Лариса Вячеславовна Сирцева
Конспекты музыкальной непосредственно-образовательной деятельности для воспитанников подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад № 65»
Конспекты музыкальной непосредственно – образовательной деятельности
Для воспитанников подготовительной группы :
1. Ты откуда, русская, появилась музыка?
2. Подружитесь с русской песней – заживете интересней.
Публикация «Конспекты музыкальной непосредственно-образовательной деятельности для воспитанников подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
3. Рассказ о том, как предметы старинного русского быта в музыкальные инструменты превращаются».
Автор: Сирцева Л. В.
первой квалификационной категории
г. Дзержинск, Нижегородская область, 2015 г.
1. Музыкальная непосредственно - образовательная деятельность.
Тема: «Ты откуда, русская, появилась музыка?»
Программные задачи : побуждать различать настроение и характер русской народной музыки ; закреплять умение различать звучание симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов ; развивать интерес к произведениям русского народного творчества, умение исполнять их в самостоятельной музыкальной деятельности, и в повседневной жизни исполнять песни с настроением, выразительно, эмоционально ; воспитывать доброжелательные отношения между детьми, добрые чувства по отношению друг к другу. Побуждать к игре в детском оркестре русских народных инструментов, закреплять интерес к этому виду исполнительской деятельности. Вспомнить с детьми как выглядит русский народный национальный костюм; закреплять умение детей различать виды народных промыслов и знание картин русских художников; привлекать детей к здоровому образу жизни.
Взаимодействие музыкального руководителя, воспитателя и детей в музыкальной непосредственно - образовательной деятельности.
Дети входят в зал, садятся на стулья. Звучит музыка «Задорный сормачок» в исполнении народного оркестра ложкарей «Славяне», руководитель А. Серебров.
Музыкальный руководитель. Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель. Что это за музыка звучит,
Уж очень она веселит!
Музыкальный руководитель. Музыка какая?
Дети. Музыка веселая, звонкая, задорная, музыка игривая, быстрая и шаловливая.
Воспитатель. Вот какое у нее настроение!
Музыкальный руководитель. А скажите - ка, ребята, чье это исполнение -симфонического оркестра или оркестра народных инструментов.
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель. Да, это русская народная музыка «Задорный сормачок» звучит в исполнении русского народного оркестра.
Ты откуда, русская зародилась музыка?
То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом
В радости ли, в боли? Или в птичьем свисте
Ты скажи откуда грусть в тебе и удаль
В чьем ты сердце билась с самого начала
Как же ты явилась, как ты зазвучала?
Пролетели утки - уронили дудки,
Пролетели гуси - уронили гусли.
Их порою вешней нашли, не удивились,
Ну, а песня?
С песней на Руси родились.
Г. Серебров.
Воспитатель. Вот бы посмотреть, как музыканты играют в оркестре.
Музыкальный руководитель. У нас же есть волшебный экран. С его помощью мы увидим выступление оркестра. (просмотр)
Воспитатель. А костюмы у музыкантов какие красивые!
Музыкальный руководитель. Это русские народные национальные костюмы. А вот какие инструменты, которые сейчас прозвучали, есть в нашем оркестре?
Дети называют: рубель, свистулька, трещотка, погремушка, бубенцы, деревянные ложки.
Музыкальный руководитель. Вы знаете, ребята, на этих музыкальных инструментах можно сыграть музыку, послушайте ее мелодию и отгадайте.
Играет русскую народную мелодию «Во саду ли в огороде».
Дети отгадывают.
Воспитатель. А кто и на каких инструментах у нас будет играть?
Музыкальный руководитель. В детском оркестре ребята будут играть на тех инструментах, которые им больше нравятся. (Распределяет партии, проигрывает каждую партию с детьми отдельно, затем все вместе).
- Молодцы, ребята!
Воспитатель. Мы обязательно поиграем музыку в группе, правда, ребята? Дети соглашаются.
На экране появляется слайд с изображением картины Исаака Левитана «Март»; воспитатель просит ребят назвать картину и ее автора.
Воспитатель. А сейчас весну встречаем
Дружно песню распеваем.
Музыкальный руководитель. Но сначала солнце позовем
Уж очень грустно без него живем!
Дети поют распевку: «Выйди солнышко», русская народная песня.
Музыкальный руководитель побуждает детей чисто интонировать большую секунду вниз, правильно произносить слова «солнышко», «оконышко».
Затем дети поют русскую народную календарную песню «Весна – красна».
Музыкальный руководитель побуждает детей к чистому интонированию мелодии. Следит за четкой дикцией и артикуляцией. Дети поют «цепочкой»
и с солистом.
