Папки-передвижки

Конспекты цикла занятий по развитию речи «Зайка серенький» для воспитанников подготовительной группы

Лидия Каблова
Конспекты цикла занятий по развитию речи «Зайка серенький» для воспитанников подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Занятие 1.

Тема: Описываем, рассказываем, образуем новые слова.

Цели:

1. Изучение грамматического строя речи. Упражнение в согласовании имен существительных и прилагательных в роде и числе. Учить подбирать однокоренные слова и определения к заданным словам.

2. Развитие связной речи. Активизация употребления в речи детей сложноподчиненных предложений.

Публикация «Конспекты цикла занятий по развитию речи „Зайка серенький“ для воспитанников подготовительной группы» размещена в разделах

3. Формирование звуковой культуры речи. Обучение дифференцированию звуков речи при произношении, отработка отчетливой дикции.

Ход занятия.

На доске иллюстрация с изображением зайца. Предложить детям внимательно рассмотреть ее и ответить на вопросы:

1) Как можно сказать про зайца, какой он? (серый, маленький, пушистый, пугливый, трусливый, и т. д.)

2) Если мы хотим рассказать о том, какая шубка у зайца, то какие слова подберем? (серая, пушистая, мягкая).

3) Какими словами можно сказать про то, какое у зайца настроение? (веселое, хорошее, грустное, бодрое).

При выполнении этого задания необходимо особое внимание обратить на согласование имен существительных и прилагательных в среднем роде. Например, если ребенок к существительному настроение подбирает прилагательное веселый, надо предложить ему послушать, как звучит это словосочетание. Следует добиваться, чтобы дети сами исправляли свои ошибки.

- А как по-другому, ласково, можно назвать зайца? (заинька, заюшка, зайчишка).

- Как называется детеныш зайца? (зайчонок).

- А если детенышей несколько, как мы про них скажем? (зайчата). А по-другому, ласково? (заиньки, зайчата, заюшки).

- Какие бывают зайчата? (веселые, пушистые, быстрые, шустрые, длинноухие).

Не нужно требовать большого количества определений. Главное – правильный ответ. Например, ребенок говорит: "Длинные уши". Воспитатель подтверждает правильность ответа и спрашивает: "А как это можно сказать одним словом?" Если дети затрудняются, помогите им, сами образовав слово длинноухий.

- Где живут зайцы? (в лесу). Как называется маленький лес? (лесок, лесочек). Каким словом называют тропинку в лесу? Какая она? (лесная). Как называется человек, который охраняет лес? (лесник, лесничий). Как называется сказочный человек, который живет в лесу? (лесовичок).

- Теперь повторим все слова, которые мы вспомнили и назвали. (Ответы детей).

- Вот сколько разных слов вы назвали: лесная, лесок, лесочек, лесник, лесовичок. Во всех этих словах есть одинаковая часть – лес, и каждое своим способом образовано от этого слова.

- Какие слова можно образовать от слова река? (реченька, речка, речной).

При выполнении этого задания можно использовать вопросы: как можно сказать о маленькой реке? как реку можно назвать ласково? как называется песок на реке?

- А сейчас я вам расскажу о том, как наш зайчик получил из леса письмо. Он очень обрадовался, но вот беда – письмо попало под дождь и размокло. Некоторые предложения стало невозможно прочитать. Поможем зайчику прочитать письмо. Слушайте внимательно, и там, где письмо нельзя прочесть, подсказывайте, что могло быть там написано.

Необходимо учесть, что, выполняя задание, дети нередко пропускают союзные слова и не устанавливают связи с предыдущим высказыванием. Нужно добиваться, чтобы свои высказывания дети начинали союзным словом, на котором обрывается предложение в письме: "Мы сделали лодку, чтобы… - чтобы покататься".

"Здравствуй, Пушок! Расскажу тебе историю, которая случилась со мной и моим братом. Как-то раз мы долго играли на берегу реки. Потом мы сделали лодку, чтобы… Мы сели в лодку и поплыли. Вдруг подул сильный ветер. Поднялись большие волны, которые… Мы начали кричать так громко, что… На помощь приплыл медведь и вытащил нас на берег. Мы стали прыгать и скакать, чтобы… Мы быстро высохли и согрелись, потому что… Пришел мишка и принес нам еду. Морковки и капусты мы съели столько, что… Скоро мы будем дома. "

Все детские варианты по восстановлению предложений воспитатель записывает под диктовку учеников. Затем вместе с ними он отбирает наиболее подходящие и правильные. Воспитатель предлагает детям подумать, как можно сказать лучше. В конце занятия письмо читается целиком с добавлениями, предложенными детьми.

