Анастасия Спицина
Конспект занятия «Знакомство со звуками»
▼ Скачать
Знакомство со звуком.
- В одной прекрасной сказочной стране жил-был Слыш. У Слыша были большие уши, потому что он очень любил слушать, как звучат разные звуки. А еще у Слыша был большой рот, потому что он больше всего на свете любил произносить понравившиеся ему звуки. А помогал ему веселый язычок, который жил в большом ротике у Слыша.
Слыш любил гулять в своем сказочном городе и в сказочном лесу, расположенном недалеко от города, он прислушивался к разным звукам, запоминал их и играл с ними.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство со звуками“» размещена в разделах
Жители волшебного города вешали на дверцы сказочных домов звонкие колокольчики. Однажды Слыш шел по улице и вдруг услышал, что справа на двери дома зазвенел колокольчик. Кто-то вошел в дом.
А потом зазвенел другой колокольчик — на двери дома слева. Маленькому Слышу так понравился звон колокольчиков, что он расправил свои большие уши и стал прислушиваться: звон раздавался то справа, то слева, то впереди, то сзади.
Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
Цель: Познакомить со звуками : поется или не поется звук (гласные и согласные);
Игра «Где звенит колокольчик?»
Цель: развитие слухового внимания.
Звонит колокольчик, а дети с закрытыми глазами определяют, где звенит колокольчик: справа, слева, внизу, вверху, сзади от него.
- Скажите, как звенит колокольчик?
- Однажды утром Слыш тщательно вымыл лицо и свои большие уши, затем вышел на балкон своего сказочного дома и стал слушать. Его соседи каждый день играли на разных музыкальных инструментах: вот кто-то играет на барабане — «бум-бум-бум». А вот другой сосед заиграл на дудочке: «ти - ли- ли». Вдруг послышались прекрасные звуки металлофона : «ля-ля-ля». Слыш запоминал звучание каждого музыкального инструмента и с тех пор всегда правильно угадывал, какой инструмент звучит.
Все, что мы с вами слышим, назвали звуками.
Знакомство со Звукариками.
Цель: Учить основам звукового анализа, помочь запомнить буквы. Развивать фонематический слух.
Все звуки поселились в сказочной стране «Звукоград». В этой стране есть две реки, волнами которых служат наши звуки. Мы их с вами будем называть Звукариками и познакомимся в какой реке они живут.
-Давайте споем звуки «А», «О», «У», как они произносятся? (Без преграды).
Например: звук [А] — рот открыт, язык спокойно лежит, воздух не встречает преграды, звук можно петь голосом («дирижирую» и вместе с детьми пропеваю звук выше - ниже).
- Эти звуки называются гласные. И живут они реке, по которой плавает Красный корабль, он плывет без парусов (ведь при произношении гласных звуков мы не встречаем преграды). Волны в ней особенные: красные.
Звук [М] — губы сомкнуты, воздух не может свободно выходить, т. к. ему мешают губы; звук можно потянуть (воспитатель с детьми произносит звук длительно, показывая руками, что звук «тянется», но его нельзя произнести выше-ниже, т. е. нельзя петь).
- Это согласные звуки.
Давайте положим руку на шею и многократно произнесем звук [М] : «Что вы чувствуете?».
Когда все убедятся, что «горлышко дрожит», объясняю, что это работают голосовые связки и такой звук называется звонким.
Есть согласные, которые произносятся без голоса: глухо, их называют глухими.
Дети делают анализ ее звучания, дают характеристику звука определяя, гласный или согласный и формируют из них “волны” для корабликов.
Но есть согласные звуки, которые произносятся очень мягко. Например, «ль», «мь»? (Показ)
А есть согласные звуки строгие, такие как «м», «н». Их назвали твердыми (показываю).
Мы с вами будем определять, какого цвета будет волна.
Игра «Какие звуки ты слышишь?»
Цель: развитие слухового внимания.
Дети прослушивают звуки и угадывают, что или кто их издает.
- Представьте, что вы сидит на полянке и слушает разные звуки.
Произносятся звуки : «с-с-с», «ш-ш-ш» и т. д. Дети отвечают, что так звучит или кто так говорит на полянке.
Знакомство с буквами.
- Недалеко от Слыша в сказочном городе жила Буковка. У нее были красивые большие глаза, потому что она любила читать. А еще она обожала рисовать и писать, поэтому всегда носила с собой волшебный карандаш. Этот карандаш рисовал тем цветом, который был нужен его хозяйке.
Больше всего на свете Буковке нравилось читать и писать буквы. Правда, это у нее не очень хорошо получалось, ведь она только начала учиться читать и писать.
Игра «Заштрихуй дорожку».
Цель: развитие зрительного восприятия рядов.
Сначала Буковка рисовала простые картинки своим карандашом: «дорожки». Вот и мы с вами поможем ей: нарисуем дорожку.
Сравнение звука и буквы.
Встреча Слыша и Буковки.
- Одним прекрасным утром Слыш сидел на маленькой скамеечке в парке и ел душистое ванильное мороженое. Вдруг он услышал, что кто-то жалобно плачет: «а-а-а». Слыш огляделся и увидел на лужайке девочку с большими глазами. Она что-то искала в траве и всхлипывала.
Слыш подошел к незнакомке и спросил :
— Почему ты плачешь? Тебя кто-нибудь обидел?
— Нет, — ответила она. — Я ловила на лужайке бабочку и потеряла свой волшебный карандаш. А без него я не могу рисовать красивые картинки и писать буквы.
— Не плачь, — пожалел девочку Слыш. — Я помогу найти твой карандаш. А ты пока попробуй ванильное мороженое.
Слыш угостил незнакомку вкусным мороженым, и она перестала плакать. Тогда Слыш принялся искать волшебный карандаш. Недалеко от большого дерева он заметил упавший листочек, приподнял его и увидел красивый прутик. Он поднял его и спросил:
— Это случайно не твой карандаш?
— Да, да, это он! — обрадовалась девочка. — Спасибо, что ты помог мне, давай дружить. Меня зовут Буковка. А тебя?
— А меня — Слыш.
И они пошли гулять, разговаривая обо всем на свете.
Игра «Звук, буква»
Цель: научить детей отличать звук от буквы.
- Давайте проверим, как вы знаете звуки. Что такое звук? (Это то, что говорим)
- Назовите звуки (дети по очереди называют)
- Давайте проверим, как вы знаете буквы. Что такое буква? (Это то, что пишем)
- Покажите буквы (дети по очереди показывают)
- А теперь поиграем: я говорю и ли показываю, а говорите: это звук или буква.