Воспитатель обращает внимание на расписанный хохломской росписью сундук, все вместе разглядывают его, вспоминают вид росписи, которой он украшен, смотрят, что же там внутри. В сундуке оказались элементы костюмов для инсценирования русских народных песенок – дразнилок «Антон козу ведет» и «Про Фому». Музыкальный руководитель предлагает детям обыграть шуточные, смешные песни. Ребята с удовольствием соглашаются. Музыкальный руководитель уточняет значение старинных слов: «короб», «овин», «полати», «лукошко», «вожжи», «клеть», «повети» «угодьице», «подворье» .
Затем дети распределяют роли, наряжаются и инсценируют дразнилки.
Воспитатель. А Фома уж очень много всего и без разбора ел, это плохо или хорошо, ребята?
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель. Правильно, питаться нужно умеренно и есть только полезную пищу, а те, кто объедается, здоровья лишается; будет хилым, будет слабым, невеселым и несчастным.
Воспитатель. (достает из сундука элементы костюмов волка и хозяюшки).
А сейчас мы поиграем,
Считалкой волка выбираем,
А за ним и добрую хозяйку.
Без нее играть не начинаем.
Дети выбирают хозяйку и волка, исполняя русскую народную считалку «Вышла курица с – под клети».
Дети поют считалку индивидуально. Музыкальный руководитель следит за правильной передачей ритма песни, а также побуждает детей петь выразительно, эмоционально передавая ее шутливый характер.
Музыкальный руководитель. Игра «Гуси – лебеди» сейчас покажет нам, ребята, кто у нас самый сильный и самый ловкий.
Дети – «лебеди» стараются быстро перебежать из одного конца зала в другой и не попасться в «лапы волку». Воспитатель и музыкальный руководитель стараются, чтобы дети испытывали только положительные эмоции, правильно выполняли правила игры, проявляли по отношению друг к другу только доброжелательные чувства.
Музыкальный руководитель. Я смотрю, ребята, что вам понравилась русская народная музыка, песни, игры.
Воспитатель. Мы и не заметили, как побывали в прошлом. Ведь эти замечательные произведения русского народного творчества были неотъемлемой частью жизни наших предков.
Музыкальный руководитель. Я думаю и вас, ребята, произведения русского народного творчества будут только радовать. А какие мы сегодня вспомнили подскажите мне пожалуйста, ребята.
Дети перечисляют пройденный материал.
Воспитатель. Все – то они у нас знают –
Вон как бойко отвечают.
Музыкальный руководитель. Молодцы! А сейчас, попрощаться нам пришла пора. До свидания, дорогая детвора!
Дети и воспитатель прощаются и возвращаются в группу.
2. Музыкальная непосредственно - образовательная деятельность.
Тема: «Подружитесь с русской песней – заживете интересней».
Программные задачи. Закреплять знания детей инструментов русского народного оркестра и их звучание ; знакомить с русскими народными песнями; побуждать к инсценированию песен: выразительному и эмоциональному; уделять внимание выразительному исполнению песенных импровизаций детьми; стремиться к тому, чтобы дети сочиняли разнообразные мелодии и не повторяли песенные импровизации своих товарищей; познакомить с правилами и хороводными движениями новой игры ; приобщать детей к труду, объяснять, что труд украшает человека, а лень портит!
Взаимодействие музыкального руководителя, воспитателя и детей в музыкальной непосредственно образовательной деятельности.
Дети и воспитатель входят в зал и рассаживаются на стульчики. Перед ними иллюстрации с изображением музыкальных инструментов.
Музыкальный руководитель. Ребята, какие инструменты перед вами?
Дети отвечают. Жалейка, трещотка, гармонь, погремушка, рубель, деревянные ложки, гусли, бубенцы.
Музыкальный руководитель. В состав какого оркестра они входят?
Дети. Они входят в состав оркестра русских народных инструментов.
Музыкальный руководитель. А какую музыку в исполнении окестра русских народных инструментов вы слушали?
Дети. «Задорный сормачок», русскую народную музыку.
Воспитатель. Ее исполнял оркестр «Славяне» под управлением Александра Сереброва.
Музыкальный руководитель. Сегодня Александр Серебров нам расскажет о русских народных инструментах и напомнит, как они звучат.
Дети смотрят видео. После просмотра музыкальный руководитель сообщает детям, что эти замечательные инструменты Александр Серебров изготавливает сам, в своей мастерской с группой умелых мастеров, потом в оркестре под его руководством музыканты исполняют замечательную музыку, а хор - веселые русские народные песни. Дети слушают и смотрят в исполнении «Славян» русскую народную песню «Ах, утушка, моя луговая» (далее - беседа о характере и настроении песни).
Музыкальный руководитель. А мы тоже песни споем
Весну красную зовем.
Дети поют распевку «Выйди, выйди, солнышко».
