Елена Чувилина
Конспект НОД на тему «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД на тему «Зимующие птицы»
Для детей средней группы (4-5 лет)
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация.
Цель: познакомить с зимующими птицами, их образом жизни, поведения и питания.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД на тему „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
1. Расширение представлений детей о жизни зимующих птиц нашей области.
2. Познакомить с названием зимующих птиц
3. Характерные черты строения птиц.
Развивающие:
1. Развивать речь, память, внимание;
2. Учить детей по характерным признакам и по описанию узнавать птиц.
3. Обогащать словарь путем введения слов: кормушка, корм, зимующие птицы.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к птицам.
2. Желание помогать им в зимних условиях.
3. Интерес и бережное отношение к живой природе.
Ход НОД.
1 часть. Организационный момент
Воспитатель.
Ребята к нам в гости пришел лесовичок. Лесовичок очень старенький и он забыл почему зимой в лесу мало птиц? Почему он не может их найти? Как ему помочь? Что нужно сделать? Давайте подумаем. Какие птицы остаются зимой в лесу?
Ответы детей: зимующие.
Воспитатель: А вы знаете всех птиц, которые остаются зимовать?
Ответы детей: нет
2. часть. Основная часть
Воспитатель. Сегодня мы познакомимся с зимующими птицами. Они не улетают осенью в теплые края: сорока, ворона, воробей, голубь, синица, снегирь, дятел и другие. Зима – очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Зимующим птицам трудно находить корм под снегом. Надо помогать им: развешивать кормушки и насыпать в них пшено, овес, хлебные крошки, семена различных растений, сушены ягоды, кусочки несоленого сала.
Вопросы детям:
1. Какие из птиц вам знакомы? (Воспитатель показывает изображение птиц, дети их называют.) (Зимующие)
2. Каких птиц вы видели на участке или в лесу зимой? (Воробьи, вороны, синицы, голуби, сороки, дятлы, снегири.)
3. Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие, оседлые.)
4. Как изменяется образ жизни зимующих птиц? Чем они питаются? (Синицы, снегири, воробьи, голуби и другие.)
Воспитатель: (Рассказ про птиц)
А как вы думаете, почему зимующие птицы (воробьи, голуби, синицы, сороки, дятлы, снегири, вороны, галки) круглый год живут у нас? Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самые холодные зимы. Они отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, щели домов и заборов, съедают плоды и семена лиственных растений (снегири, шишки с семенами хвойных (дятел). А поползни и синицы отыскивают запасы, которые они сделали осенью. И все-таки очень тяжело птицам зимой. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. В такую погоду птицы часто голодают и даже погибают от холода и голода. Птицы в зимнее время приближаются к жилищам людей. И мы с вами должны помочь пережить зиму своим пернатым друзьям. Для подкормки птиц пригодны семена различных растений – конопли, подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи и овсянки. Синицы очень любят кусочки несоленого сала. Сегодня мы с вами, выйдя на прогулку, повесим вот эти кормушки и насыплем в них корм для разных птиц. И может быть, этим спасем не одну птичью жизнь. А летом птицы помогут людям. Они будут поедать насекомых - вредителей и продолжать охранять сады, парки, скверы.
Воспитатель предлагает детям угадать, что это за птица? (загадки)
Отгадывание загадок:
1) Ходить не умеет,
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей)
2) Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягодки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
3) Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это -(снегири)
4) Кто из леса прилетит?
Кто на крыше затрещит?
Белобокая болтунья,
Говоруша, стрекотунья,
Белый бок и длинный хвост.
Что за птица – вот вопрос? (Сорока)
5) В красной шапке расшитой,
В черненьком кафтане
Знаменит в семье лесной
Песенкой смешной.
что за песня-красота?
Тук-тук-тук, да тра-та-та! (Дятел)
6) Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит. (Дятел)
Можно использовать загадки-описания (внешний вид птицы, чем питается)
Затем дети называют птицу по описанию, у которой длинные ноги и длинный клюв (ворона) ; белый хвост и белые бока (сорока) ; красная грудка, раздвоенный хвост (снегирь) и т. д.
3 часть Физкультминутка
Снегом засыпаны лес и поля,
(движение рук как падает снег)
Спит под сугробами крепко земля.
(руки под щечкой)
Ищут, ищут птицы,
(машут крыльями, летают)
Чем бы поживиться.
На зиму долгую в нашем лесу
Мы приготовили птичкам еду.
Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!
(руками кормят птиц)
4 часть. Дидактические игры.
-Игра «Один – много».
Воспитатель называет птицу в единственном числе, дети – во множественном:
синица -(синицы, сорока -(сороки, дятел -(дятлы, воробей -(воробьи) и т. д.
Воспитатель называет птиц во множественном числе, например воробьи, дети строят предложение по образцу: Я вижу много воробьев.
-Игра «Птичья столовая» (подбери корм для птиц (картинки или презентация)
цель: Учить детей доброте. Приучать их заботиться о птицах, дать элементарное знание о том, чем кормят птиц зимой.
Воробей - хлебные крошки,
синица - несоленое сало,
снегирь - ягоды,
дятел – еловыми шишками,
голубь - хлебные крошки, и т. д.
-Игра «Сравни»
Воспитатель предлагает сравнить птиц:
У снегиря грудка красная, а у синицы -(желтая) .
У воробья глаза маленькие, а у совы -(большие) .
У сороки хвост длинный, а у синички -(короткий)
Ворона – зимующая птица, а скворец -(перелетная)
Синица любит сало, а голубь -(хлебные крошки)
Воробьи не улетают зимой, а дикие утки -(улетают на юг)
Воспитатель.
Лесовичок ты теперь вспомнил, почему зимой в лесу мало птиц?
Ребята, а вы запомнили зимующих птиц? Какой образ жизни ведут, чем питаются? И почему им надо помогать зимой? Ребята прощаются с Лесовичком.
5 часть. Итоги
-Чем мы сегодня занимались?
-Что вам понравилось больше всего?