Анжелика Хаметова
Конспект занятия «Звук [Ч]. Автоматизация звука [Ч] в обратных слогах и словах, содержащих обратные слоги»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Автоматизация звука Ч в обратных слогах и словах, содержащих обратные слоги.
Задачи:
1. Тренировать правильное произношение изолированного звука Ч, а так же произношение обратных слогов, и слов, содержащих обратные слоги.
2. Тренировать детей в подборе родственных слов;
3. Тренировать детей в составлении простых предложений;
4. Развивать пальчиковую и артикуляционную моторику;
5. Развивать фонематический слух – умение слышать звук среди других звуков, в слогах ;
Публикация «Конспект занятия „Звук [Ч], Автоматизация звука [Ч] в обратных слогах и словах, содержащих обратные слоги“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
6. Тренировать детей в согласовании числительных с существительными;
7. Развивать навыки звукового анализа и синтеза обратного слога (АЧ, ОЧ, УЧ, ИЧ);
8. Развивать память, мышление;
9. Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, целеустремленность.
Оборудование:; набор карточек для проведения артикуляционной гимнастики на звук Ч; карточки для характеристики звука Ч, дидактическое пособие для проведения звукового анализа слога; мяч, набор для составления схемы предложения, игрушка или картинка ГРАЧ СИЛАЧ, предметные картинки со звуком Ч.
Интеграция образовательных областей :
Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Этапы НОД
1. Организационный момент
Логопед: Малыш, послушай, и скажи, какое слово тут лишнее :
КУРИЦА, УТКА, ГРАЧ, ГУСЬ
Логопед: Молодец! ГРАЧ – это перелетная дикая птица, а все остальные домашние. К нам в гости сегодня ГРАЧ, а зовут его СИЛАЧ.
Логопед: Какой звук спрятался в конце этих слов : ГРАЧЧЧ, СИЛАЧЧЧ (Звук Ч) Сегодня мы будем выполнять задания нашего гостя и работать со звуком Ч.
2. Пальчиковая гимнастика
Логопед: Давай сыграем в пальчиковую игру про грачей.
Мы лепили куличи (лепить «пирожки»)
Прилетели к нам грачи. (помахать «крыльями»)
Первый грач испёк пирог,
А второй ему помог.
Третий грач накрыл на стол,
А четвёртый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал.
Раз, два, три, четыре, пять,
Выходи грачей считать.
(загибать пальчики поочередно сначала на одной, а затем на другой руке).
3. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Покажи ГРАЧУ СИЛАЧУ, как ты умеешь делать артикуляционную гимнастику.
Комплекс упражнений на шипящие звуки
4. Изолированное проговаривание звука.
Логопед: ГРАЧ СИЛАЧ хочет загадать тебе загадку:
Кинешь в речку – не тонет,
Бьешь о стенку – не стонет,
Будешь оземь кидать –
Станет кверху летать.
(Мяч)
Логопед: Правильно. А какой последний звук в этом слове МЯЧЧЧ? (Звук Ч)
Давай проговорим несколько раз Ч-Ч-Ч-Ч.
5. Анализ артикуляции звука
Логопед: Как мы произносим звук Ч?
При произнесении звука «Ч»
• Губы округлены и слегка выдвинуты вперед.
• Зубы сближены.
• Широкий кончик языка поднят к передней части твёрдого нёба, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
• Воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка.
Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Ч и может самостоятельно рассказать, как мы произносим звук Ч.
6. Характеристика звука
Логопед: Какой звук Ч?
Звук Ч – согласный, всегда мягкий, глухой, обозначается зеленой фишкой. (по схеме для характеристики звуков) .
7. Связь звука с буквой.
Звук Ч обозначается буквой Ч. (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).
8. Физкультминутка – игра с мячом
Логопед: ГРАЧ СИЛАЧ хочет сыграть с тобой в мяч. Он будет говорить начало слова, и бросать тебе мяч. А ты говоришь окончание слова на звук Ч, и все слово целиком, и возвращаешь мяч обратно.
