Черкасова Юлия Вячеславовна
Взаимодействие ДОУ с семьей в период адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению
▼ Скачать + Заказать документы
«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье»
В. А. Сухомлинский
Адаптация — это сложный процесс, в ходе которого организм приспосабливается к новым условиям. Этот процесс происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном и психологическом.
Когда ребёнок начинает посещать дошкольное учреждение, он проходит период привыкания к новой обстановке. Этот процесс адаптации включает в себя как биологические аспекты, связанные с изменением режима сна, питания и других физиологических процессов, так и социальные аспекты, связанные с адаптацией к новым условиям жизни в детском саду.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Для многих детей поступление в дошкольное учреждение становится первым серьёзным испытанием в их жизни. Процесс адаптации проходит непросто и занимает разное время. Некоторые дети быстро привыкают к детскому саду, и их поведение не меняется. Есть и те, кто испытывает трудности с адаптацией и не может привыкнуть к новой обстановке.
Важно создать единый подход к воспитанию ребёнка, чтобы действия родителей и педагогов в детском саду были согласованы.
С самого начала существования детских садов и до сих пор проблема адаптации детей к новым условиям остаётся актуальной. Практически каждая семья сталкивается с этой проблемой, когда приходит время отправлять ребёнка в детский сад. Особенно остро эта проблема стоит перед детьми младшего дошкольного возраста. В этот период дети особенно чувствительны к разлуке с близкими и боятся всего нового.
Адаптация к детскому саду часто проходит болезненно. Задача воспитателя — сделать этот период менее травматичным для ребёнка.
Приход в детский сад, незнакомые дети, взрослые, новая обстановка — всё это вызывает у ребёнка сильный стресс. В процессе адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада важную роль играет педагог.
Воспитатель применяет индивидуальный подход, чтобы облегчить адаптацию детей. Он стремится сохранить и укрепить здоровье детей, создавая для этого необходимые условия: закаливание, утреннюю гимнастику, физкультурные занятия и подвижные игры.
Методы взаимодействия детского сада с родителями — это методы организации совместной работы и общения.
Основная задача всех видов взаимодействия детского сада с семьёй — установить доверительные отношения между детьми, родителями и воспитателями, объединить их в одну команду и научить их делиться своими проблемами и решать их вместе.
Успех этого взаимодействия зависит от того, какие методы работы будут выбраны для каждой конкретной семьи и ситуации.
В детском саду взаимодействие родителей и воспитателей носит характер сотрудничества, которое проявляется во множестве как традиционных, так и нетрадиционных методов.
Для повышения эффективности и результативности взаимодействия целесообразно разработать конкретные направления работы детского сада с разными типами семей.
Но самое главное — это обратить внимание на то, как происходит адаптация. Для этого нужно завести на каждого ребёнка индивидуальный адаптационный лист. В этом листе каждый день с момента поступления ребёнка в дошкольное учреждение записывают результаты наблюдений за ним по определённым критериям. В конце адаптации педагог-психолог прикрепляет адаптационный лист к карточке наблюдения за общим развитием ребёнка. Ведение адаптационного листа помогает понять, как ребёнок привыкает к детскому саду, и спланировать профилактические и, если нужно, коррекционные мероприятия, чтобы облегчить адаптационный период.
Во время адаптационного периода в работе с детьми особое внимание психолог и воспитатели уделяют созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе с целью формирования чувства уверенности у каждого ребенка.
Ключевым аспектом, определяющим поведение ребёнка в процессе адаптации, является личность воспитателя. Он должен искренне любить детей, проявлять чуткость и внимание к каждому из них, а также уметь заинтересовать их. Воспитатель должен уметь наблюдать за детьми и анализировать их развитие, учитывая эти данные при планировании педагогического воздействия. Кроме того, он должен уметь управлять поведением детей в период адаптации к условиям детского учреждения.
Для успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения необходимо, прежде всего, создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде. А это в первую очередь зависит от педагогического коллектива, работающего в ДОУ, от их умения и желания создать атмосферу тепла, доброты, внимания в группе.
В раннем возрасте дети часто испытывают трудности с адаптацией к изменениям, особенно если им не помогают взрослые. В группе может быть до 20 и более человек, а в семье ребёнок привык видеть не более 5-6 человек.
Чтобы адаптация прошла успешно, необходимо, чтобы требования, методы и подходы к воспитанию были едиными. Важно согласовать тактику введения ребёнка в систему общественного воспитания.
