Марина Устинова
Конспект занятия по графомоторике «Цветные карандаши хотят познакомиться»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспекты занятий по формированию графомоторных навыков с помощью изобразительной деятельности детей с нарушением интеллекта
Цветные карандаши хотят познакомиться
Публикация «Конспект занятия по графомоторике „Цветные карандаши хотят познакомиться“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Цветные карандаши
- Темочки
Цель. Вызвать желание рисовать карандашами. Выяснить, что знают дети о том, как ими пользоваться. Побуждать правильно держать карандаш тремя пальцами, чуть выше заточенной части, не сильно сжимая, левой рукой придерживать лист бумаги. Подводить к пониманию того, что очертания могут что-то изображать. Поддерживать попытки сравнивать очертание со знакомыми предметами, животными и др., узнавать и называть их. Установить, какие цвета малыши знают.
Материал. Карандаши (12-18 цветов, 1/2 листа бумаги.
Ход занятия. Педагог вносит коробку с цветными карандашами и привлекает детей к их рассматриванию (дети берут карандаши в руки).
Затем педагог интересуется тем, что известно детям об их использовании, дополняет и уточняет ответы, демонстрирует, как надо правильно держать карандаш вовремя рисования.
Каждому ребенку предоставляется возможность выбрать карандаш того цвета, который ему больше всего нравится, свободно подействовать с ним.
Педагог хвалит каждого малыша за инициативу в выборе цвета карандаша и интересуется содержанием рисунка.
В конце занятия педагог подводит детей к пониманию того, что они познакомились с цветными карандашами (называет их цвета, начали учиться рисовать и даже сумели создать изображение (называет те предметы или явления, которые нарисовал каждый ребенок, и демонстрирует его ра-боту).
Педагог проводит аналогичные занятия с детьми до тех пор, пока цель не будет достигнута.
Краска гуашь в гостях у ребят
Цель. Вызвать у детей интерес к освоению нового изобразительного материала — краски гуашь. Побуждать правильно держать кисть, обмакивать ее в краску, лишнюю снимать (отжимать) о край баночки, промывать кисть в воде и осушать ее.
Материал. Кисти, гуашь разного цвета, лист бумаги. На каждом столе 2 баночки: большая — для промывания кисти, а маленькая — для ополаскивания.
Ход занятия. Педагог вносит баночки с краской гуашь разного цвета. Предлагает детям рассмотреть их, а затем рассказывает и показывает приемы работы:
— кисть нужно держать свободно;
— набирать краску, помешивая, а лишнюю отжимать о край баночки;
— лист бумаги придерживать левой рукой;
— легкими, плавными движениями создавать изображение на бумаге.
Затем предлагает каждому ребенку выбрать баночку с краской того цвета, который ему больше всего понравился, и •подготовить ее для работы (самому снять крышку).
Далее педагог очень медленно и подробно еще раз объясняет и показывает детям приемы работы краской, контролируя каждое действие малышей. Например, предлагает всем детям взять в руки кисти и подвигать ими, приподняв руку над столом.
К объяснению следующего приема педагог приступает, только когда большинство детей научится правильно держать кисть.
После того как дети некоторое время свободно подействуют с краской, педагог демонстрирует им процесс промывания, споласкивания и осушения ворса кисти, а затем дети под его контролем, проговаривая последовательность действий, осуществляют эту работу: «Ворс кисти мы вначале очень тщательно промываем в большой банке. Отжимаем воду о ее край и, чтобы ворс стал совсем чистым, еще раз моем его в маленькой баночке. Еще раз отжимаем остатки воды о край банки и, прикладывая ворс кисти к тряпочке, осушаем его».
Затем педагог предлагает детям всем вместе рассмотреть выполненные работы. Вначале хвалит инициативу ребенка, затем интересуется, краску какого цвета он выбрал, побуждая назвать этот цвет, а в случае затруднения малыша называет цвет сам. Интересуется содержанием рисунка. В конце занятия подводит итог : познакомились с краской гуашь, научились действовать с ней.
Для того чтобы дети запомнили и сами смогли правильно воспроизвести даже элементарные приемы работы краской, требуется длительное время. Если между занятиями будет значительный перерыв, то каждый раз придется фактически начинать с начала. Поэтому мы рекомендуем в этой работе не ограничиваться одним занятием, а проводить свободное рисование краской в течение месяца-двух. Навыки закрепятся и будут у большинства детей настолько прочными, что выдержат длительный перерыв между занятиями, и педагогу не придется вновь обращаться к их формированию и отвлекать детей от решения той или иной изобразительной задачи.
