Надежда Ермакова
Конспекты театрализованных игр и занятий
▼ Скачать + Заказать документы
Этюд «коза-хлопота»
(пальчиковый театр)
(Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович, с. 40)
Для проведения этой игры потребуется пальчиковая кукла – коза.
Её надевают на указательный палец руки и, медленно поворачивая из стороны в сторону и давая возможность малышам хорошо её рассмотреть, читают потешку:
Коза-хлопота
День-деньской занята.
Ей – травы нащипать,
Ей – на речку бежать,
Ей – козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.
Публикация «Конспекты театрализованных игр и занятий» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Игра повторяется несколько раз, но роль водящего выполняет кто-то из детей (по желанию).
При этом взрослый помогает малышам запомнить и понять содержание потешки, проговаривать её слова за воспитателем.
Кукольный спектакль «Волк и семеро козлят»
(для пальчикового театра)
(Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович, с. 41-42)
Для кукольного спектакля нужно изготовить следующие предметы: домик из картона или фанеры с нарисованными брёвнышками, крышей и с вырезанными в нём окошком (таким, чтобы в него могла пролезть рука ведущего); пальчиковых кукол: козу, козляток, волка.
На столе устанавливается домик (ширма). Ведущий надевает на левую руку пальчиковые куклы козляток и вставляет руку в окошко домика. На указательный палец правой руки он надевает куклу - козу, на средний - волка. По ходу сказки поднимают тот палец, герой которого в данный момент участвует в действии. Не участвующих героев сказки прячут, зажимая их большим пальцем руки. Например, когда говорит коза, прячут за большим пальцем волка, когда говорит волк – прячут козу.
Волк и семеро козлят
(по русской народной сказке)
Действующие лица:
Ведущий – воспитатель.
Коза.
Волк.
Козлята.
Ведущий: Жила-была в лесной избушке коза – жёлтые глаза. И было у неё
семеро козлят. Рано утром уходила коза за кормом и говорила
козляткам.
Коза: Козлятушки-ребятушки, я далеко в лес пойду. А вы никому дверь
не открывайте! Приду, песенку спою.
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Козлята: Мы никому дверь открывать не будем.
Ведущий: Коза ушла. А в этом лесу жил злой серый волк. Увидел он
избушку, услышал, как поёт коза, подошёл к избушке и постучал.
Волк: Тук-тук!
Козлята: Кто там?
Ведущий: Запел волк грубым голосом.
Волк: Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Ведущий: А козлята ему в ответ.
Козлята: Слышим, слышим!
Не матушкин голосок!
Наша матушка поёт тоненьким голосом и не такую песенку.
Ведущий: Не отворили козлятки дверь волку, он и ушёл в лес!
Пришла Коза, похвалила деток, что её послушали.
Коза: Умницы вы, деточки, что не открыли волку дверь, а то бы он
вас съел.
В заключение воспитатель интересуется, хотят ли дети ещё
встретиться с героями этой сказки, и предлагает позвать её в гости
словами:
Сказка, сказка, приходи!
Будут рады малыши.
Этюд «Баю-баюшки-баю»
(Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович, 40-41)
(для пальчикового театра)
Для проведения этой игры потребуется 2 пальчиковые куклы:
малыш (девочка) и волк. Их надевают на указательные пальцы обеих рук
так, чтобы лицо куклы было повёрнуто в сторону ребят.
Движение кукол совершают в ритме песенки. Последние строчки
колыбельной произносят строгим тоном, осуждая действия волка:
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок,
Он ухватит за бочок.
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок.
И потащит во лесок
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Машу не буди.
Игра повторяется ещё раз.
Воспитатель читает ещё раз колыбельную, побуждая детей
проговаривать за ним её слова.
Перчаточный театр (куклы би-ба-бо)
Кроме готовых кукол тетра би-ба-бо, похожие перчаточные куклы изготавливали сами. Для верхней части использовали съёмные головки старых кукол или животных, а туловищем и основой куклы служила перчатка, её натягивали на руку, затем на указательный палец надевали головку куклы, и тогда большой и средний пальцы изображали руки персонажа.
Кукол для театра рукавичек изготавливали из старых варежек, варежек-прихваток. В оформлении использовали аппликацию из кусочков плотной ткани ярких цветов (человечка, зверюшку, цветок, старые мягкие игрушки. Их пришивали к внутренней части варежки и дополняли изображение, пришивая вырезанные из ткани недостающие детали (ушки, усики, бантики). С такими куклами дети с удовольствием играют и в своей самостоятельной деятельности.
