Алена Альберт
Конспект занятия «Звук и буква Р» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Рефлексия.
4. Слова из трёх, двух, одного слогов, обозначающие животных.
II. Основная часть.
1. Отгадывание по характеристике звука Р, произнесение громко, тихо, шёпотом, хором и индивидуально, знакомство с буквой Р.
2. Воспроизведение слоговых рядов:
ра-ро-ру-ры, ар-ор-ур-ыр…
шра-шро-шру-шры
ашр-ошр-ушр-ышр
рша-ршо-ршу-рши
арш-орш-урш-ырш
ажр-ожр-ужр-ыжр и т. д.
3. Припоминание и проговаривание скороговорок на звук Р.
4. Выделение звука Р:
a) тра, отр, кла, три, пра, пла, при, шры, шри, шли, шлы;
b) торшер, термометр, шлагбаум, колокольчик, ребёнок, инструмент, трамвай, фабрика, ладонь, полотенце;
c) из сказки «Ворона и рак» (по Л. Н. Толстому).
5. Пересказ сказки:
a) беседа по содержанию:
- Как называется сказка?
- Кто написал её?
- О ком эта сказка?
- О чём она?
- Кто поймал рака?
- Что решила сделать ворона?
- Как удалось раку спастись?
- Как рак перехитрил ворону?
- Какой рак? Назовите признаки.
- А какая ворона? Назовите признаки;
b) повторное чтение;
c) пересказ детьми по цепочке;
d) припоминание и печатание слов со звуком Р:
рак, ворона, озеро, рот, брат, сестра, родители;
e) подбор родственных слов и их форм:
ворона – ворон, вороний, воронье, воронёнок (воронята, проворонить, вороново (крыло);
рак – раковый, рачок, рачище, ракушка.
6. Физкультминутка.
7. Составление предложений по картинкам на Р:
a) игра «Четвёртый лишний»;
b) отбор картинок на Р, оставшихся после игры «Четвёртый лишний», по слоговому составу (из четырёх, трёх слогов, определение места звука Р;
c) составление предложений по отобранным картинкам, деление их на слова.
8. Составление схем слов по индивидуальным картинкам, складывание этих слов из букв разрезной азбуки.
9. Прямой и обратный счёт: термометр, оркестр, прожектор, конструктор.
10. Спряжение по образцу в настоящем времени:
маршировать с оркестром на празднике;
конструировать транспорт.
11. Чтение слов по карточкам.
III. Итог. Припоминание картинок на Р. Упражнения на запоминание «Отгадай указанную картинку» (с 10 картинками).
Задачи:
1. Закрепление правильного произношения, знакомство с буквой Р.
2. Составление предложений по предметным картинкам, деление их на слова.
3. Закрепление спряжения глаголов в настоящем времени.
4. Пересказ сказки «Ворона и рак» (по Л. Н. Толстому).
5. Упражнение в чтении и печатании слов.
Оборудование:
o предметные картинки – рак, рама, радуга, карандаш, барабан, розы, руки, рубашка, кукуруза, куры, шар, арбузы, карта, груши, крыша, зебра, баран, гитара, рыба, тигр, шарф; несколько картинок на Рь, Л;
o карточки для чтения;
o тетради;
o ручки;
o наборы для составления схем слов;
o разрезные азбуки;
o текст сказки «Ворона и рак».
Закрепление на других занятиях и в повседневной жизни:
1. Повторение скороговорок на Р.
2. Хищные – травоядные животные на Р, схемы.
3. Пересказ сказки «Ворона и рак».
4. Повторение названий зимующих птиц – игры «Улетают – не улетают», «Четвёртый лишний».
5. Родственные слова (ворона, воробей, тигр, рысь).
6. Игра «Живые буквы» (звери, зимующие птицы).