Волшебные картинки
Цель. Вызывать у детей интерес к работе краской гуашь. Заинтересовать сплошным закрашиванием листа бумаги размашистыми мазками. Побуждать к своевременному насыщению ворса кисти краской. Не допускать того, чтобы дети терли сухой кистью по бумаге.
Способствовать возникновению у детей радости от полученного результата.
Материал. Листы бумаги с контурным изображением предметов, выполненным педагогом цветным воском или свечой.
Ход занятия. Педагог предлагает детям рассмотреть листы бумаги с едва заметным изображением каких-то предметов и назвать то, что там нарисовано.
Дети испытывают затруднения. Тогда педагог высказывает предположение, что это — волшебные картинки, и увидеть то, что на них изображено, можно, лишь покрыв лист бумаги краской гуашь какого-нибудь одного цвета.
Каждый ребенок самостоятельно выбирает цвет краски для «превращения» своей картинки. Затем педагог демонстрирует прием сплошного закрашивания плоскости листа бумаги (в одном направлении — сверху вниз или слева направо).
Наблюдая за работой детей, надо предупреждать смену направлений движения кисти (пока дети не в состоянии сами контролировать свои действия) и не допускать работы основанием кисти.
Педагог отмечает успехи каждого ребенка и интересуется содержанием его картинки.
Поможем ежику спрятаться под осенними листьями
Цель. Способствовать осознанию детьми собственной значимости. (Они большие и могут помочь не только жучкам, но и ежатам.)
Заинтересовать изображением листьев. Побуждать нарисовать их доступными каждому ребенку способами и свободно расположить на поверхности листа бумаги.
Материал. На каждого ребенка лист бумаги с изображением силуэта ежа; краска гуашь, кисти.
Ход занятия. Педагог показывает детям листы бумаги с изображением ежей и говорит, что, как и жучки, ежики нуждаются в помощи. Без осенних листьев они не смогут сделать себе теплое гнездо.
Педагог показывает детям листья, обсуждает их форму, цвет. Затем дети на основе собственных представлений их рисуют.
Показ способов изображения следует осуществлять индивидуально и только в том случае, если малыши проявляют полную беспомощность.
В конце занятия ежики благодарят детей, а педагог от их лица рассказывает, какое замечательное гнездо каждый из них построил.
Рисуем розовой краской (2 занятия)
Цель. Вызвать у детей интерес к смешиванию красок для получения светлых тонов. Научить пользоваться палитрой.
Материалы. Набор красок гуашь, палитры — для первого занятия, цветные карандаши, шариковые ручки, фломастеры — для второго.
Ход первого занятия. Педагог предлагает детям найти, назвать и рассмотреть предметы, имеющиеся в группе, в окраске которых есть розовый цвет. Обращает внимание ребят на красоту и широкие возможности его использования при изображении различных предметов и явлений.
При рассматривании набора красок дети приходят к выводу, что розовой среди них нет. После этого педагог рассказывает, как можно получить розовую краску — нужно смешать белую и красную.
Педагог объясняет и демонстрирует детям последовательность работы, контролируя их действия: на палитру наносят пятно белой краски; затем кисть тщательно промывают в большой банке, споласкивают в маленькой, а потом, прикладывая тряпочке или салфетке, осушают. Педагог не приступает к объяснению следующего этапа до тех пор, пока все дети не справятся с заданием. Затем демонстрирует и объясняет детям, как кончик кисти обмакнуть в красную краску и смешать ее с белой, нанесенной на палитру.
Педагог хвалит детей и предлагает им нарисовать любую картинку, используя розовую краску. В конце занятия интересуется содержанием детских работ и, используя их, рассказывает сказку, а затем предлагает создать «Розовую книгу сказок».
Рисунки сохраняются, и на втором занятии педагог тактично и деликатно побуждает детей к их совершенствованию. По желанию дети могут дорисовать что-либо, используя теперь уже не краски, а карандаши, фломастеры, цветные восковые мелки и др., а также усилить выразительность своих рисунков, используя элементы декора (цвет, орнамент, декоративные линии, отдельные стилизованные элементы, совершенствуя не только созданные изображения, но и украшая раму.
Украшаем розовой краской крылья бумажных бабочек
Цель. Продолжать вызывать у детей интерес к смешиванию краски для получения светлых оттенков. Продолжать учить пользоваться палитрой для получения розового цвета.
Показать детям, как можно украшать крылья бабочек, раскрасив одно крыло, а затем, сложив рисунок пополам, перенести краску на другое.
Материал. Набор красок гуашь; бабочки, вырезанные из плотной бумаги.
Ход занятия. Педагог просматривает работы детей, выполненные на предыдущем занятии, хвалит ребят и восстанавливает в их памяти последовательность работы краской.
