Вера Анненкова
Конспекты занятий по развитию речи с использованием скороговорок для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 1. Звуковая культура речи : дифференциация звуков з — с
Цель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков: з — с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычленять из фразы слова, содержащие тот или иной звук; упражнять в отчетливом произнесении слов и фраз.
Ход занятия
Воспитатель напоминает детям известные песенки — звуки: ззз — это песня комара, сссс — так вытекает вода из крана (выходит воздух из мяча).
Публикация «Конспекты занятий по развитию речи с использованием скороговорок для старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Скороговорки
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
— Давайте условимся,— объясняет задание педагог,— если вы услышите з — прогоняйте комара вот так (делает легкое отмахивающее движение рукой, услышите с — умывайтесь, не касаясь ладонями лица (показывает). Не повторяйте за мной звук, а лишь показывайте те ли иные движения.
Воспитатель произносит то один, то другой звук, прикрыв губы листом бумаги. Берет на заметку детей, часто ошибающихся. Четырем-пяти из них предлагает выполнить это же задание отдельно. Остальные дети наблюдают за их действиями.
Воспитатель дает детям новое задание:
— Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте и называйте знакомый вам звук: кислый, зеленый.
А теперь не называйте звук, а как при выполнении первого задания, показывайте, что слышите: сахар (проверяет, как выполняется задание). озеро (объясняет, кто ошибся и почему). заря. синичка. золотой. серебряный.
Далее задание выполняют только девочки (мальчики контролируют) (слова зеленый, суровый, заяц, снегирь). После них — мальчики (слова слева, внизу, озорник, сутолока).
— Я назвала вам много слов со звуком з,— говорит педагог. —
А какие слова назовете вы? (За правильный ответ дается фишка.)
Педагог ставит на подставки для книг картинки с изображениями мяча и комара. Между подставками располагает мелкие предметы: совок, наперсток, салфетку, тюбик зубной пасты, замок, игрушечного зайчонка, значок. Объясняет задание: надо взять предмет, назвать его, вслушаться в название, определить, какой знакомый звук есть в этом слове, и положить предмет либо к картинке с мячом, либо к картинке с комаром. Если задание выполнено верно, дети должны хором сказать: «Правильно, правильно», если ребенок ошибся: «Нет-нет-нет». В последнем случае педагог (возвращает предмет на прежнее место и вызывает другого.
Воспитатель выставляет 5 пирамидок. Объясняет задание:
— Я сейчас расскажу вам про сорок. Кто они такие? В предложении, которое я вам скажу, будет пять слов со звуком с, столько же, сколько пирамидок. Вы должны назвать эти слова. Назовете слово правильно,— получите пирамидку: Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
Дети повторяют скороговорку хором и по одному, называют слова сорок, сорок, срок, съели, сырок.
Воспитатель указывает, что рифмовка про сорок — скороговорка и что поэтому произносить ее надо быстро. Предлагает сказать скороговорку всем вместе несколько раз: сначала медленно, четко выговаривая слова, затем быстрее, далее еще быстрее и очень быстро.
После совместного проговаривания дети упражняются в быстром и четком самостоятельном произнесении скороговорки. Заканчивая занятие, воспитатель спрашивает, какие звуки дети учились различать (звонкий з и глухой с) и кто сколько получил фишек и пирамидок.
Занятие 2 Звуковая культура речи : дифференциация звуков ц— с
Цель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков: ц— с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычленять из фразы слова, содержащие тот или иной звук; упражнять в отчетливом произнесении слов и фраз.
Ход занятия
Воспитатель напоминает детям известные звуки: ц и с
Поучимся говорить чистоговорки с этими звуками: со-со-со — нам сменили колесо; цо-цо-цо — снесла курица яйцо. (Обе чистоговорки дети говорят хором и по одному, быстро и медленно.)
— Вы хорошо слышите и различаете звуки с и ц. А теперь послушайте и узнайте эти звуки в словах. На звук с хлопают ладоши девочки, на звук ц — мальчики.
Прикрыв рот листом бумаги, воспитатель произносит медленно с небольшими паузами слова: собака, слон, цветок, цапля, оса, лиса, кольцо, яйцо, усы, лицо, борец. Ответы группе вые. По последним трем-четырем словам ответы индивидуальные.
Физкультминутка
— В скороговорке, которую я вам скажу, есть слова со звуком с. Послушайте: «Оса боса и без пояса». Послушайте еще раз. В этой скороговорке столько слов со звуком с, сколько на столе пирамидок. Сейчас вы будете называть слова со звуком с из этой скороговорки. Кто назовет правильно, получит пирамидку.
Скороговорка произносится еще раз. Дети называют слова со звуком с и выставляют пирамидки на столе воспитателя в ряд
Аналогичная работа на слова со звуком ц проводится по скороговорке
Воспитатель предлагает послушать и повторить скороговорку Из соседнего колодца целый день водица льется (хоровые индивидуальные повторения; громко, тихо, шепотом). Аналогичное задание дается на скороговорку Скворцы и синицы -веселые птицы.
Кроме традиционных комплексных занятий по звуковой культуре речи с помощью скороговорок были использованы следующие формы работы со скороговоркой :
• скороговорные разминки;
• скороговорные пятиминутки;
Представим подробнее некоторые из этих форм.
Для концентрации внимания, настроя на положительную эмоциональную волну, снятия напряжения, подготовки артикуляционного аппарата старших дошкольников к занятию использована скороговорная разминка, которая проводится в начале занятия.
Для снятия интеллектуального напряжения, смены вида деятельности в середине занятия или в конце занятия проводится скороговорная пятиминутка. Как для разминки, так и для пятиминутки подбираются (или придумываются педагогом) скороговорки, которые могут быть обыграны.
Варианты обыгрывания скороговорок :
• проговаривание в разном темпе с разным интонационным подтекстом (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, озабоченно, разочарованно.);
• проговаривание, сопровождаемое определенными загаданными действиями (например, хлопками, взмахами руки, танцевальными движениями.);
• импровизационное инсценирование скороговорок (персонально или по группам);
• создание скороговорных приветствий.
На занятиях также использовали конкурсы, например, и Скороговорный круг. Для этого конкурса потребуется эстафетная палочка или предмет, ее заменяющий (игрушка, ручка, ключ, брелок и т. д.). Все команды вступают в игру одновременно.
В каждом кругу игроки по очереди произносят скороговорки и передают эстафетную палочку. По условиям игры нельзя повторять ранее сказанные скороговорки и допускать ошибки в их проговаривании. Конкурс продолжается пока у игроков не иссякнет запас скороговорок или же до условного сигнала
Побеждает команда, дольше продержавшаяся.
Скороговорная лента. Для конкурса потребуется длинная лента, концы которой закреплены на двух палочках.
Два игрока по сигналу ведущего начинают сматывать ленту, продвигаясь к центру. Одновременно они произносят скороговорки. Побеждает тот из участников, который смотает больший кусок ленты и при этом не собьется в проговаривании скороговорок.
Таким образом, поддерживался интерес дошкольников к занятиям и выполнялись задачи по развитию звуковой культуры речи детей.