Елена Рудакова
Конспект занятия «Эксперименты и опыты с водой»
▼ Скачать +Заказ
Цель: вызывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
1. Образовательные:
-уточнять и расширять знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, озёра, осадки, и т. д.)
-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность. Формировать элементарные представления о переходе веществ из твёрдого состояния в жидкое и из жидкого в твёрдое.
2. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
3. Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Эксперименты и опыты с водой“» размещена в разделах
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развивать речь, мышление, любознательность;
- формировать умение анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение;
Оборудование:
Раздаточный материал: фартуки, шапочки, стаканы с водой, стаканы с молоком, кусковой сахар, тарелочки, пластмассовые ложки, кусочки льда (на каждого ребёнка).
Демонстрационный материал: мнемосимволы свойств воды, плакат «Состояние воды», музыка Фредерик Шопен «Вальс дождя», песня «Злая тучка», музыка «Шум ручья», сосуд с грязной водой, воронка, фильтр, прозрачный сосуд, термос, стеклянный бокал, контейнер для льда.
Ход ООД:
Дети и воспитатель стоят на ковре.
Воспитатель: Доброе утро, дети! Давайте поздороваемся.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» солнцу и птицам.
«Доброе утро!» улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро длится до вечера!
Сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу (Вода)
Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.
Послушайте стихотворение Н. Рыжовой:
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.
На плите у вас кипит, паром чайника шипит,
Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!
Воспитатель: На самом деле вода в реке, море, океане, озёре, роднике, пруде, болоте, ручье. Вода на планете занимает гораздо больше мест, чем суши-земли. (Показ иллюстраций).
А кто нуждается в воде? Насекомые, животные, люди и так далее. Конечно, вода нужна для всех живых, и без воды жизни на Земле бы не было. Все живые на Земле умрут, засохнут. Вода – это жизнь, и воду нужно беречь.
Звучит музыка «Вальс воды».
Воспитатель: А вы знаете какими свойствами обладает вода?
Ответы детей: Вода течет, это жидкость, вода изменяет форму, прозрачная, не имеет вкуса, не имеет запаха. На доске вывешены алгоритмы.
Воспитатель: Знаете ребята, вода протекает по рекам и озёрам и в нее попадает много мусора. Как мы можем очистить воду? Для этого отправимся в лабораторию?
Ответы детей: Это место, где учёные проводят опыты и эксперименты.
Воспитатель: Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты.
Давайте наденем фартуки и шапочки, эти предметы-помощники помогут нам.
Проговорим волшебные слова:
Раз, два, три-вокруг себя повернись, в лаборатории окажись!
Воспитатель: Вот мы и в лаборатории, проходите и занимайте свои места.
Ребята, даже в сказочной лаборатории, чтобы всё получилось нужно соблюдать правила поведения, вспомните какие:
1. Внимательно слушать объяснение и только после этого приступать к эксперименту.
2. Брать только нужные материалы.
3. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
4. Не забывать после каждого опыта сделать вывод.
Опыты проводятся около столов.
Опыт 1 :
Воспитатель: Посмотрите на столы, где есть стаканы воды, сахара. Мы с вами опустим сахарный кусок в чашку с водой, хорошо перемешем с пластмассовой ложкой. Что случилось с сахаром? Где мы можем наблюдать это в жизни? (Когда добавляем сахар в чай)
Вывод: Вода – это растворитель твердых веществ.
Опыт 2 :
Воспитатель: Теперь добавим 3 ложки молока в воду и что же мы видим? У воды появляется белый оттенок, молоко растворяется в воде.
Вывод: Вода – растворитель жидких веществ. (Показ карточки – схемы)
Воспитатель: Дети, а какая у нас течет вода из крана (чистая). Потому, что вода перед тем как попасть к нам, она проходит очистку в больших фильтрах и мы с вами тоже попробуем очистить, только у нас будет маленький фильтр. Какой материал можно использовать в качестве фильтра?
Опыт 3 : Очистка воды.
Воспитатель: Дорогие ребята, подойди ко мне, внимательно посмотри. Я взяла две чашки. В одном стакане положили комок земли и перемешали. Что с водой стало? Вода становилась мутной, ее помутнили. Но очистить его можно. Я использую марлю в качестве фильтра. Положу её в воронку, перелью помутневшую воду от земли через воронку в другой стакан. Посмотрите, что стало с водой. Правильно, она стала чистой. Вывод: грязную воду можно фильтровать, и она станет чистой (грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой). Звучит мелодия звучания ручья.
Физкультминутка «Злая тучка»
Стук в дверь.
Воспитатель: Нам передали подарок, от Снежной Королевы. Что же это? (Льдинки). Каждый берёт по одной льдинке.
Лед какой? Твердый. Держим, на ладошке, холодно? Что же происходит? От тепла лед начинает превращаться опять в воду!
ОПЫТ 4 : Для того чтобы лед растаял, нужно тепло Вывод: Вода из твердого состояния может переходить в жидкое и наоборот. (Показ
Воспитатель: Пройдём и сядем на свои места.
Опыт 5 :
Воспитатель: Внимание! Самый опасный опыт. У меня в руках термос. Для чего нужен термос? (Для сохранения горячей воды). Детям можно брать и открывать термос с горячей водой? (Нет). Почему? (Если открыть термос будет выходить пар он такой же горячий как вода, можно обжечься). Молодцы!
Открываем термос с горячей водой, из термоса выходит пар. Сейчас я поднесу к горлышку термоса стеклянный бокал, мы увидим, что с ним произойдет. (На нем появились капельки воды).
Вывод: Пар - вода в газовой форме. Показ карточек-схемы
Воспитатель : ребята, скажите, что ты нового узнала? О чем мы сегодня говорили с тобой? Какие у воды свойства? Посмотри на наши условные символы и попытайтесь рассказать о том, что вы узнали о воде.
Ответы: Вода прозрачная, не обладает вкусом, цветом, запахом и формой, но она может быть принятой в той емкости, где она наливается. Можно профильтровать грязную воду.
Воспитатель: Вам нравилось быть ученым и заниматься опытом?
Ответы на вопросы детей : Сегодня мы завершаем работу в лаборатории нашего детского сада. Но это не последний опыт. Мы еще раз будем экспериментировать и экспериментиров