Ольга Чистякова
Конспект занятия «Земля — планета, на которой мы живем»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать детям представления об уникальности планета Земля. Развивать познавательные интересы, потребность в самостоятельной поисковой деятельности.
Задачи:
• закрепить понятие «Солнечная система», уточнить знания детей о планетах Солнечной системы, их особенностях и последовательности расположения по отношению к Солнцу;
• закрепить представления детей об океанах и материках планеты Земля;
Публикация «Конспект занятия „Земля — планета, на которой мы живем“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• продолжать знакомить с законами природы;
• формировать ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей среде, представление о том, что вода - составная часть всех живых организмов планеты;
• учить применять свои знания о растительном и животном мире для поиска объекта, извлекать нужные сведения из имеющихся данных;
• развивать логическое мышление, фантазию, воображение детей;
• воспитывать чувство сопереживания, желание помочь.
Средства:
• модель Солнечной системы;
• магниты и таблички с названием планет;
• бутылка с запиской, иллюстрации животных Австралии;
• глобус;
• модель корабля;
• мяч;
Способы:
• вопросы;
• загадки;
• аудиозапись шума воды;
• художественное слово: стихотворение: «Сегодня – день рождения Земли!»;
• бутылка с посланием инопланетян;
• видеофильм «Планета Земля в опасности»;
• дидактическая игра с мячом «Хорошо — плохо»;
• игра малой подвижности «Волны».
Предварительная работа:
• чтение книг, беседы, наблюдения и рассматривание иллюстраций о космосе и Солнечной системе;
• чтение книг о животном мире разных континентов;
• выполнение аппликации на тему «Парад планет».
• заучивание стихотворений о космосе.
Ход занятия:
Дети входят в группу.
Вводное слово воспитателя:
- Сегодня - день рождения Земли!
Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё исчерпать до дна.
Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Немудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
М. Дубин
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, недавно нашими учеными были получены и расшифрованы сигналы из космоса.
Вот первый сигнал.
«Мы, жители далекой планеты, очень хотим найти друзей. Наши исследователи отправили в путешествие по космосу космические корабли, которые полетели к разным планетам. Друзья, отзовитесь! Если нашим путешественникам потребуется помощь, поддержите их, пожалуйста!»
В следующем сигнале кто-то просил о помощи. Я думаю, что это сигнал от жителей далекой планеты, путешествующих в космосе. Они сбились с пути и просят помочь определить, где находятся их космические корабли. Хотите им помочь, ребята? Давайте прочитаем расшифрованные сигналы. Тот, кто догадается, о какой планете идет речь, отправится в полет на эту планету и установит табличку с ее названием. Этим мы поможем путешествующим инопланетянам определить, где они находятся.
Используется модель Солнечной системы. Цветными магнитами дети отмечают расположение кораблей в космосе и обозначают название планет.
Воспитатель по очереди зачитывает сообщения. Дети должны отгадать, где находится космический корабль, о какой планете идет речь и где нужно расположить магнит.
Я оказался на планете, сплошь затянутой облаками. Здесь настолько жарко, что я пеку пироги за две секунды.
Дети: Это Венера.
Воспитатель: Планета, на которой я оказался, самая маленькая во всей Солнечной системе и расположена ближе всех к Солнцу.
Дети: Это Меркурий.
Воспитатель: Я оказался на планете, которая выглядела красной, когда я к ней подлетал, когда я стал на ней жить, то часто обнаруживал на поверхности планеты углубления, похожие на пересохшие каналы.
Дети: Это Марс.
Воспитатель: когда я подлетал к этой планете, то заметил кольца, окружающие ее.
Дети: Это Сатурн.
Воспитатель: Я оказался на самой большой из планет Солнечной системы. Она состоит из жидкости и газа.
Дети: Это Юпитер.
Воспитатель: Я оказался на восьмой, считая от Солнца, планете.
Дети: Это Нептун.
Воспитатель. Я нахожусь на самой удаленной от Солнца и самой холодной планете.
Дети: Это Плутон.