Занятие 2.

Тема: Пересказ сказки "Лиса и Козел"

Цели:

1. Изучение грамматического строя речи. Обучение подбору определений к именам существительным, нахождению предмета по названным признакам, согласованию слов в предложении путем выбора верного окончания слова.

2. Развитие связной речи. Формирование представлений детей о композиции сказки (зачин, концовка). Обучение использованию при пересказе выразительных средств языка; обучение верной передаче интонации при пересказе диалогов сказочных персонажей.

3. Формирование звуковой культуры речи. Обучение дифференцированию звуков речи при произношении, отработка отчетливой дикции.

Ход занятия.

Воспитатель выразительно зачитывает сказку "Лиса и Козел" и обсуждает с детьми ее содержание.

ЛИСА И КОЗЕЛ

Бежала Лиса по дороге, на ворон зазевалась и упала в колодец. Воды в колодце немного, утонуть-то – не утонешь, а выскочить – не выскочишь.

Сидит Лиса, горюет. Что тут делать?

Вот идет той же дорогой Козел, головой помахивает, бородой потряхивает, по сторонам поглядывает. От нечего делать заглянул Козел в колодец. Увидел там Лису и спрашивает:

- Здорово, Лисонька. Что ты тут делаешь?

- Да вот отдыхаю… Наверху-то жарко, а тут и прохладно, и водицы холодненькой сколько хочешь.

А Козлу давно пить хочется.

- Да хороша ли вода-то?

- Вода-то хороша, - отвечает Лиса. – Да ты прыгай сюда, вот и попробуешь. Места нам и двоим хватит.

Козел сдуру и прыгнул. Воду замутил, чуть Лису не задавил.

Рассердилась Лиса, бранится:

- Ишь, бородатый, и прыгнуть не сумел, всю забрызгал.

Вскочила Лиса Козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца! Только Козел ее и видел.

Сидит Козел в колодце. До вечера просидел, не знает, как выбраться.

Хватился хозяин Козла, пошел искать. Искал, искал, насилу нашел. Веревку принес и Козла из колодца вытащил.

Вопросы:

1) О чем рассказывается в этой сказке?

2) Как она начинается? заканчивается?

3) Какой показана Лиса в сказке? Почему вы думаете, что она хитрая? Какой еще изображена Лиса?

4) А каким показан Козел? Почему вы так думаете?

5) Какие слова и выражения вам больше всего понравились?

- Послушайте сказку еще раз, потом вы будете ее рассказывать. Слушайте внимательно и запоминайте.

Спросить 3-4 детей. В конце можно предложить детям рассказать сказку по ролям. Дети дают оценку пересказов товарищей. Если возникают затруднения, воспитатель делает это сам, обращая внимание на передачу содержания сказки, выразительность диалогов и использование разнообразных слов и выражений.

- Вы интересно и выразительно рассказали сказку, а теперь постарайтесь ответить на мои вопросы:

1) Кто может сказать, какой был Козел? Какими словами можно сказать о нем? (недогадливый, глупый, неумный, невнимательный и т. д.)

2) Какая была Лиса? (рыжая, хитрая, красивая, умная, ловкая, быстрая, шустрая)

3) Какой был колодец? (глубокий, холодный, темный, мутный, грязный, узкий)

4) Что может быть холодным? Про что еще можно сказать холодный? (снег, лед, воздух, ветер)

5) Про что можно сказать холодная? (зима, снежинка, сосулька, льдинка).

6) Послушайте внимательно и ответьте. Холодный, голубой, прозрачный – это река или ручей? Голубая, стеклянная, хрупкая – это блюдце или чашка?

При проведении грамматических упражнений необходимо достаточно четко, но без чрезмерного выделения произносить окончания слов, следить за правильным согласованием имен существительных.

- Предлагаю вам выучить новую скороговорку о лисе: Бежит лиса по шесточку. Лизни, Лиса, песочку.

Воспитатель, а вслед за ним дети, произносят скороговорку: громко, умеренно, тихо, шепотом, с нарастающим темпом речи.

Занятие 3.

Тема: Пересказ рассказа В. Бианки "Купание медвежат"

Цели:

1. Изучение грамматического строя речи. Упражнение в подборе синонимов и антонимов к именам прилагательным и глаголам, соответствующим речевой ситуации.

2. Развитие связной речи. Развитие умения связывать отдельные части рассказа, передавая текст точно, последовательно.

3. Формирование звуковой культуры речи. Обучение дифференцированию звуков речи при произношении, отработка отчетливой дикции.