Затем рассказывает: «Но не только мне так понравились ваши работы и те нежные, прекрасные оттенки розового цвета, которые вы получили, смешивая белую краску с небольшим количеством красной. У меня в шкафу живут белые бабочки». Достает их и говорит детям: «Жалуются бабочки: «Нечем нам похвастаться. Ведь у нас простое беленькое платьице"».
Затем педагог убеждает детей в том, что бабочки мечтают быть красивыми, и розовый цвет им очень нравится. «Крылышки очень просто сделать красивыми. Для этого надо хорошо раскрасить одно крыло и, не дожидаясь высыхания краски согнуть бабочку пополам и приложить к раскрашенному крылу нераскрашенное белое». Свой рассказ педагог сопровождает демонстрацией приема совмещения.
«Когда вы раскроете крылья, — продолжает педагог,- то увидите, что они имеют одинаковую очень красивую окраску. После этого вы можете нарисовать глаза, раскрасить брюшко». Педагог предлагает каждому ребенку выбрать понравившуюся ему бабочку и раскрасить ее.
К выполнению этого задания дети могут возвращаться неоднократно (после высыхания краски) и использовать любые цвета и украшения (блестки, цветную бумагу и т. п.).
Рисуем красивые цветы, используя разные оттенки розового цвета
Цель. Добиваться того, чтобы дети получали на палитрах разные оттенки розового цвета. Побуждать к изображению цветов доступными средствами выразительности.
Материал. Краска гуашь разных оттенков красного цвета (ярко-красного, малинового, темно-красного, вишневого и др., белила, клеевые кисти.
Ход занятая. Педагог любуется бабочками, которых дети раскрашивали на предыдущем занятии, и затем предлагает нарисовать для них красивые цветы.
Напоминает детям об их успехах при смешивании краски для получения розового цвета и предлагает создать другие оттенки, которые можно будет использовать при рисовании цветов.
Для получения разных оттенков розового цвета в белила добавляются разные оттенки красного. Если на одном столе будет ярко-красная краска, на другом — малиновая, на третьем — вишневая, то, смешивая их с белилами, каждый ребенок получит свой оттенок розового цвета. Цвет сирени получится, если смешать три краски: синюю, красную и белую. Ярко-розовый цвет дети могут получить, добавив в красную краску белой.
Если после активного экспериментирования с краской дети устанут, рисование цветов можно перенести на следующее занятие. Тем, кому цветы будет изобразить трудно, можно продемонстрировать сразу несколько простых приемов:
1) «примакиванне» — прикладывание кисти к бумаге
2) «набрызг» с использованием клеевой кисти;
3) «вливание цвета в цвет» (наносится пятно, а затем более темным или светлым оттенком прорисовываются лепестки).
Продолжаем создавать иллюстрации к «Розовой книге сказок»
(2 занятия)
Цель. Добиваться, чтобы дети самостоятельно использовали полученные навыки по смешиванию красок для получения разных оттенков розового цвета и изображали то, что для них интересно или эмоционально значимо.
Материя. Для первого занятия — краска гуашь, а для второго — изобразительные материалы по желанию детей.
Ход первого занятия. Педагог размещает на стенде работы детей и любуется красотой передачи розового цвета и его оттенков. При этом отмечает, что в другом детском саду дети так и не научились изменять цвета, делать их лучше и красивее. Потому что они бездумно смешивают краски, а дети ее группы уже поняли, что важен не сам процесс смешивания, а результат — получение нужного цвета.
Вдохновив детей на новые «подвиги», педагог предлагает им продолжить работу по смешиванию красок для получения разных оттенков розового цвета и, используя полученные цвета отдельно или в сочетании с другими, изобразить то, что они хотят. По окончании работы их ждет новая сказка, которая вместе с рисунками войдет в «Розовую книгу сказок».
На втором занятии дети активно используют элементы декора для украшения созданных изображений и рамы.
Белянка, которую любили все краски (2 занятия)
Цель. Подвести детей к пониманию того, что благодаря белой краске цвета сильно изменяются, приобретают мягкий, нежный оттенок и не теряют свою красоту.
Материя. Для первого занятия — листы бумаги, вырезанные в виде палитры художника, краска гуашь. Для второго — цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки.
Ход первого занятия. Педагог берет в руки баночки с краской гуашь и рассказывает:
«После того как краски поселились в нашей группе, они обрели мир и покой. Теперь они не боятся засохнуть от одиночества, потому что вы постоянно используете их в своей работе.
Самой счастливой оказалась красная краска. С ней вы работали больше всего, и мягким, нежным оттенкам розового цвета завидовали все ее соседки.
