворона, рак, перо, топор). Ребенок четко произносит названия картинок. После логопед просит ребенка закрыть глаза и сказать, какой картинки не стало (игра проводится 3 раза).
7. Звуковой анализ и синтез.
Логопед предлагает ребенку составить схему слова “рак”.
Сколько звуков в слове рак? (три звука). Какой звук первый? (звук Р, какой звук второй? (звук А, какой звук третий? (звук К). А сколько согласных, гласных, слогов.
Логопед просит с обозначить цветовыми символами звуков. Су Джок
8. Игра “Доскажи словечко”
Барбос решил учиться сочинять стихи. Попробуй и ты. Доскажи слово и повтори предложение целиком. Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку, на которой можно найти недостающие слова.
Он высокий словно шкаф,
А зовут его. (жираф).
Удивленно смотрит Люда
На горбатого (верблюда)
Вот так чудо- огород,
мы стоим разинув (рот).
На крылечке у ворот
Замяукал рыжий…. (кот).
9. Игра “исправь предложение”
А теперь предстоит самое сложное задание. И если мы с ним справимся, пес Барбос непременно научится красиво говорить и рычать. Исправь предложения:
Мяч играет в Рому (Рома играет в мяч)
Короля носит корона (Корону носит король)
Пруд плавает в рыбе (Рыба плавает в пруду)
Нора роет крота (Крот роет нору).
10. Подведение итогов занятия.
Логопед предлагает ребенку вспомнить, о каком звуке говорили на занятии и дать ему характеристику.
Как рад Барбос. Теперь и он умеет рычать как взрослый пес!
Конспект логопедического занятия "Звуки [С] - [З]"
Цель: научить правильно произносить и различать звуки [С] - [З].
задачи:
- Образовательная.
Закрепить знание о механизмах организации данного звука, изолированного, в слогах, в словах и в предложениях. Упражнять в употреблении слов со звуком в свободной речи. Продолжать учить, составлять предложения по опорным словам.
- Развивающая.
Совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата. Развитие фонематического восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.
- Коррекционная.
Развитие и совершенствование артикуляционной, мимической мускулатуры, пальчиковой (мелкой) и общей моторики, координации речи с движением, ориентировки в пространстве, речевого дыхания (сильного выдоха); Развитие звукового и слогового анализа и синтеза (определение места звука в слове и определение количества слогов (частей) в слове). Сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Формирование умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам. Совершенствование фонематического восприятия и слуха. Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С - З.
Оборудование:зеркало, предметные картинки с изучаемыми звуками, игрушки суслики, схемы слов.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика.
Упражнения «Улыбка», «Трубочка», чередование упражнений «Улыбка» и «Трубочка», «Качели», «Часики».
3. Знакомство с темой.
- к нам в гости пришли суслики Семен и Зоя. Произнеси имена. Назовите 1-й звук. Дайте характеристику.
- Назовите 1-й звук в именах.
Сравнить артикуляцию звуков [С] - [3] (найти общее и различие, обратив внимание на «работу горлышка») :
* губы в улыбке; * зубы сближены;
* широкий кончик языка за нижними зубами, боковые края языка прижаты к верхним зубам;
* холодный воздух идёт по центру языка;
* при произнесении звука [С] горлышко «молчит», [3] - «работает».
Вспомнить характеристику звуков и обозначение : звуки согласные (язычок создаёт преграду воздуху); звук [С] - глухой, звук [3] звонкий,
4. Фонетическое упражнение.
- Накачаем насосом колесо: С, С, С, С. (резкое отрывистое произнесение).
- Как поют комарики? 33333. (произносить длительно на плавном выдохе).
5. Игра «Эхо» (слоговой анализ и синтез)
Логопед : «я буду «бросать» звуки, а ты мне «возвращать» слоги» /используется мяч/.
«с», «а» - «са»;
«с», «и» - «си»;
«с», «у» - «су»;
«с», «о» - «со».
Аналогично произносятся слоги со звуком «З»
6. Физкультминутка.
Забежали как-то в сад Легкий бег на месте;
Десять маленьких цыплят То же;
Завела их с улицы Руки в стороны, вверх, вниз;
Мать наседка – курица. То же;
Ты ошиблась улицей, Наклоны туловища влево – вправо;
Хоть наседка – умница. То же;
Это – славный детский сад Ходьба на месте;
Для детей, не для цыплят. Развести руки в поклоне и поставить их на пояс.
7. Дидактическая игра «Узнай звук».
- услышав слово со звуком [С], Семену, со звуком [З] Зое.
Самолёт, зонт, забор, кошка, сани, коза, сом, дом, глазок, миска, стрекоза.
определить место звука в слове, поделить на слоги, звукобуквенный анализ
8. Дидактическое упражнение «Доскажи словечко».
* На дне реки усатый сом
Сладко спит и видит.. (сон).
* На осину Костя влез,
С высоты он видит. (лес).
* Помогать я маме буду,
Вымою сама. (посуду).
* Я ключом открыть не мог
На дверях большой. (замок).
* Не доела Зоя суп,
Заболел у Зои. (зуб).
* Летом нас пугают грозы,
А зимой страшны. (морозы).