Театр резиновой игрушки (вид настольного театра)
Театр резиновой игрушки – наиболее простой и удобный в работе с детьми первых 3-х лет жизни. К тому же он очень доступен для детей в их самостоятельной деятельности. Подбирали резиновые игрушки приблизительно одинакового размера, т. е. так, чтобы мышка не была выше кошки. Затем придумывали или подбирали сказку, где бы участвовали эти персонажи по знакомым сказкам: «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Красная шапочка».
Театр картинок (фланелеграф)
В театрализованном уголке имеется фланелеграф, на котором, рассказывая, показываем сказку с помощью картинок, вырезанных из старых книг, раскрасок. Вырезанные изображения героев сказки, животных, а также разные декорации (домик, ёлочки, деревья) наклеивали на картон и с обратной стороны приклеивали липкую ленту. Фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели её героев. Рассказывая сказку, героев выкладываем на фланелеграфе в том порядке, в каком они появляются. Рассказываем сказку, не торопясь, чтобы дети поняли её содержание. Текст от лица героев стараемся произносить не спеша, выразительно, подражая характеру персонажа, соблюдая интонацию. В дальнейшем малыши запоминают содержание сказки, последовательность появления героев и стараются рассказывать сказку, выкладывая картинки уже самостоятельно.
Театр кружек (вид настольного театра)
Чтобы изготовить этот вид настольного театра, взяли пластмассовые кружки одинакового размера и цвета (по возможности); переворачивали их вверх донышком и сбоку от ручки приклеили картинку персонажа, вырезанную из старых детских книг. Таким образом, изготовили всех героев для сказок. Управлять таким театром несложно, а впоследствии дети с удовольствием используют этот вид театра в самостоятельной игре. Ведущий держит кружку за ручку и двигает по столу. Если по ходу сказки персонаж начинает говорить, то ведущий одновременно с текстом покачивает кружкой из стороны в сторону. Если начинает говорить второй персонаж, то первый «замирает» и внимательно «слушает». Это необходимо для того, чтобы ребёнок понял, к какому персонажу в данный момент относится текст. Со временем дети сами стали принимать непосредственное участие в спектакле. В конце концов, я брала на себя роль рассказчика, а детям передавала кружки. Малыши с удовольствием пытались произносить реплики героев сказки. А я обязательно помогала им в этом, поддерживала стремление и хвалила за их инициативу.
Театр народной игрушки
Это комплекты деревянных игрушек для сказок. Перед показом обязательно знакомили детей с каждой игрушкой, показывали её, называли, давали малышам подержать её в руках. После знакомства начинали показ всей сказки. Дети с удовольствием помогали и пытались участвовать в настольном театре. Наиболее активным отводилась какая-либо роль, если они с нею могли справиться.
Театрализованные занятия могут включать как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.).
Занятия в основном строятся по единой схеме:
- введение в тему, создание эмоционального настроения;
- театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
Во время занятий внимательно выслушиваю ответы и предложения детей; если они не отвечают, не требую объяснений, а перехожу к действиям с персонажем. При знакомстве детей с героями произведений выделяю время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; в заключении разными способами стараюсь вызвать у них радость.
Этюд «Курочка-тараторочка»
(для перчаточного театра)
(Н. Ф, Сорокина, Л. Г. Миланович, с. 43)
Для проведения этой игры потребуется 2 перчатки и 3 съё мные головки: курочка и два цыплёнка. Ведущий надевает на указательный палец правой руки головку курочки, а на указательный палец и на мизинец левой руки – головки цыплят. Все движения кукол должны соответствовать тексту потешки:
Курочка-тараторочка
По двору ходит,
Цыпляток водит,
Хохолок раздувает,
Деток потешает.
Этюд «Мышка, мышка, что не спишь»
(для перчаточного театра)
(Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович, с. 43-44)
Для проведения этой игры потребуется 2 перчатки и съёмные головки мышат, желательно разных цветов. Головки мышат надевают на указательные пальцы обеих рук. Ведущий покачивает куклой в ритм потешке, вначале одной, затем второй.
1-я мышка
Мышка, мышка, что не спишь,
Что соломою шуршишь?
2-я мышка
Я боюсь уснуть, сестрица,
Кот усатый мне приснится!
По желанию детей игра проводится 2-3 раза.
Впоследствии можно предложить роль мышат детям, которые смогут проговаривать их слова.