Ход занятия.

Чтение рассказа В. Бианки "Купание медвежат" с последующей беседой.

КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ

Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.

Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два веселых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.

Мать догнала его, надавал шлепков, а потом – в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежала их. После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.

Вопросы:

1) О чем рассказывает автор в этом произведении?

2) Что вас заинтересовало в рассказе? Какие моменты понравились?

3) Какими автор показал медвежат?

4) Какие слова и выражения вам больше всего запомнились и понравились?

Повторное чтение рассказа.

Пересказ рассказа детьми.

Воспитатель предлагает ребенку выбрать себе второго рассказчика, договориться с ним, кто будет рассказывать первую часть, кто – вторую. Остальным детям предлагается внимательно слушать рассказывающих (чтобы затем оценить их). Спросить 4 пары детей.

- Вот выкупались медвежата и пошли гулять по лесу. Но какие они были разные! Первый медвежонок подвижный, веселый, очень любил играть. Залез он на дерево. Чует – медом запахло. Обрадовался, наелся меду, потом слез с дерева - и к маме!

- Какой был первый медвежонок? Что можно сказать про него? (веселый).

- К слову веселый подберите близкие по смыслу слова (радостный, оживленный, шустрый).

- А если он был веселый, то он к маме не просто пошел, а… (побежал, полетел, помчался сломя голову).

- Другой медвежонок тоже любил играть. Но уж очень медлительный он был, и вечно с ним что-нибудь случалось. Только он подошел к дереву, пчела его укусила (ужалила). Совсем ему плохо стало. Он тоже пошел к маме.

- Какой был второй медвежонок? К слову веселый подберите противоположное по смыслу слово (грустный, скучный, печальный).

- А если он был грустный, то, наверное, к маме не просто пошел, а … (побрел, поплелся).

Воспитатель голосом выделяет в слове медвежонок звук [ж] и спрашивает детей, какой именно звук в слове был выделен.

- В названиях каких животных есть звук [ж]? звук [з]? (жираф, еж, заяц, змея, зебра).

Воспитатель читает скороговорку : Лежит ежик у елки. У ежа иголки. Произношение скороговорки сначала в умеренном, затем в ускоренном темпе.

Занятие 4.

Тема: Сочинение сказки на тему "Как ежик зайца выручил"

Цели:

1. Изучение грамматического строя речи. Совершенствование умения подбирать однокоренные слова.

2. Развитие связной речи. Развитие умения сочинения сказки на заданную тему с использованием описания внешнего вида персонажей, их действий, переживаний.

3. Формирование активного словаря. Обучение подбору синонимов, антонимов. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слова.

Ход занятия.

- Сегодня мы будем сочинять сказку. Героями ее будут хорошо известные вам лесные жители – ежик и заяц. Наша с вами задача - придумать и рассказать увлекательную историю о приключениях наших героев. Давайте сегодня мы сочиним сказку о том, как ежик выручал зайца. Подумайте, что могло случиться с зайцем и как ежик выручал своего друга.

Для облегчения задания воспитатель задает наводящие вопросы:

1) Где живут ежик и заяц? (в лесу).

2) Какие слова, образованные от слова лес, можно использовать в нашем рассказе? (лесок, лесочек, лесной).

3) Как называется тропинка в лесу? (лесная).

4) Как можно назвать зайца – какой он? (трусливый). А как можно сказать про него по-другому? Подберите слова, близкие по смыслу к слову трусливый (боязливый, пугливый).

5) А какой ежик? (смелый). Подберите слова, близкие по смыслу к слову смелый (храбрый, отважный).

(Если дети сами смогут подобрать синонимы, воспитатель спрашивает, похожи ли названные слова по смыслу. Если нет, то задает вопрос: "Похожи ли по смыслу слова трусливый, боязливый, трусливый")

Дети пробуют сочинять сказки. Необходимо обратить их внимание на то, что она должна быть небольшой, интересной, законченной. Спросить не менее 5 детей. После 2-3 ответов спросить у детей, чья сказка больше всего понравилась и чем.

- В сказке мы называли зайца трусливым, пугливым – эти слова близки по смыслу, слова -"друзья". А сейчас я вам прочитаю стихотворение "Прощальная игра", а вы слушайте его внимательно и помогите мне найти слова, противоположные по смыслу.

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь… (низко).

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь… (близко).

Скажу я слово трус,

Ответишь ты… (храбрец).

Теперь начало я скажу –

Ну, отвечай… (конец).

