Лариса Зубова
Конспект НОД по коммуникации в подготовительной логопедической группе на тему «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по коммуникации в подготовительной логопедической группе на тему : «Зимующие птицы».
Воспитатель: Зубова Л. А.
Программные задачи:
- закреплять и уточнять представление детей о зимующих птицах;
- расширять словарный запас;
- продолжать учить детей правильно употреблять существительные с
Публикация «Конспект НОД по коммуникации в подготовительной логопедической группе на тему „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
предлогами в, на, под, за и т. д. ; согласовывать числительные с
существительными;
- учить выделять и называть отличительные особенности внешнего вида птиц;
- развивать умение составлять предложения;
- развивать внимание;
- развивать моторику пальцев рук;
- воспитывать любовь к птицам и желание помогать им.
Оборудование.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением зимующих птиц, картина «Птички на дереве»; конверт, в котором находятся рисунки с изображением следов птиц. Грамзапись с голосами птиц. Куклы –Незнайка и Сорока.
Раздаточный материал: разрезные картинки с изображением зимующих птиц, семена растений, ягоды рябины; материал для изготовления кормушки, ножницы.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и стихов о птицах, заучивание загадок.
Ход.
Воспитатель. Ребята, вы ко мне все подходите,
Дружно за руки возьмитесь.
Будем с вами мы играть,
На вопросы отвечать.
- Какое сейчас время года? (Зима.)
- Ребята, назовите признаки зимы, которые вы знаете?
Дети. (Дети по очереди называют признаки зимы).
Небо покрыто серыми облаками.
Часто идёт снег.
Деревья и кустарники стоят голые.
Ручьи и реки скованы льдом.
С наступлением зимних холодов люди начинают одеваться теплее.
Птицы нуждаются в заботе, поэтому ближе находятся к людям.
Дети катаются на санках, коньках, лыжах, лепят снеговиков.
Воспитатель. Молодцы, ребята!
(Стук в дверь).
Воспитатель. Ребята, к нам, кажется, кто-то пришёл в гости.
(Заносит куклу Незнайку.)
Незнайка. Здравствуйте, ребята.
Воспитатель. Ребята, кто это? (Незнайка). Незнайка, почему ты такой грустный, задумчивый?
Незнайка. Я вчера гулял по лесу и увидел какие-то странные следы, похожие на стрелочки. Я их зарисовал и принёс вам, чтобы вы посмотрели на эту диковинку.
Воспитатель. (Достаёт из конверта рисунки со следами птиц).Ребята, как вы думаете, чьи это следы? (Это следы птиц).
Незнайка. Какие же птицы зимой, ведь все они давно улетели в тёплые края, потому что сейчас время года – зима.
Воспитатель. Незнайка, какой же ты не внимательный. Ребята, давайте отправимся вместе с ним в лес и посмотрим прав он или нет? А для этого нам надо пройти по узким зимним дорожкам. (Указательным и средним пальцами рук поочерёдно дети «шагают» по руке. Активно работают пальцы и кисть руки. На каждое слово пальчик делает шаг.)
Топают, топают, топают ножки
По маленькой узкой зимней дорожке.
Пришли мы, ребята, в сказочный лес.
Незнайке покажем здесь много чудес.
Воспитатель. Ну, вот мы и пришли. Тихо в лесу зимой. Чернеют стволы и сучья голых деревьев. На зелёных ветках елей и сосен лежит охапками снег. Ни шелеста, ни звука. И, кажется, нет никого во всём лесу.
Ой, ребята, посмотрите, кто там спрятался за деревьями, а кто сидит на пеньке, на кормушке?
Дети. Птицы.
Воспитатель. А какие это птицы? (Зимующие).
- Назовите, каких зимующих птиц вы знаете? (Воробей, голубь, синица, снегирь, галка, сорока, дятел, ворона, сова, ястреб, филин, клёст).
- А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас? (Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, съедают плоды и семена лиственных растений. Также, люди заботятся о них, подкармливают их.)
Воспитатель. Вот видишь, Незнайка, сколько птиц зимуют в наших лесах и городах. Теперь ты, конечно, знаешь, чьи следы ты зарисовал?
Незнайка. Как интересно!
Воспитатель. Ребята, давайте тихонечко, чтобы не спугнуть птиц, сядем на стульчики и поговорим о птицах, которые находятся на нашей полянке. Для вас я приготовила задание: постарайтесь придумать различные предложения о птицах, используя разные предлоги, но сначала ответьте на мои вопросы:
Куда мы повесим кормушку? (На дерево).
Куда насыплем корм? (В кормушку).
Откуда вылетел воробей? (Из кормушки).
Где сидит синица? (На пеньке).
Дидактическая игра «Составь предложения с разными предлогами».
(Дети составляют свои предложения, используя разные предлоги).
Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы очень хорошо справились с заданием. А теперь, давайте расскажем Незнайке, сколько птиц к кормушке нашей прилетело?
Пальчиковая гимнастика:
«Сколько птиц к кормушке нашей прилетело».
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек.
(Дети садятся на стульчики).
Воспитатель. Ребята, посмотрите, наши птички испугались чего-то или кого-то и разлетелись в разные стороны? Как вы думаете, что бы их могло напугать? (Ответы детей).
А чтобы вспомнить, сколько птиц было на нашей полянке, нам понадобятся цифры. Я буду показывать цифру и называть название птицы, а вы должны рассказать, сколько их было.
Сколько птиц осталось на дереве? (На дереве остался один дятел).
(1). Сколько с ветки улетело голубей? (С ветки улетел 1 голубь).
(4). Сколько снегирей улетело с дерева? (С дерева улетело 4 снегиря.)
(3). Сколько синиц сидело под скамейкой? (Под скамейкой сидело 3 синицы.)