Воспитатель: Ребята, до какой планеты, кроме Земли, не долетели путешественники?
Дети: До Урана.
Воспитатель: Послушайте еще одно сообщение.
«Несколько наших космических кораблей пролетает над планетой, она раскрашена в разные цвета: голубой, синий, зеленый, коричневый, желтый, но больше всего синего и голубого цвета. Такая красота! Идем на посадку».
Как вы думаете, о какой планете идет речь?
Дети: О Земле.
Воспитатель: ну что же, теперь посмотрим на Землю!
Воспитатель предлагает детям рассмотреть глобус, обращает их внимание на то, что на глобусе больше синего цвета.
Что же обозначено на глобусе, синим и голубым цветом?
Дети: Океаны, моря, озера, синие линии — это реки.
Воспитатель: Человек без пищи может прожить несколько дней, а без воды — нет. Так и все живое на Земле не может жить без воды.
А без чего еще на Земле невозможна жизнь?
Дети: без воздуха и солнечного света.
Воспитатель: как мы видим на глобусе, воды на Земле много. Но почему же говорят: «Воду надо беречь»?
Рассуждения детей.
Давайте с вами сядем на теплоход и отправимся в плавание. Сейчас мы на реке, река впадает в море, а теперь мы уже в океане. (Слова сопровождаются показом на глобусе или карте.)
Воспитатель: Отгадайте загадку:
В морях и реках обитает, но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать, на землю падает опять.
Дети: Вода.
Воспитатель: Пресной, несоленой воды на Земле мало, и ее запасы уменьшаются, потому и говорят: «Воду надо беречь».
Казалось бы, воды на Земле сколько угодно – океаны и моря покрывают большую часть поверхности нашей планеты. Но вода в океанах и морях солёная, а человеку, животным, растениям нужна пресная вода. А пресной воды, пригодной для питья, на Земле мало, её становится всё меньше. И виноваты в этом люди. На поверхность Мирового океана ежегодно выпадает 200 тысяч тонн свинца, около 7 тысяч тонн ртути, кадмия, мышьяка и других тяжёлых металлов. С кораблей сбрасывают в воду огромное количество мусора. Это приводит к гибели морских животных. Загрязняют Мировой океан люди.
Ребенок читает стихотворение:
Не умыться, не напиться без воды,
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Воспитатель: бежит вода, струится – и прямо в домик твой.
К ней надо относиться как к ценности большой.
Коли зря течёт вода, кран закрой, а то беда!
Воспитатель:
Запомните! Если водопроводный кран неисправен, подтекает, за 1 час накапает больше литра воды. Посчитайте, сколько воды вытечет за день? Почти 3 ведра.
Вода – это драгоценный дар природы. И мы должны её беречь. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озёра различный мусор, моют в них машины. Сильно загрязняют воду заводы и фабрики. В воде, загрязнённой сточными водами фабрик, заводов и жилищ, гибнут растения, животные. Большой вред водоёмам приносит загрязнение нефтяными продуктами. От них погибают рыбы, птицы и другие животные.
Но всегда ли вода — это хорошо?
Дидактическая игра с мячом «Хорошо — плохо»
Дети по очереди называют, как и когда вода приносит человеку пользу, а в каких случаях вода может быть опасна (нанести вред).
Воспитатель: Наш теплоход причалил к берегу.
Звучит спокойная музыка, напоминающая шум воды. Воспитатель предлагает поиграть.
Игра «Волны»
Воспитатель: попробуем двигаться, как будто мы волны, улыбнемся друг другу и пошуршим.
Затем воспитатель предлагает всем детям по очереди «искупаться в море». «Купающиеся» становятся в центр, «волны» подбегают к ним и, поглаживая, тихонько проговаривают слова: «Мы любим вас, мы любим вас.». Дети меняются ролями.
Воспитатель: Ребята, что это за бутылка? Ее, наверное, волной прибило к берегу. Давайте прочитаем записку. (Воспитатель читает.)
