Арбатская Елена
«Ознакомление со свойствами воды. Волшебница вода». Конспект по окружающему миру в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Арбатская Елена Васильевна
Конспект Занятия по окружающему миру в подготовительной группе на тему
«Волшебница – вода»
Цель: обобщить и расширить знания и представления детей о воде.
Задачи:
1. познакомить детей с некоторыми свойствами воды, не все вещества растворяются в воде;
2. развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
3. обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Закрепить первые элементарные знания о круговороте воды в природе;
4. воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование: предметные картинки, глобус, прозрачные пластиковые стаканы, емкости с солью, сахаром, маслом, прозрачные баночки, краски, кисточки, картинки-сюрпризы.
Предварительная работа: эксперименты с водой. наблюдения на прогулке за снегом, льдом, сосульками. лужами весной. Беседы о значении воды, рассматривание плакатов: «Реки, моря, океаны на Земле», «Круговорот воды в природе», рассматривание альбома «Озеро Байкал», дидактические игры: «Вода- не вода», «Кому нужна вода?», подвижные игры: «Море волнуется», «Ручеек», чтение художественной литературы, разучивание стихотворения Н. Рыжовой «Волшебная вода.
Ход НОД:
1. Организационный момент.
Игра на создание положительного эмоционального настроя «Улыбка».
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки. Закроем глаза, чтобы получился сюрприз.
2. Основная часть.
Послушайте, я сейчас вам загадаю загадку:
Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике у нас кипит
Она и в реченьке бежит, журчит.
Что это?
Воспитатель капает каждому ребенку на руку каплю воды.
Дети: Вода.
Воспитатель:Правильно, вода. Мы сегодня с вами побеседуем о воде.
Я предлагаю вам послушать стихотворение Н. Рыжовой "Волшебная вода". А прочитает нам Сева. Давайте его послушаем.
Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Вы в пруду её найдёте,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
Воспитатель: Дети, как вы думаете, сколько времени человек не может прожить без пищи?
Дети: Месяц.
Воспитатель:А без воды?
Дети: Неделю.
Воспитатель: Как вы думаете, много ли воды на Земле? Давайте посмотрим на глобус. Глобус - это модель Земли. Слово глобус обозначает шар. Какого цвета на глобусе больше?
Дети: Синего.
Воспитатель: Что обозначено на глобусе синим цветом?
Дети: Синий цвет-вода, реки, моря и океаны.
Воспитатель: Чего больше на земле суши или воды?
Дети: Воды.
Воспитатель: Правильно. Но её большую часть составляют моря и океаны. Это соленая вода. Если представить, что вся вода планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная вода занимает всего полстакана. А воды живым существам нужно много, а на планете её явно недостаточно. Ребята. Можно ли что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?
Дети: Можно. Утром, когда чистим зубы, не открывать кран, а набрать теплой воды в стакан, а еще, когда моем руки нужно открыть воду в кране тихо и стараться быстро мыть руки. Не оставлять без надобности открытые краны.
Воспитатель: Все правильно. Нужно всегда следить, чтобы вода зря не лилась с крана.
Воспитатель:А сейчас мы поиграем в игру «Кому нужна вода?»
Воспитатель на мольберте закрепляет картинку «озеро».
Воспитатель:Как вы думаете, что это?
Дети: Озеро.
Воспитатель:Давайте подберем картинки кому нужна вода и почему вы так думаете?
Дети по очереди выбирают картинки, прикрепляют, объясняют. Картинки: птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, грибы, человек и т. д.
Воспитатель: Да, без воды все живое на земле погибнет.
Воспитатель обращает внимание детей на монитор ноутбука, на который проецируется видео «Журчание ручья».
Воспитатель:Что можно сказать о воде, за которой мы сейчас с вами наблюдали?
Дети: Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
Воспитатель: Значит она какая?
Дети: Жидкая.
Воспитатель:А в каком ещё состоянии может быть вода?
Дети:В твёрдом - лёд, снег, газообразном-пар.
Физкультурная минутка,подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
Воспитатель:А сейчас ребята, я попрошу вас подойти к моему столу. У меня на столе стоят три блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать, что в них находится нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:
1. Белый камень в воде тает. (Сахар)
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли ониотгадали загадку.
Воспитатель: Теперь вторая загадка.
В воде родиться,
Воды боится. (Соль)
Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли ониотгадали загадку.
Воспитатель: И, наконец, третья, последняя загадка.
Желтое, а не солнце,
Льется, а не вода,
На сковороде - пенится,
Брызгается и шипит. (Масло)
Воспитатель: Предлагаю вам всем пройти к столам и принять участие в экспериментах.
Дети рассаживаются на свои рабочие места. Воспитатель спрашивает 3-4 человек, что у них находится в баночках.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду. Возьмите два стаканчика с водой. В одну положите ложечку сахарного песка и размешайте его ложкой. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?
Дети: Сахар растворился в воде.
Воспитатель: Затем, в другой стакан положите соль. Размешайте её. Соль исчезла. Почему?
Дети: Соль растворилась в воде.
Воспитатель:А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? Если в воду налить масло она также исчезнет как сахар и соль. Добавьте в ваш стаканчик с водой несколько капель масла.
Идет самостоятельная работа детей.
Воспитатель спрашивает 3 - 4 человек, что произошло с маслом в воде.
Дети: Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.
Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, с каким же новым свойством воды вы познакомились?
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Вывод: В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Воспитатель: А вы знаете, что вода может окрашиваться в различные цвета. Хотите узнать как это происходит?
Варианты ответов детей.
Воспитатель: Тогда я сейчас покажу вам фокус! Дети закройте глаза и хлопая ладошками скажите все вместе раз, два, три, в фокусника превратись.
Воспитатель быстро надевает на голову колпак.
Воспитатель: Я для вас приготовила волшебные бутылочки, и, если сказать волшебные слова, вода в банках окрасится. Попробуем?
Воспитатель: Повторяйте за мной:
Ты вода-водица,
Друг ты мой студёный.
Стань вода-водица,
Не светлой, а разноцветной!
Воспитатель: Подуйте теперь на бутылочку.
Дети говорят слова, дуют.
Воспитатель: Атеперь потрясите сильнее бутылочку. Что вы заметили?
Дети:Вода окрасилась.
Воспитатель: Правильно. Значит вода может ещё и окрашиваться в разные цвета. Вот это вода-Волшебница!
Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
.
Воспитатель: Ребята, вы стали настоящими волшебниками, и вам предстоит разгадать еще одну тайну. У вас на столах стоят баночки обычной прозрачной водой и лежат волшебные картинки. Чтобы расколдовать картинку, мы должны взять волшебную кисточку и произнести заклинание: «Вода. Водица помоги!»
Дети сырой кисточкой проводят по картинке.
Воспитатель: Ребята, как интересно! Что произошло с картинками?
Варианты ответов детей.
Воспитатель: Да они стали цветными. Вот ребята вода-волшебница помогла вам расколдовать картинки.
2. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня говорили?
С какими свойствами воды мы познакомились?Вам понравилось наше занятие?
Для вас все было легко или возникали какие – нибудь трудности (ответы детей).