(5). Сколько воробьёв спрятались за ёлкой? (За ёлкой спрятались 5 воробьёв).
(2). Сколько ворон сидело на кормушке? (На кормушке сидело 2 вороны).
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы правильно рассказали, сколько было птиц на нашей полянке.
Незнайка. Друзья мои, вы знаете, в моём конверте тоже есть картинки с какими-то птицами, только они у меня порвались, помогите мне их собрать.
Воспитатель. Не волнуйся, Незнайка, наши дети тебе обязательно помогут их собрать.
Игра «Собери из частей целое».
(Дети собирают изображения птиц из разрезных картинок. После выполнения задания несколько детей загадывают загадки о них и находят такие же среди большого количества иллюстраций с изображением птиц на доске и описывают одну из птиц).
Ребёнок. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
Воспитатель. Что это за птица? (Синица).
(Дети находят такую же птицу на доске с разными птицами и помещают на магнитную доску).
Ребёнок. Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит.
А только лечит. (Дятел).
(Дети выполняют то же задание).
Воспитатель. Кем считают дятла в лесу? Почему? (Дятла в лесу называют санитаром леса, потому что только он может уничтожить насекомых-вредителей, живущих в коре деревьев, тем самым спасает лес от погибели. Длинным крепким клювом он стучит по стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под неё длинным липким языком насекомых и их личинок.
Ребёнок. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
(Дети находят такую же птицу).
Воспитатель. Чем красива эта птица? (Тем, что у неё очень яркая окраска.)
Да, ребята, снегирь становится лишь заметным с наступлением зимы. Летом же, на фоне других красавцев, снегирь просто теряется в кронах деревьев и увидеть его довольно сложно.
- Как вы думаете, чем питаются снегири? (Семенами ольхи, клёна, липы. Но особенно любят эти птицы подмёрзшую ягоду рябины.)
Воспитатель. Ребята, а сейчас давайте опишем одну из этих птиц, например синицу.
Ребёнок. (Ребёнок описывает внешние признаки синицы).
Синица-это зимующая птица. На голове у неё чёрненькая шапочка, щёчки белые, на горле и брюшке чёрная полоса-галстучек, спина жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, крылья и хвост серые. Клювик длинный острый. Синица-беспокойная птица. Ни минуты не посидит, торопливо шныряет по веткам. Любит лакомиться несолёным салом.
Воспитатель. Где синички устраивают гнёзда? (В дуплах мелких дятлов, углублениях и щелях гнилых пней и стволов.)
- Ребята, посмотрите, что есть общего у всех этих птиц? (Туловище, крылья, клюв, перья, лапы, хвостик.) Молодцы, а чем они отличаются? (Размером, окраской оперенья, формой клюва.)
- Ребята, а сейчас давайте немножко отдахнём и побудем птичками - снегирями.
Динамическая пауза.
«Снегири».
Вот на ветках, посмотри, 4 хлопка руками по бокам,
В красных майках снегири. 4 наклона головы.
Распушили пёрышки, Частые потряхивания руками,
опущенными вниз.
Греются на солнышке.
Головой вертят, 2 поворота головы на каждую строку.
Улететь хотят.
- Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью, за метелью!
Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, почему зимой птицы часто прилетают к жилью человека? – Правильно, голод – вот что гонит птиц к человеку.
Зима очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам корма под снегом. Голодная птица очень страдает от холода. От нас с вами птицы ждут помощи.
- Как же мы с вами можем помочь пернатым друзьям зимой? (Ответы детей). А ещё мы можем подкормить их семенами различных растений – семенами подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза и просто крошками хлеба. Я тоже приготовила для птичек несколько видов корма, давайте посмотрим, какой. (Дети подходят к столу, где приготовлена тарелка с разным видом корма: семена дыни, семена подсолнуха, семена тыквы и подмёрзшие ягоды рябины).
Воспитатель. – Ребята, посмотрите, кто-то здесь побывал и перемешал все семена.
И я, кажется, догадываюсь кто это.
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива.
Стрекотунья, белобока,
А зовут её (сорока).
(Воспитатель выносит Сороку, которая спряталась в укромном месте).
Сорока. Ребята, простите меня, что я всё перемешала, но ведь вы поможете перебрать корм? (Да.)
Воспитатель. (Даё т задание: семена дыни положить в красную тарелочку, семена подсолнуха – в жёлтую тарелочку, ягоды рябины – в белую тарелочку, семена тыквы – в зелёную.) (Дети выполняют задание).
- Ребята, весь корм для птиц мы перебрали. А куда бы его нам положить? (В кормушку.)
- Правильно. Я предлагаю каждому из вас смастерить небольшую кормушку для птиц.
(Детям раздаются заранее подготовленные заготовки кормушек. Дети вырезают в них только окошки.)
(Во время изготовления кормушек звучит грамзапись с голосами птиц).
- Молодцы, ребята! Теперь все птички, которые остаются зимовать в наших лесах будут сыты и благодарны вам. (Сорока тоже получает кормушку, благодарит детей. Дети насыпают корм во все кормушки и развешивают их на дерево, ёлки, находящиеся на полянке.)
Воспитатель. Ну, что, Незнайка, теперь ты много узнал о зимующих птицах?
Незнайка. Спасибо большое, ребята, что вы мне рассказали и показали зимующих птиц. Теперь я буду про них всё знать и пойду расскажу своим друзьям.
Воспитатель. Пора и нам возвращаться в детский сад.
(Дети произносят слова.)
Птички, птички, невелички
Прилетели в детский сад.
Покружились, покружились
В деток снова превратились.
Воспитатель. Ну, что, ребята, понравилось вам наше путешествие? (Ответы детей.)
- Молодцы, ребята. Мы с вами помогли Незнайке узнать много интересного и нового о зимующих птицах.