9. Дифференциация звуков [С] - [3] в предложении. Исправьте порядок слов в предложениях (работа с деформированными предложениями).
Сахар кусает Соню. Стол постелили на скатерть. Стены поставили к стулу. На следах остался снег. Сапоги надели Саню. Бусы носят Соню.
Язык показывает Незнайку. Глаза закрыли Лизу. У зубов заболела Зоя. Газон зацвел на незабудках. Гнездо залетело в фазана. Ваза завяла в хризантеме. На узоре камзол.
10. Итог занятия
11. Рефлексия
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука «Ш»
(для ребенка с дизартрией)
Цель: Автоматизировать звука Ш в изолированном виде и в слогах.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знание о механизмах организации данного звука, изолированного, в логах, в слова
Развивающие:
Совершенствование подвижности органов артикуляционного аппарата. Развитие фонематического восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики.
Коррекционные:
Развитие и совершенствование артикуляционной, мимической мускулатуры, пальчиковой (мелкой) и общей моторики, координации речи с движением, ориентировки в пространстве, речевого дыхания (сильного выдоха);
Оборудование: мнемотаблица с органами артикуляции звука «Ш», карточки с буквами ширма, мячики с изображением символов разных эмоций, Су-Джок мячи, мягкая игрушка змеи.
Ход занятия
1. Оргмомент:
Сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звук Ш. А в гости к нам сегодня приползла змея Шуша. Они тоже хочет научиться произносить этот звук правильно. Научим ее? Для этого надо выполнить задание:
- Сделай короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
- Произнеси плавно на одном выдохе: аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу.
2. Отхлопай также как и я
(Повторение ритма. Логопед хлопает тихо, а ребенок громко)
ХХ-ХХ
Х-ХХ
ХХ-Х
ХХ-ХХХ
Молодец!
3. Массаж с элементами точечного массажа
Мы массаж решили сделать -
Посчитаем до пяти.
Раз, два, три, четыре, пять -
Гладим лобик мы опять.
Погладим щёки мы руками -
Не забудем посчитать.
Раз, два, три, четыре, пять -
Щеки нужно согревать.
Наши щёчки не простые (погладить ладонями щёки сверху вниз).
Наши щёчки золотые (с некоторым усилием потереть щёки круговыми движениями).
Смышлёные (слегка пощипать щёки)
Учёные (пальцевой душ)
Замечательные (погладить ладонями щёки в направлении сверху вниз).
Упражнения для укрепления губ:
Смешная песенка — указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б….»
Кисточка – проводим кисточкой с мягким ворсом по губам
4. Артикуляционные упражнения
Толстячок — худышка,
Шарики — гоняем воздух из одной щеки в другую,
Футбол — плюс выполняем движения языком вверх-вниз,
Хлопушка – надуваем щёки воздухом и слегка ударяем по ним кулаками – воздух с шумом вырывается наружу.
«Накажем непослушный язычок»
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки : «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: «тя-тя-тя».
«Блинчик»
Улыбнуться, широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удерживать под счет от 1 до 10 секунд.
«Маляр»
Рот открыть, зубы видны. Кончиком языка гладить вперед – назад небо от бугорков верхних зубов (как кисточкой).
«Вкусное варенье»
Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.
«Парус»
Поднять широкий язык и зацепить за верхние зубы, удерживать в таком положении на счет от 1 до 5
Расскажем Шуше, как правильно произносить звук Ш
5. РАЗБОР АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКА Ш
(Подбор карточек-символов с органами артикуляции)
ГУБЫ -вытягиваем вперед
ЗУБЫ – сближены
ЯЗЫК – широкий, поднимается вверх, похож на чашечку
ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ – теплая
ГОЛОС - не работает
Перед нами теперь буква нашего звука Ш
предлагаю тоже выложить букву Ш (счетные палочки)
Ребенок выкладывает букву
На дорожке ровно в ряд 3 столбика стоят
ПРОИЗНОШЕНИЕ ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА Ш.
Зашипела Шуша -ШШШ
6. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
сейчас мы с поиграем в такую игру
Если услышишь звук Ш, подпрыгни на месте (картинки со звуком «Ш»)
7. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В СЛОГАХ
Предлагаю все буквы собрать, а поможет нам мяч (Су-Джок)
собираем гласные А, О, У,
ШШШ___ А Получился слог ША
ШШШ___ О Получился слог ШО
ШШШ___ У Получился слог ШУ
Собрали мы все буквы
(Ш)У, (Ш) О, (Ш)А
8. МИМИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА
(Логопед произносит слоговые ряды с разными эмоциями и перекатывает мячик с изображением символов этих эмоций ребенку. Ребенок повторяет их и перекатывает мячик обратно)
ШИ-ШИ-ША- весело
ШО-ШО-ШУ- сердито
ША-ША- ШИ- удивленно
Понравился звук Ш Шуше и она захотела, чтобы в именах друзей были звуки Ш.
Мы с тобой сейчас их назовем. Я начну, а ты добавляй слог ША.
МаША, НатаША, ПаША, ДаША, ГоША
9. ИТОГ
Какая ты молодец! Как хорошо потрудилась, так здорово выполняла задания, еще лучше подружилась со звуком Ш.
10. Рефлексия