Хапаева Лариса Борисовна
Конспект НОД в средней группе детского сада «Знакомимся со звуками [с]-[с’]»
Цель: развитие умения слышать и узнавать звуки [с] — [с’] в словах.
Ход НОД
В начале занятия воспитатель приглашает ребят в город звуков.
Чтобы попасть в город звуков, воспитатель предлагает выполнить артикуляционную гимнастику.
Артикуляционная гимнастика
«Трубочка»
Для выполнения потребуется сомкнуть зубы, улыбнуться, продемонстрировав их, зафиксировать такое положение на 5 секунд, затем вытянуть их трубочкой и опять задержать на такое же время.
Менять положение губ необходимо 5–7 раз. Во время выполнения нужно следить, чтобы ребёнок не размыкал зубы и двигал ими.
Публикация «Конспект НОД в средней группе детского сада „Знакомимся со звуками [с]-[с’]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
«Лопата»
Открыть рот, язык расположить на нижней губе и задержать его в таком положении на 3–7 секунд.
Язык должен быть широким настолько, чтобы мог касаться уголков ротовой полости. Менять положение нижней губы и сильно растягивать в улыбке не следует, иначе возникнет чрезмерное напряжение.
«Гол»
Для выполнения следует растянуть губы в улыбке, расположить конец языка на нижней губе, сверху прикрыть другой губой, но не до конца, а оставив маленький просвет. Перед собой на стол положить шарик из ваты и попытаться сдуть его.
При проделывании упражнения не нужно натягивать нижнюю губу на челюсть снизу, а также надувать щёки. Необходимо следить чтобы, сдувая шарик, ребёнок воспроизводил чёткий звук «Ф». Так будет ясно, что струя воздуха узкая, как и требуется.
«Насос»
Воспитатель предлагает вспомнить звук, который издаёт насос для надувания мячика или резинового матраса. Воспитатель предлагает попытаться воспроизвести что-то похожее.
Для этого необходимо взять в руки зеркало, сделать широкую улыбку, челюсти плотно сомкнуть, сделать выдох, и начать дуть, произнося звук, напоминающий свист насоса.
Воспитатель предлагает произнести чистоговорки:
• Су-су-су ягоды в лесу,
• Са-са-са к нам летит оса,
• Ус-ус-ус на ёлке много бус.
Воспитатель называет несколько слов со звуком [с] (оса, лес, осень, усиливая произнесение звука [с]. Воспитатель спрашивает ребят, какой звук был произнесён громче?
Воспитатель предлагает выполнить первое задание «Знакомимся со звуками [с] — [с’]».
Воспитатель просит ребят произнести слова, выделить звук [с] в слове.
Задание 1
Выбери всех животных, в названии которых есть звуки [с] и [с’]. (скворец,лиса, волк, сова, лось, заяц)
Далее воспитатель проводит физкультминутку.
Физкультминутка
Дружит с солнцем ветерок, (руки вверх и их качание)
А роса с травою. (руки на поясе, присесть)
Дружит с бабочкой цветок, (плавные движения руками)
Дружим мы с тобою. (хлопки)
Воспитатель рассказывает детям, что у звука [с] есть брат [с’].
Воспитатель предлагает произнести звук [с’].
Воспитатель предлагает чистоговорки со звуком [с’].
• Ся-ся-ся — мы поймали карася.
• Сю-сю-сю — Соня кашу съела всю.
• Се-се-се — на скамейку сели все.
• Ся-ся-ся — лапы красные у гуся.
• Си-си-си — белые гуси.
• Си-си-си — воду ситом не носи.
• Сю-сю-сю — Сима съела кашу всю.
• Си-си-си — подъехало такси.
Воспитатель говорит, что братья [с] и [с’] пригласили к себе в гости животных. Животных нужно рассадить по вагонам, чтобы братьям удобно было их встречать.
Воспитатель предлагает выполнить второе задание «Знакомимся со звуками [с] — [с’]».
При работе с заданием воспитатель предлагает детям произнести название животного или сам произносит название так, чтобы хорошо слышались звуки [с] — [с’].
Задание 2
Посади всех животных, в названии которых слышится звук [с] — в синий вагон, а животных, в названии которых слышится звук [с’] — в зелёный вагон.
(лиса, сорока, гусь, оса, лось, синица, сова)
В завершение занятия воспитатель может провести пальчиковую игру «Солнышко».
Пальчиковая гимнастика
Нарисую солнышко на своей ладошке. (указательным пальчиком правой руки рисуем круг на ладошке левой руки)
Пусть оно сияет, хоть и понарошку! (проводим лучики, начиная с мизинчика)
Воспитатель говорит, что в городе звуков тоже наступила осень, солнышко светит редко. Воспитатель предлагает раскрасить солнышко для города звуков.