- Давайте прочитаем стихотворение еще раз. (Дополняя строку стихотворения, дети могут сказать не храбрец, а храбрый. Необходимо пояснить: "Если бы было сказано трусливый, тогда нужно было бы сказать храбрый.)

Занятие 5.

Тема: Сочинение сказки на тему "День рождения зайца".

Цели:

1. Изучение грамматического строя речи. Упражнение в образовании винительного падежа множественного числа имен существительных.

2. Развитие связной речи. Развитие умения самостоятельно сочинять сказку на заданную тему с использованием выразительных средств языка. Обучение составлению сказки по плану.

3. Формирование звуковой культуры речи. Упражнение в отчетливом произнесении слов, скороговорок, развитие дикции, темпа речи, силы голоса.

Ход занятия.

- Какую сказку мы с вами сочиняли на прошлом занятии? ("Как ежик зайца выручал").

- Верно. А сегодня мы с вами сочиним еще одну сказку про наших героев – "День рождения зайца". В своем рассказе опишите, кто собирался в гости к зайцу. Потом расскажите, как звери поздравляли зайца? Какие подарки они ему подарили? Как праздновали день рождения? Ваши сказка должна быть небольшой, интересной и законченной.

- Звери на дне рождения у зайца играли, танцевали, отгадывали загадки о том, что видели. Еж загадал такую загадку: "Я видел много ромашек, васильков, колокольчиков. Где я был?" (в поле). Теперь вы загадайте загадку о том, что вы видели, а мы постараемся отгадать, где вы были.

При выполнении грамматических упражнений воспитатель обращает внимание детей на то, что и когда они видели, и формирует навык употребления правильных окончаний в одушевленных и неодушевленных именах существительных.

- А еще звери на дне рождения у зайца соревновались в рассказывании скороговорки про зайца и его подружку белку. Они старались проговаривать ее так, чтобы каждый звук был слышен отчетливо. Давайте и мы с вами разучим эту скороговорку: Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел, а вот белка не бела, белой даже не была.

Дети разучивают скороговорку, проговаривая ее хором. Затем воспитатель вызывает нескольких детей и просит произнести скороговорку несколько раз так, чтобы каждый звук был слышен четко: медленно, умеренно, а потом в быстром темпе.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Зайка серенький сидит»Дидактическая игра «Зайка серенький сидит» Дидактическая игра "Зайка серенький сидит".(третий год жизни) Для того, что бы обычная дидактическая игра "Зайка серенький сидит", стала.

Конспект НОД по физическому развитию воспитанников подготовительной к школе группы «23 февраля» Тема: «23 февраля» день защитника отечества. Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

Конспект занятия по рисованию гуашью методом тычка жесткой полусухой кистью в средней группе «Зайка серенький» Цель. Упражнять в нетрадиционном способе рисования кистью. Закрепить умение равномерно наносить тычки на всю поверхность предмета. Развивать.

Конспект занятия по рисованию с элементами аппликации в средней группе «Зайка серенький стал беленьким» Задачи: 1. Учить детей видоизменять выразительный образ зайчика – летнюю шубку менять на зимнюю: приклеивать бумажный силуэт серого цвета.

Конспекты физкультурных занятий в подготовительной группе Конспекты физкультурных занятий в подготовительной группе №2 Сентябрь 2015 г. Задачи Вводной части - повысить эмоциональный тонус ребенка,.

Конспекты театрализованных игр и занятий Этюд «коза-хлопота» (пальчиковый театр) (Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович, с. 40) Для проведения этой игры потребуется пальчиковая кукла –.

Конспекты занятий «Неделя здоровья» Неделя здоровья Конспект № 1 занятия в старшей логопедической группе «Гнездышко» Тема занятия: Здоровый образ жизни. Цель: Дать общее.

Конспекты занятий «Обряды Адыгеи» М Д О У № 22 «Сказка» п. Каменномостский АДЫГСКИЕ ОБРЯДЫ Составитель: Воспитатель Панченко Н. А 2015 г. Рецензия.

Рабочая программа цикла развивающих занятий по правовому воспитанию для детей средней группы «Я и мои права» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида «Детский сад №6 «Солнышко» Рабочая программа.

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Зайка и снеговик»Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Зайка и снеговик» Программное содержание:- Формирование умения составлять рассказ по серии сюжетных картин. - Учить строить сложноподчиненные предложения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспекты цикла занятий по развитию речи «Зайка серенький» для воспитанников подготовительной группы
Опубликовано: 26 февраля 2016 в 15:43
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспекты цикла занятий по развитию речи «Зайка серенький» для воспитанников подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Каблова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД