Вероника Парфенова
Познавательно-творческий проект «Витражи детскими руками» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-творческий проект «Витражи детскими руками» в старшей группе.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема: «Витражи детскими руками».
Вид проекта:среднесрочный (октябрь - декабрь).
Участники проекта:дети старшей группы «Полянка» (5 - 6 лет, родители, воспитатель.
Продукт проектной деятельности:
1. В группе пополнится центр художественного творчества:
- материалы для сюжетно – ролевых игр «Художники», художественный салон «Цветные витражи»;
Темочки:
- Витраж. Витражное рисование
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- иллюстрации с изображением витражей;
- шаблоны, трафареты, раскраски;
- альбомы для раскрашивания;
- папка «Картины известных художников».
2. Оформление родительского уголка.
Презентация проекта:оформление выставки творческих работ детей «Витражи детскими руками».
Цель:развитие художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование технологий витражного искусства.
Задачи:
- знакомить с творчеством русских, советских художников, с
некоторыми произведениями зарубежных авторов
(Ван Гог, И. К. Айвазовский, И. Левитан, И. Репин, А. Саврасов, И. Шишкин, Леонардо да Винчи, Клод Моне и т. д)
- учить различать виды и жанры живописи;
- формировать эмоциональную культуру детей, учить чувствовать настроение, характер произведения; эмоционально реагировать на художественный образ;
- развивать эстетическое восприятие, цветовое восприятие, чувство композиции рисунка, художественный вкус;
- обучать детей техническим приемам и способам изготовления витража через работу с различными художественными материалами;
- воспитывать интереса к изобразительной деятельности, любви к родной природе, чувства уверенности в своих силах, смелости, решимости, аккуратности, бережливости, коллективизма, чувство патриотизма.
Ожидаемые результаты:
- у детей сформируются начальные представления о витражном искусстве;
- дети приобретут ценный опыт;
- у детей появится умения, соответствующие возрасту;
- повысится компетентность родителей.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства создавать ее.
Современные педагоги все больше внимания уделяют вопросам эффективного использования изобразительного искусства в работе с детьми. Многие искусствоведы, ученые, педагоги пишут об активизации педагогического процесса средствами изобразительного искусства и доказывают необходимость активного использования разных видов и жанров живописи в работе с дошкольниками.
В исследованиях Т. С. Комаровой доказано, что художественное восприятие наиболее полно формируется в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения о нем.
Художественно-эстетическая деятельность – одна из самыхинтересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, позволяет проявлять творчество, вызывает чувства прекрасного и положительные эмоции. Творчество дошкольника неразрывно связано с работой воображения, познавательной и практической деятельностью.
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.
Если вместе с детьми заняться увлекательным занятием росписи в витражной технике - древнему и вечно юному декоративно - прикладному искусству, то художественная витражная роспись принесет огромное удовольствие, радость творчества и чем глубже ее познаешь, тем больше радости она доставит ребенку.
Таким образом, можно сделать вывод, что ознакомление детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством «Витраж» создает условия для их дальнейшего психического, нравственно-эстетического развития и формирует начало художественного творчества.
Проблема:
Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста одна из важнейших проблем педагогики и современного общества, в котором мы живем. В дошкольном возрасте ребенок интенсивно развивается. Поэтому так важно, чтобы этот процесс был разносторонним. Особую роль в развитии детей дошкольного возраста играет художественно – эстетическое воспитание. Его задачей на данном этапе является приобщение детей к общечеловеческим ценностям, осуществляющее важную роль в духовно – нравственном формировании личности, эмоциональной отзывчивости.
В каждом из нас живет художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Так и ходят «нераскрывшиеся таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности еще в детстве. Нужно запомнить простое правило- бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!
«Люди похожи на цветные витражи. Они искрятся и переливаются разными цветами, но, когда наступает ночь, их истинную красоту можно увидеть только в том случае, если внутри горит свет» (Джин Хьюстон).
