Татьяна Туева
Конспект занятия «Земля — живая планета».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Уточнить представления о Солнечной системе. Сформировать элементарное представление о силе притяжения (на основе опытов). Рассказать об уникальности Земли (на Земле есть жизнь — растения, животные, человек, потому что на ней есть вода, воздух, тепло — эти условия нужны всем живым существам, Земля — это дом для всех людей, который надо любить, не разрушать, содержать в чистоте). Дать представление о том, что люди живут в разных местах на суше, но только там, где есть пресная (питьевая) вода. Словарная работа. Земное притяжение; воздушная оболочка.
Публикация «Конспект занятия „Земля — живая планета“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Материал: глобус и лампа для его освещения; две пластилиновые фигурки людей; магнит и железные предметы, мяч, карта Солнечной системы; глобус.
Ход занятия: 1-я часть. Сегодня мы поговорим с вами о планете Земля. Давайте вспомним, по какой дорожке в Солнечной системе движется планета Земля?
Планета Земля – эта третья планета в Солнечной системе, она находится на таком расстоянии от Солнца, что на ней достаточно тепла, но в то же время нет невыносимой жары, как на Венере. Земля – единственная планета, на которой есть жизнь!
От палящих лучей Солнца планета Земля окружена воздушной оболочкой, которая называется – Атмосферой. Благодаря атмосфере на нашей планете есть воздух, которым мы дышим. Атмосфера охраняет нашу землю не только от испепеляющего солнца, но и от метеоритов, комет.
Если бы не было атмосферы, наша Земля превратилась бы в настоящую свалку, потому, что она притягивает к себе все предметы.
Эксперимент. Подбросьте вверх какой-нибудь предмет (кубик, мяч.). Что с ними происходит? Предметы падают вниз. Дождь и снег тоже падают на Землю. Как вы думаете почему?
На эти «почему» я постараюсь ответить. Дело в том, что Земля делает тяжелым все, что есть на ней. Земля за счет силы притяжения все к себе притягивает. А как только предмет лишается опоры, он немедленно падает вниз. Что же это за сила такая?
Опыт с магнитом. Возьмите магнит, и поводите им над предметами, которые лежат на столе. Что происходит?
Наша планета имеет огромную силу притяжения, которую мы на себе не ощущаем. Как вы думаете, что было бы, если бы не было земного притяжения? (Дома бы съехали со своих фундаментов; вода бы выплеснулась из морей и океанов; воздух мгновенно бы весь улетел в космос, и нам бы нечем было дышать; да и мы сами превратились бы в космических странников).
2-я часть. Какую форму имеет Земля? Да земля имеет форму шара, но заметить это трудно. Поэтому люди долгое время считали, что земля плоская, как тарелочка. Сейчас люди получили много доказательств, того, что земля – круглая. Особенно убедительны фотографии, сделанные из космоса (показ фото).
Когда ученые установили, что Земля имеет форму шара, они сделали ее модель, уменьшив ее в десятки миллионов раз. Эту модель назвали глобусом (демонстрация глобуса).
Наша Земля очень красива! Об этом рассказывали космонавты, которые видели ее из космоса в иллюминаторах (демонстрация слайдов). Земля — это сверкающий голубой шар, ее называют голубой планетой. Как вы думаете, почему ее так называют? Большая часть планеты занята океанами, морями и окрашена в голубой цвет. Планета Земля постоянно вращается вокруг своей оси и от этого кажется нам голубой (показ вращения глобуса).
Знаете ли вы названия морей и океанов, которые есть на нашей планете? (дети говорят известные им названия, воспитатель показывает их на карте). А какие животные живут в воде?
Из космоса видны и высокие горы, и зеленые пространства лесов, например сибирские леса, и желто-песчаные пустыни. Посмотрите на карту, кроме воды на нашей планете есть большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, они как большие острова, их называют материками. Рассмотрим глобус, и определим, сколько материков на нашей планете: Америка, Африка, Австралия, Антарктида, и, самый большой материк, на котором живем мы, называется Евразия (показывает материки, выясняет, знают ли дети, кто их населяет).
Земля такая разная и красивая, потому что она живая: на ней хорошо себя чувствуют растения, животные и люди. Все они могут жить на Земле, потому что для них есть подходящие условия: не так жарко и не так холодно, как на других планетах, есть воздух — можно дышать, есть пресная вода — можно пить, есть чем питаться.
Земля – это наш дом, который мы должны беречь, содержать в чистоте. Мы с вами уже говорили, что иногда деятельность человека наносит природе непоправимый вред, что же нужно делать, чтобы этого не происходило? (не загрязнять водоемы, а очищать их; не рубить лес, а самим садить как можно больше деревьев; разъяснять людям правила поведения в природе; проводить экологические акции…).
3-я часть. Мы с вами – жители планеты Земля. Наша жизнь проходит размеренно, люди утром встают, что они делают? Чем занимаются днем? Какие действия выполняют вечером? Как вы думаете, почему на Земле происходит смена дня и ночи, почему в любом месте нашей планеты наступает то темная ночь, то светлый день?
Эксперимент. (пока дети думают, готовлю глобус и лампу-Солнце). Внимательно рассмотрите освещенный глобус — может быть, кто-то догадается, где на глобусе сейчас день, а где ночь (обращаю их внимание на то, что часть глобуса освещена лампой-Солнцем — на ней день, а другая находится в тени — в это время там ночь).
Как же происходит смена дня и ночи, почему, то светло, то темно? (Ставлю пластилиновую фигурку на глобус начинаю медленно вращать его). Понаблюдайте за человечком и сообщайте, когда в его городе наступает день, а когда ночь, что надо делать человечку — спать ложиться или вставать. Посмотрите, вот Россия, а вот США, когда в России день, в США ночь, и наоборот… Поставим одного человечка в России (Ваня, а другого в США (Джон). Понаблюдайте за вращением глобуса и говорите, что делают мальчики (Джон спит, а Ваня играет, и наоборот; у Джона день, а у Вани ночь).
Сделаем вывод: везде на Земле день сменяется ночью. Это происходит потому, что планета Земля вращается вокруг себя и поворачивается к Солнцу то одной стороной, то другой. На стороне, освещенной солнцем, наступает день, а в это же время на другой стороне планеты ночь. Еще на планете Земля есть полюса: северный Арктика, и южный Антарктика (показать на глобусе). Полюса получают очень мало солнечного тепла, поэтому на них очень холодно, самым холодным является Антарктида. Какие животные живут на Южном полюсе? Какие на Северном?
Целый день Солнце освещает и обогревает Землю, а к вечеру, описав на небосводе дугу, спускается все ниже и, наконец, скрывается из виду. Небо темнеет, появляются звезды, наступает ночь. И вы, ложась спать, наверное, не раз задумывались, где ночует Солнце. Куда оно прячется на ночь? Правильно, никуда! (]После занятия глобус и лампу оставляю в группе, даю возможность детям самим моделировать смену дня и ночи).
4-я часть. Зарисовать в тетради фото планеты Земля. Отметить, что на планете есть жизнь: зарисовать растения, животного, человека.