Воспитатель. Выбираем весну. Мальчики будут петь начало песни, а девочки передают бусы по кругу друг другу. У кого из девочек с окончанием пения мальчиков окажутся бусы – та девочка и Весна. Она наряжается и продолжает петь песню соло.
Музыкальный руководитель побуждает петь слаженно, дружно, прислушиваться к пению друг друга. Затем выбирают новую солистку – девочку – Весну. Дети еще раз исполняют календарную русскую народную песню «Весна – красна».
Музыкальный руководитель. Я вас познакомлю с новой песней, послушайте и расскажите о ней.
Исполняет песню «Русская сторонка». Музыка В. Бредиса, слова Н. Баевой.
Дети рассказывают содержание песни, о том, что эта песня про Россию, про нашу Родину.
Музыкальный руководитель. Какое у этой песни настроение?
Дети. Она нежная, напевная, с красивой плавной мелодией.
Музыкальный руководитель. А скажите, ребята, сколько куплетов в песне?
Дети. Три куплета и нет припева.
Воспитатель. А как будет выглядеть эта песня на фланелеграфе?
Ребенок моделирует структуру песни на фланелеграфе.
Музыкальный руководитель. Сейчас я еще раз спою вам песню «Русская сторонка», а вы слушайте внимательно мелодию, старайтесь запоминать слова. Они здесь очень красивые. Исполняет песню еще раз.
Воспитатель. А сейчас детвора
Танцевать пришла пора.
Музыкальный руководитель. Мальчики, приглашайте девочек на танец «Сударушка». Русская народная мелодия.
Дети встают в круг и танцуют танец. Музыкальный руководитель побуждает детей танцевать выразительно, ритмично, способствует запоминанию детьми последовательности танцевальных движений.
По окончании танца музыкальный руководитель обращает внимание на «спящего» воспитателя в кепке.
Музыкальный руководитель. Посмотрите – ка, ребятки,
Кто – то спит здесь сладко – сладко,
Это же Антошенька задремал.
Пляску нашу он проспал.
Антошеньку поднимаем –
С ним немного поиграем.
Дети поют песню «Ой вставай, Антошенька». Слова и музыка З Роот.
Музыкальный руководитель показывают детям движение хоровода. Дети повторяют за взрослым. С окончанием музыки начинают «щекотать» спящего.
Когда Антошка вскакивает, убегают на свои места, он ловит детей.
Антошка. Зачем разбудили, я спать хочу (капризничает).
Музыкальный руководитель. С песенкой не только весело играем,
Колыбельную тебе споем.
Успокоишься немножко.
Быстро ты заснешь, Антошка.
Музыкальный руководитель привлекает детей к сочинению колыбельной песни на небольшой литературный текст.
Спи младенец мой прекрасный
Баюшки – баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Степанова.
Дети по желанию поют для Антошеньки свою колыбельную.
Музыкальный руководитель. Какие у вас разные, но очень нежные ласковые песни, смотрите, наш Антошка задремал.
Ребята тихо садятся на стульчики, стараясь его не разбудить.
Воспитатель (снимает кепку, выходит из роли Антошеньки). Но это была всего лишь игра, котороя быстро закончилась.
Музыкальный руководитель. А вам не кажется, ребята, что Антошенька уж очень много спит.
Воспитатель. Он же лентяй и лежебока.
Музыкальный руководитель. нужно все – таки трудиться
Не годиться быть лентяем!
Воспитатель. Ничего, его мы быстро перевоспитаем!
Сегодня в зале мы много песен слушали и исполняли, какие они разные, одни песни побуждают нас весело играть, другие мы слушаем, и нам хочется под них потанцевать, а колыбельные песни успокаивают, убаюкивают.
Музыкальный руководитель. И поэтому я точно знаю, что
Без музыки, без песенки,
Нельзя на свете жить.
Давайте будем с музыкой
И с песенкой дружить.
Воспитатель и дети соглашаются.
Музыкальный руководитель. А теперь пришла пора
Попрощаться нам, друзья!
Поет: «До свидания!»
Дети и воспитатель повторяют : «До свидания» и возвращаются в группу.
3. Музыкальная непосредственно - образовательная деятельность.
Тема: «Рассказ о том, как предметы старинного русского быта в музыкальные инструменты превращаются».
Программные задачи. Воспитывать любовь к родному краю; закреплять интерес детей к музыкальному русскому народному творчеству; развивать творческие способности, побуждая к инструментальным импровизациям. Закреплять знания детей о художниках и их творческих работах, посвященных России. Побуждать слаженно и эмоционально петь. Побуждать играть весело, непринужденно, соблюдая правила игры; проявлять заботу о своих товарищах. Воспитывать трудолюбие, сдержанность.