ВРА-…ч (врач)
ГРА - …ч (грач)
ПЛА - …ч (плач)
БОГА- …ч (богач)
КАЛА-…ч (калач)
ТРУБА-…ч (трубач)
ДО - …чь (дочь)
НО – …чь (ночь)
ЛУ-…ч (луч)
МЯ -…ч (мяч)
КЛЮ-…ч (ключ)
ДИ- …чь (дичь)
9. Развитие фонематического слуха
Логопед: ГРАЧ СИЛАЧ предлагает поиграть в игру «Поймай звук» - он будет называть разные звуки, а ты должен будешь хлопнуть в ладоши, если услышишь звук Ч :
А, Ч, Ш, С, Ч, З, Щ, Ч, У, Ч, Ж, Ч, К, С, СЬ, Ч, ТЬ, и др.
АЧ, АШ, ОЧ, ОСЬ, УТЬ, УЩ, ИЖ, ИЧ, ИСЬ и др.
10. Автоматизация звука в слогах
Логопед: Давай сыграем в Игру «Научим попугая говорить» - повтори слоги за ГРАЧОМ СИЛАЧОМ :
АЧ-ОЧ-УЧ
ЮЧ-ИЧ-ЕЧ
ОЧ-УЧ-ЮЧ
ЫЧ-ЕЧ-АЧ
ИЧ-УЧ-ЁЧ
ЫЧ-ЯЧ-ЁЧ
АЧ-ОЧ-УЧ-ИЧ
ЮЧ-ЯЧ-ЕЧ-ЁЧ
11. Звуковой анализ/синтез
Звуковой анализ слога АЧ (ОЧ, УЧ, ИЧ)
Какой первый звук в слоге АЧ (А, какой он (гласный).
Какой второй звук в слоге АЧ (Ч, какой он (согласный, всегда мягкий).
Положи слог АЧ квадратами (красный, зеленый, положи поверх квадратов буквы.
12. Автоматизация звука в словах
Логопед: Игра «Повтори за мной» - повторить слова вслед за ГРАЧОМ СИЛАЧОМ:
КАЧКА, ПРАЧКА, УДАЧНО, ЗАДАЧНИК, БОЧКА, ДОЧКА, КОЧКА, НОЧКА, ПОЧКА, ПРОЧНЫЙ, КВОЧКА, МОЛОЧНЫЙ, ЗАМОЧКИ, МОГУЧ, ВЕЗУЧ, ЖУЧКА, РУЧКА, ВНУЧКА, ЛУЧШЕ, ПРИВЫЧКА, КАВЫЧКИ, ГОРЯЧ, КОЛЮЧ, ГОРЮЧ, ЛИНЮЧ, БРЮЧКИ, КОЛЮЧКИ, КЛИЧКА, ЯИЧКО, ВОДИЧКА, КИРПИЧ, КОРИЧНЕВЫЙ, МЕЧ, ЛЕЧЬ, ПЕЧЬ, РЕЧЬ, БЕРЕЧЬ, ПЕЧКА, РЕЧКА, ГРЕЧКА, ОВЕЧКА, КОЛЕЧКО, УЗДЕЧКА, НАВЕЧНО.
13. Автоматизация звука в предложениях и текстах
(на данном этапе не проводится)
14. Игры на развитие ЛГСР и связной речи
Логопед: ГРАЧ СИЛАЧ просит, чтобы ты вспомнил, про кого он загадал тебе загадку? (Про МЯЧ).
Давай подберем к этому слову родственные слова? (МЯЧ, МЯЧИ, МЯЧИК, МЯЧИКИ)
Давай сыграем в игру «1-2-5-9»
ОДИН МЯЧ- ДВА МЯЧА – ПЯТЬ МЯЧЕЙ – ДЕВЯТЬ МЯЧЕЙ
Составь предложение со словом МЯЧ.
Давай составим схему этого предложения.
В презентации: ДЕТИ ИГРАЮТ В МЯЧ (С МЯЧОМ).
15. Игры на развитие ВПФ
Логопед: Давай сыграем в игру «Запомни-повтори»
ГРАЧ СИЛАЧ предлагает сыграть еще в одну игру – он назовет несколько слов, а ты должен будешь запомнить эти слова, и повторить в том же порядке.
ГРАЧ – ДОЧЬ – ЛУЧ – МЯЧ – ПЕЧЬ
КАЧКА – ДОЧКА – ЖУЧКА-БРЮЧКИ - РЕЧКА
16. Итог НОД
Логопед: Какой звук мы тренировались сегодня произносить? (ЗВУК Ч)
Какой это звук? (СОГЛАСНЫЙ, ШИПЯЩИЙ, ГЛУХОЙ, ВСЕГДА МЯГКИЙ)
Что тебе больше всего понравилось на занятии? Кто к нам приходил в гости?