Процесс привыкания детей к условиям детского сада всегда был и остаётся одним из самых трудных периодов как для детей и их родителей, так и для воспитателей. Понимание особенностей этого периода поможет не только найти подход к ребёнку, но и создать основу для его успешной интеграции в новом окружении.
Адаптация считается успешной, когда негативные эмоции сменяются позитивными.
Это проявляется в следующем:
*ребёнок с радостью идёт в группу, не плачет при расставании с родителями по утрам;
*он становится более общительным, охотно взаимодействует с воспитателем, следует режиму дня;
*малыш начинает ориентироваться в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
*ребёнок вспоминает забытые навыки самообслуживания и осваивает новые, которые получил в детском саду; *восстанавливается типичная для ребёнка двигательная активность как дома, так и в детском саду;
*cон становится более спокойным и регулярным как в детском саду, так и дома;
*аппетит приходит в норму.
В любом детском саду одним из ключевых аспектов работы является помощь детям в процессе адаптации и взаимодействие с их родителями в этот непростой период.
Привыкание ребёнка к детскому саду — это длительный процесс, который требует от организма значительных усилий. Адаптивные возможности детей в раннем возрасте ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную среду и длительное пребывание в состоянии стресса могут вызвать эмоциональные нарушения или замедлить психофизическое развитие.
Чтобы процесс адаптации прошёл успешно, необходимо обеспечить плавный переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение. Для этого важно учитывать возрастные особенности детей, их возможности и показатели, но также необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности каждого ребёнка.
В работе с родителями в детском саду необходимо:
1. Установить доверительные отношения, которые помогут снять напряжение и беспокойство за ребёнка, а также мотивировать родителей на активное взаимодействие.
2. Активно участвовать в жизни семьи.
3. Всегда находить время для общения с родителями.
4. Проявлять интерес к проблемам ребёнка, вникать в возникающие сложности и помогать ему развивать свои навыки и таланты.
5. Информировать родителей о процессе адаптации ребёнка (родительские собрания, индивидуальные консультации, стендовые консультации).
6. Разработать совместный индивидуальный план адаптации ребёнка и согласовать единые требования к нему.
Психологические особенности адаптации детей к условиям детского сада затрагивают и родителей. Родители часто возлагают на дошкольное учреждение большие надежды, не осознавая, что ключевую роль в успешной адаптации ребёнка играют они сами.
Кроме того, родители начинают сравнивать своего ребёнка с другими детьми. Однако, как подчёркивают специалисты, недопустимо сравнивать ребёнка с другими детьми, оценивать его успехи или неудачи. Ребёнка можно сравнивать только с его собственными достижениями.
Например, можно сравнивать ребёнка с тем, каким он был, когда только пришёл в детский сад, какие успехи он достиг спустя месяцы, насколько он стал более самостоятельным, какие навыки самообслуживания у него появились и так далее.
Игровая деятельность — это основной вид активности для детей дошкольного возраста, и эту психологическую особенность также необходимо учитывать. Воспитатели сразу же включают детей в игру.
Родители должны поддерживать это взаимодействие и по возможности организовывать совместные праздники и другие мероприятия в группе детского сада.
Когда родители приводят ребёнка в детский сад, им следует говорить не «ты побудешь там недолго, я за тобой приду», а «ты поиграешь, а я постараюсь поскорее присоединиться, и мы продолжим играть вместе» или «расскажи мне, во что ты играл, и мы поиграем дома».
В игре ребёнок создаёт воображаемые ситуации и легко справляется с трудностями реальной жизни.
Взаимодействие ребёнка и взрослого способствует установлению более тесной связи между ними.
Для успешной адаптации ребёнка существуют различные методы и игры: «помочь кому-то» (кукле, воспитателю, другим детям, «ты очень нужен», «тебя так ждут», «тебя здесь так любят» — это слова, которые могут быть адресованы ребёнку воспитателями, детьми и другими людьми.
Важно также предоставить детям младшего возраста место в группе, где они смогут уединиться. Длительное общение с другими детьми может привести к эмоциональному перенапряжению, поэтому в каждой группе детей младшего возраста должен быть оборудован уголок для отдыха и релаксации.
Психологическое состояние ребёнка играет ключевую роль в этом процессе. Эмоциональное благополучие помогает ребёнку справиться с неизбежными инфекционными заболеваниями, поскольку его иммунитет будет более устойчивым, чем в стрессовой ситуации.
Таким образом, можно сделать вывод, что основные цели взаимодействия детского сада с родителями — это создание условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечение единого развития личности дошкольника и повышение осведомлённости родителей в области воспитания.