Ирина Георгиевна
Конспект занятия — образовательная игровая ситуация с элементами развития речи «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная игровая ситуация с элементами развития речи
в подготовительной логопедической группе
по теме «Зимующие птицы»
Образовательные цели :
закрепление обобщающих знаний детей о зимующих птицах; формирование умения подбирать слова-антонимы; закрепление умения образовывать сложные прилагательные.
Развивающие цели :
Публикация «Конспект занятия — образовательная игровая ситуация с элементами развития речи „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
развитие общей моторики, координации речи с движение; монологической речи; зрительного внимания; мышления, памяти; развитие фонематического восприятия.
Воспитательные цели:
формирование навыков сотрудничества, доброжелательности; воспитание любви и бережного отношения к природе.
Ход занятия.
Воспитатель: К нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними!
-Ребята, утром я пришла на работу и увидела в раздевалке какой-то конверт, посмотрите, на нем написано «Ребятам подготовительной группы». Давайте посмотрим, что в нем. (В конверте картинка утки, магнитофона).
-Ребята, что это может означать? Какие у вас предположения?
-Давайте, подойдем к магнитофону, может он нам о чем-то расскажет. (Звучит аудиозапись фрагмента сказки «Серая шейка»)
-Что же это за сказка?
-Кто ее написал?
–Кто главный герой сказки?
-А кто такая Серая Шейка?
-Почему же Серая Шейка не улетела в теплые страны с другими птицами? Незаметно наступила зима, и Серая Шейка осталась совсем одна. Посмотрите, какая она грустная и одинокая. Что-то мне тревожно за неё - как она там одна, среди замерзающей реки? Ребята, может быть мы ей поможем? Что мы можем сделать для Серой шейки? (ответы детей). Давайте найдем для Серой Шейки друзей и ей будет не так одиноко. Сможем мы это сделать? А справимся?
-Ребята, а может птицы захотят подружиться с Серой Шейкой? Как вы думаете? А какие птицы могли бы жить в зимнем лесу? (Зимующие).
- Почему они так называются?
Игра «Птичья путаница» (На доске расположены картинки перелетных и зимующих птиц. Дети находят зимующих и отмечают их снежинкой)
-Ребята, назовите, каких птиц вы отметили? Почему? (воробей, синичка, снегирь, сорока, дятел).
- Ребята, где можно встретить зимующих птиц? (В лесу, в парках, около домов людей)
- А почему птицы прилетают к жилищам людей? (Человек подкармливает птиц, потому что зимой в лесу много снега и мало корма)
(Дети замечают кормушку, на которой закреплены плоскостные перевернутые картинки птиц)
Воспитатель загадывает загадку:
Озорной мальчишка, в сером пальтишке
По двору шныряет, крошки собирает.
Чик-чирик, к зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей) (Переворачивает картинку)
-Какой воробей? (Маленький, серый с черными глазами, острым клювом).
-Ребята как вы думаете, чем питаются воробьи? (Крошками хлеба, различными зернами, семенами).
- А давайте, угостим воробья! Что мы положим для него в кормушку? (Оставляют корм в кормушке)
- Воробьи очень сильные птицы, не боятся холодов, остаются зимовать в наших краях. Воробьи спокойно переносят холод они прячут одну ногу в пушистое оперенья своего брюшка, а на другой стоят, потом греют другую лапу.
Воспитатель загадывает загадку:
Синяя косынка,
Темненькая спинка,
Маленькая птичка,
Звать её… (синичка)
-Какая синичка? (Грудка у неё жёлтая, черная голова и крылья. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев. Очень любит сырое мясо и сало).
Воспитатель загадывает следующую загадку:
Чернокрылый, красногрудый,
Он везде найдет приют.
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут (снегирь)
-Ребята, а что вы можете рассказать о снегире? (Снегирь чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато-серая спинка, головка и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом, любит ягоды рябины).
- А это что за птица? Слушаем загадку:
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая (Сорока)
- А кто расскажет о сороке, какая она? (Голова, шея, грудь и спина чёрные, живот и плечи белые. Она питается как животным, так и растительным кормом).
-Сороки любят все блестящее и могут утащить какие-то нужные вещи или украшения.
- А это что за птица?
В красной шапке ходит он
Долбит дуб как долотом (Дятел)
- Ребята, что можно рассказать о дятле? (Окраска оперения у дятлов разнообразна, но у большинства видов яркая — черная, зеленая или пестрая. Дятлы питаются семенами хвойных деревьев).
- Это одна из очень полезных птиц наших лесов : работает круглый год по уничтожению вредителей.
- А как еще называют дятла? (Лесным доктором).
-Замечательно, ребята, сколько интересного вы знаете о зимующих птицах!
- А сейчас предлагаю поиграть! Хотите?
Физкультминутка «Скачет шустрая синичка»
Скачет шустрая синица,
(прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится,
(прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг- скок,
(прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок
(кружимся на месте)
Вот присела на минутку,
(присели)
Почесала клювом грудку,
(встали, наклоны головы вправо – влево)
И с дорожки на плетень,
(прыжки на левой ноге на месте)
Тири-тири
(прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень!
(прыжки на месте на двух ногах)
Дети садятся на стульчики.
Речевая игра «Скажи наоборот».
Сорока большая, а воробей – какой? (маленький)
Сорока длиннохвостая, а воробей – какой? (короткохвостый)
Дятел длинноклювый, а воробей – какой? (короткоклювый)
У сороки клюв большой и толстый, а у воробья какой? (маленький и тонкий)
У снегиря грудка красная, а у синички — ?
Игра: «Какая птица?»
Если у птицы белые бока, то она – белобокая
Если у птицы длинный хвост – длиннохвостая
Если у птицы красная грудка – красногрудая
Если у птицы длинный клюв – длинноклювая
Если у птицы жёлтая грудка – желтогрудая
- Ребята, а я знаю приметы о зимующих птицах, хотите расскажу?
«Хотите верьте – хотите проверьте»
Воробьи дружно чирикают – значит будет оттепель.
Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.
Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.
Синички с утра пищат – значит будет мороз.
- Ребята, приметы о зимующих птицах можно запомнить и наблюдая за птицами, проверить, так ли это на самом деле.
- Ребята, кому мы с вами должны помочь, вы не забыли? (Серой Шейке)
-Как вы думаете, птицы согласятся быть друзьями Серой Шейки?
-Вы уверены? Почему? (Мы о них рассказали, говорили им ласковые слова, кормили)
-Ребята, друзей для Серой Шейки мы нашли, давайте возьмем птиц и отнесем в зимний лес. Кто помнит и знает, есть ли в нашем детском саду такое место?
(Дети относят птиц в зимний лес и размещают на дереве рядом с озером Серой Шейки)
Рефлексия
-Ребята, кому мы с вами помогали?
-Как мы это делали?
-Что вам больше всего понравилось?
-А вы хотели бы рассказать об этом своим родителям, друзьям?
-Как вы думаете, где вам могут пригодиться знания о зимующих птицах?
- Ребята, как вы думаете, птицам весело будет вместе? Они теперь будут зимовать с Серой Шейкой, помогать друг другу и ждать наступления весны. А нам, ребята, пора возвращаться в группу.