Взаимодействие музыкального руководителя, воспитателя и детей в музыкальной непосредственно - образовательной деятельности.
Дети входят в зал, танцуют танец «Сударушка» под русскую народную музыку плавно, неторопливо, соблюдая расстояние между парами по кругу. По окончании танца приветствуют музыкального руководителя.
Воспитатель. Ребята, посмотрите сюда, здесь что – то интересное.
Дети называют. Топор, коса, молоток, отвертка, ухват, рубель.
Воспитатель. Что же эти предметы делают в музыкальном зале?
Дети рассказывают, для чего каждый предмет предназначен.
Музыкальный руководитель. Но сегодня вы, ребята, узнаете, как эти незаменимые предметы быта русского народа превратятся в творческих руках мастера в музыкальные инструменты. Вот посмотрите, об этом волшебном превращении вам сейчас расскажет Александр Серебров, руководитель оркестра русских народных инструментов «Славяне».
Просмотр видео.
Скажите, на звучание какого музыкального инструмента похоже звучание топора или косы?
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель. А как звучит ухват?
Дети отвечают.
Музыкальный руководитель. На что же похож звучание рубеля?
Дети отвечают.
Воспитатель. А вот у меня тоже есть предмет быта, только более современный. Им пользуются хозяйки на кухне – это алюминиевая формочка для выпечки печенья «Орешек», и я сейчас проиграю для вас знакомую русскую мелодию, а вы вспомните ее.
Воспитатель простукивает ритм русской народной песни «Во саду ли в огороде».
Дети отгадывают.
Музыкальный руководитель. Ну –ка, мои музыканты,
Покажите нам свои таланты,
Воспитатель. Музыку в оркестре поиграем,
Друг друга веселим и развлекаем.
Сначала проигрывает музыку с деревянными ложками, затем с металлофонами, затем с партией погремушек и музыкального треугольника.
Затем дети играют в оркестре все вместе. Музыкальный руководитель сосредотачивает внимание детей на динамических оттенках, стремится привлечь детей к слаженному, согласованному исполнению.
Дети садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель показывает слайды картин русских художников, посвященных России. («Летом», «Жатва», «Сенокос» Аркадия Пластова);
«Весенний солнечный день», «Мартовский снег», «Февральская лазурь» Константина Юона; «Масленица» Кустодиева).
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля,
Это русское раздолье,
Это Родина моя!
Знакомы вам эти картины, ребята?
Дети называют картины и художников.
Прекрасна наша Родина Россия.
Художники изображают ее в своих картинах, поэты пишут о ней чудные стихи, а композиторы посвящают ей свою музыку.
Воспитатель. Мы тоже песни о России знаем,
Их часто в группе распеваем.
Музыкальный руководитель. Что ж, споем, ребята?
Дети поют песню З. Роот «Русская сторонка», музыкальный руководитель побуждает детей к запоминанию текста песни и мелодии. Для этого проговаривает песню с детьми шепотом, пропевает отдельные фразы, побуждая чисто интонировать.
Поют дети также и русские народные песни «Антон козу ведет», где музыкальный руководитель напоминает детям о бережном заботливом отношении к животным; дразнилку «Про «Фому», которую дети выразительно инсценируют и в которой высмеивается объедение; «Весна – красна», в которой дети радуются приближающейся весне, пробуждению природы от зимней спячки.
Музыкальный руководитель. А сейчас поиграем,
Мы Антошку выбираем.
Дети поют считалку «Вышла курица с – под клети». Роль Антошеньки играет ребенок. Музыкальный руководитель напоминает детям последовательность хороводных движений, смоделировав их на фланелеграфе, затем дети играют, каждый старается, чтобы Антошенька его не догнал.
Музыкальный руководитель. А сейчас для вас, ребята,
Музыкальная загадка.
Дети отгадывают. Звучит «Задорный сормачок» русская народная музыка, в исполнении оркестра русских народных инструментов под управлением Александра Сереброва.
Музыкальный руководитель обращает внимание детей на музыкальные инструменты, а также музыкальные игрушки – самоделки и привлекает детей к творческой импровизации под музыку. Дети разбирают музыкальные инструменты, договариваются между собой, как будут играть, затем музицируют.
Музыкальный руководитель. Быстро время пробежало,
Попрощаться нам пора.
Воспитатель. Мы и пели, танцевали,
Дружно, весело играли,
О волшебных превращениях
Сегодня многое узнали.
Мы в музей сейчас пойдем и узнаем,
Может в нем, самовар уже поет,
Ложки, чугунки, ухваты
Ему звонко подпевают.
И матрешки хохломские
Песни распевают.
Музыкальный руководитель поет. До свидания!
Дети и воспитатель поют. До свидания!