Целью моей педагогической деятельности является создание системы для
художественно-эстетического воспитания старших дошкольников
средствами художественной витражной росписи (на примере пейзажа,
натюрморта, животные, графики, цветы).
Ожидаемый результат:
- у дошкольников появился устойчивый интерес к изобразительному
искусству;
- расширились знания о жанрах живописи;
- детские работы стали отличаться интересными творческими
замыслами;
- стали использовать более сложные цветовые сочетания;
- овладели изобразительными умениями и навыками, усвоили
технологии витражного искусства.
- улучшилась эмоционально-комфортной обстановка в группе при
общении со сверстниками и взрослыми.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
1. Определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
2. Изучение литературы и интернет - ресурсов по данной теме.
3. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
4. Подготовить серию работ в технике «витраж», рамки.
5. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме.
6. Подготовка информационного материала.
7. Подбор презентаций, видео.
8. Подбор материала для творческой деятельности детей.
2 этап – основной этап. Реализация проекта.
Социально-коммуникативное развитие
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Теплые и холодные цвета
Цель. Закреплять представления о группировке цветов спектра на теплые и холодные.
Подбери палитру
Цель. Учить детей находить цветовую палитру, в которой создана картина.
«Цвет и предмет»
Цель: закрепить знания цветов.
«Времена года»
Цель: закрепить знания о цветовой гамме, присущей определённому времени года.
«Цвета радуги»
Цель: закрепить знания цветов.
«Составь цветок»
Цель: закрепить знания холодной (тёплой) цветовой гаммы.
ИГРА «ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАЙКА»
Дидактическая задача: закреплять у детей знания о геометрических фигурах, формировать умение преобразовывать их, развивать воображение и творческое мышление, учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец.
Игры с калейдоскопом, мозаикой.
С/р игры «Художники», «Художественная галерея».
Художественно-эстетическое развитие
Рассматривание репродукций картин художников, иллюстраций в книгах.
Творческая мастерская.
Рисование восковыми мелками и красками «Животные», «Растения», «Подводный мир», «Портрет мамы» «Витражи для Зимушки – Зимы», «Закружилась листва золотая», «Мое витражное окно».
Рисование на орг стекле по собственному замыслу.
Совместное творчество – оформление надписи «Витражи детскими руками» в технике «витраж».
Аппликация «Витражные окна», «Осенние листья».
Раскраски.
Речевое развитие
Чтение произведений художественной литературы по временам года «Осень», «Зима».
Словесные игры «Какой, какая, какие», «Что сначала, что потом», «Кому что нужно?».
Составление рассказов «Мое витражное окно».
Физическое развитие
Игры на снятие нервно – психического напряжения
«Облака», «Дожди», «У моря», «Садовник», «Солнечные зайчики», «Цветок», «Художник-фантазёр».
Цель: эмоциональная разрядка, релаксация.
Пальчиковые игры (картотека).
Работа с родителями:
- Фотоотчет.
- Консультация: «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСОВАНИЮ С ДОШКОЛЬНИКАМИ».
- Информационный материал «Роспись по стеклу для начинающих», «Искусство витража в детских руках».
- Мастер- класс по освоению технологий витражного искусства с детьми и родителями.
- Выставка работ родителей на тему: «Витражи для Зимушки – Зимы».
4 этап – заключительный
Выставка детских работ.
ВЫВОД
Опыт работы показывает, что использование технологий витражного искусства позволяет ребенку проявлять творчество, развивает чувство прекрасного и вызывает положительные эмоции.
Создание сообщества «Дети – родители – педагоги» благоприятно влияет на результативность и эффективность использования в работе с детьми технологий витражного искусства.
За время реализации проекта у дошкольников появился устойчивый интерес к изобразительному искусству, расширились знания о жанрах живописи, детские работы стали отличаться интересными творческими замыслами, стали использовать более сложные цветовые сочетания, овладели изобразительными умениями и навыками, усвоили технологии витражного искусства.