«Тому, кто найдет наше послание! Мы, существа с другой планеты, совершили посадку в разных местах планеты Земля. Помогите нам собраться вместе, иначе наши корабли не смогут вернуться на родную планету. Для этого определите, пожалуйста, где мы находимся».
Ребята, я думаю, нам не сложно будет оказать помощь инопланетянам, так как здесь есть подсказки. Вот первая из них.
Первая подсказка: Мы оказались на огромном куске суши, со всех сторон окруженной жидкостью, нам очень, очень жарко. Помогите понять, где мы находимся.
Давайте подумаем, о чем здесь идет речь: о материке или об острове? Что это за жидкость? Можем мы сказать, на каком из материков находятся наши существа?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте прочтем дальше.
«Здесь живут диковинные существа.
Одно огромное, с большими ушами и длинным, как шланг, носом».
Дети: это слон.
Воспитатель: «Другое — похоже на веревку, шипит и ползает по земле».
Дети: это змея.
Воспитатель: «Третье — высокое, с длинной шеей, копытами и пятнистой шкурой».
Дети: это жираф.
Воспитатель. «А еще грозный зверь, с длинной шерстью вокруг головы, ходит как царь и рычит».
Дети: это лев.
Воспитатель: можем ли мы теперь предположить, на каком материке находятся эти инопланетяне?
Дети: В Африке.
Воспитатель. Почему вы так думаете?
Показ на глобусе.
В этом сообщении одни лишь фотографии. На них изображены кенгуру, страус эму, коала, утконос, хамелеон.
Можем ли мы сказать, на каком материке находятся эти путешественники?
Дети: Австралии.
Показ на глобусе.
Воспитатель: Следующее сообщение.
«Мы замерзли, кругом лед, снег, холодная вода. Помогите понять, где мы находимся».
Давайте подумаем, о чем здесь идет речь. Можем ли мы сказать, где находятся гости из космоса? Давайте проверим свои предположения.
«Видим большого, лохматого белого зверя, он с удовольствием плавает в этой холодной воде, ныряет за рыбой».
Дети: это белый медведь.
Воспитатель: «Здесь ходит странный зверь, на голове растут как будто ветки, он разгребает копытом снег и, достав что-то из-под снега, жует».
Дети: Северный олень.
Воспитатель: «А у этого толстого животного вместо ног ласты, а из пасти торчат два длинных клыка. Несмотря на свою неповоротливость, он очень быстр и ловок в воде».
Дети: это морж.
Воспитатель: Подсказок немного, но, может быть, вы догадались, где находятся эти инопланетяне.
Дети: В Арктике.
Показ на глобусе.
Воспитатель: Следующее сообщение.
«Вокруг нас очень много растительности. Есть высокие растения с белыми стволами, есть колючие: одни с короткими, а другие с длинными иголками. Помогите понять, где мы находимся».
Давайте подумаем, о чем здесь идет речь. Можем ли мы точно сказать, где находятся наши существа?
Дети: Нет.
Воспитатель: Давайте почитаем дальше.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы —
Уши больше головы.
Дети: это заяц.
Воспитатель:
Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, желуди искал.
Я пугать его не стал.
Дети: это кабан.
Воспитатель:
Хоть верь, хоть не верь,
Пробегал по лесу зверь.
Нес на лбу он не спроста
Два развесистых куста.
Дети: это олень.
Воспитатель.
Он как елка — весь в иголках,
Ловит смело страшных змей
И малюсеньких мышей.
Дети: это еж.
Воспитатель: Подумайте, где могут жить такие звери?
Дети: в лесу.
Воспитатель: А теперь найдите на глобусе континент, где больше всего лесов. Вспомните, каким цветом они обозначены на глобусе и карте.
Дети: В Евразии.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь наши космические гости получили информацию и смогут встретиться и вместе отправиться на родную планету.
Посмотрите, один из космических кораблей залетел к нам.
Заключительная часть:
Вносится объемная модель космического корабля.
Воспитатель: они хотят нам что-то сказать.
Включается аудиозапись со словами благодарности, восхищением планетой Земля и просьбой беречь ее и все живое на ней.
Включается видеофильм «Планета Земля в опасности».