Однажды Красная краска сжалилась над своими подругами и раскрыла им секрет своей красоты. «Я так изменилась и похорошела благодаря белой краске. Она может сделать нежным-нежным — или пастельным — любой цвет». Узнав об этом, все краски бросились к палитре. Но она не позволила им располагаться где захочется, а попросила оставаться на месте, в своих баночках».
Педагог наносит на палитру небольшие пятна белой краски и предлагает детям так же поступить со своими палитрами. После нанесения белой краски дети тщательно промывают кисти.
«Уютно расположившись вокруг палитры, краски стали с нетерпением ждать своего чудесного преображения. Наконец баночка с синей краской открылась, кисть обмакнула в нее свой кончик и смешала синюю краску с белой, затем, после промывания, кисть обмакнулась в зеленую краску, в оранжевую. И произошло чудо! Палитра превратилась в маленькую лесную лужайку, на которой распустились нежные весенние цветы.
После этого случая краски стали называть белую краску Беля ночкой и относились к ней с нежностью и любовью, потому что она могла изменить любой цвет, придав ему мягкий, пастельный оттенок».
Организуя работу с палитрой, педагог продолжает учить детей правильно пользоваться ею: придерживая ее большим пальцем левой руки, наносить краску правой.
Научившись смешивать краски, дети могут перейти к созданию изображения. В конце первого занятия, на основе содержания детских работ, педагог рассказывает сказку.
На втором занятии дети украшают декоративными элементами созданные ранее изображения и раму.
Волшебная сила черной краски
Цель. Заинтересовать детей получением оттенков темных цветов и познакомить с изменением красок с помощью черного цвета.
Материал. Гуашь, палитры из плотной бумаги, тонкого картона.
Ход занятия. Педагог рассказывает: «После новогоднего праздника все те краски, которые вы использовали при создании „Голубой книги сказок", ликовали и радовались. \ «Вы слышали, что сказал Дед Мороз\», — говорили они. — Какие нежные голубоватые переливы искрящегося на солнце снега нарисовали дети".
Первой не выдержала Черная краска: „Простите, пожалуйста, но вы забываете, что это не только ваша заслуга. Если бы не дети, которые сумели так искусно смешать вас с другими цветами, то сохнуть бы вам в этой коробке, и никто никогда не узнал бы о том, как вы прекрасны". Но при этом Черная краска с грустью добавила: «Как жаль, что я так непривлекательна внешне. Черный цвет навевает грусть, и дети не хотят его использовать. Но напрасно они обходят меня стороной. Как только они начнут со мною работать, я открою им тайну»
Взяв в руки баночку с черной краской, педагог продолжает: «Мне стало жаль Черную краску. Ведь она не виновата в своей непривлекательности. Но я знаю, что без Черной краски не обходится ни один художник. Я успокоила ее и попросила рассказать о своей тайне. И вот что она поведала:
"О моей волшебной силе узнает только тот, кто начнет смешивать меня с другими красками. Если к каждой краске добавить черную, то цвета сразу станут темными, приглушенными, неяркими. Если черную краску добавить к красной, то получите коричневый цвет, к желтой — оливковый, а если меня смешать с синей, фиолетовой, зеленой, коричневой, то я вновь превращусь в черную"».
Закончив свой рассказ, педагог предлагает детям проверить волшебную силу Черной краски. Получив согласие ребят, он раздает им листы бумаги, вырезанные в форме палитры. Дети наносят на палитру пятна краски, а затем начинают экспериментировать.
В конце занятия педагог радуется цветовым находкам ребят и благодарит Черную краску за то, что она открыла им секрет своей волшебной силы. Черный цвет поможет детям нарисовать природу, свой город ночью, изобразить таинственные и волшебные замки и многое, многое другое.
Проверяем волшебную силу черной краски
Цель. Продолжать вызывать у детей интерес к работе с черной краской. Побуждать использовать ее для получения темных, приглушенных, неярких цветов и оттенков и изображать ими то, что для каждого ребенка интересно или эмоционально значимо.
Материал. Гуашь, палитры, бумага, бумажные шапочки с черными кисточками или другие награды для детей.
Ход занятия. Педагог напоминает детям о волшебной силе Черной краски.
Тех, кто овладеет этой волшебной силой (изобразит что-либо). Черная краска награждает шапочкой с черной кисточкой.
Провести награждение Черная краска поручает педагогу.
Наблюдая за самостоятельными действиями детей, педагог помогает им добиться нужного результата. Но не следует спешить с награждением всех ребят сразу, это стоит делать только во мере овладения навыками смешивания краски.
В конце занятия, используя рисунки в качестве иллюстраций, педагог на их основе рассказывает детям сказку.
Если малыши пожелают доработать рисунки, рассказывание сказки можно перенести на вечер, превратив его в волшебное действо при зажженной свече.