Елена Шлейгер
Конспект занятия-экспериментирования по окружающему миру в старшей группе на тему «Жизнь растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия-экспериментирования
по окружающему миру в старше группе
на тему «Жизнь растений»
подготовила воспитатель Шлейгер Елена
Программное содержание:
Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений.
Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей моделей растений.
Публикация «Конспект занятия-экспериментирования по окружающему миру в старшей группе на тему „Жизнь растений“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Дать детям представление о функциях корня растений. При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле.
Развивать интерес к миру природы. Воспитывать у детей элементы экологического сознания: “Мы нужны друг другу на земле”.
Оборудование:
горшок с комнатным растением; искусственный цветок; схемы-модели: “Признаки живого”, “Строение растения”, “Функции корня”; модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой; магнитная доска, емкость с песком; тарелка с подкрашенной водой; модель корня растения из марли.
Предшествующая работа:
Знакомство с растениями леса, поля, луга, наблюдения за посадками семян, разработка схем-моделей “Признаки живого”, посадка,бархотцев.
“Строение растений”, проведение игр-превращений “Представь себя совсем иным”, н/п «Как зовут тебя деревце?», чтение художественной литературы- М. Пришвин «Золотой луг», С. М. Курикова «Мы идем в лес», Л. Н. Толстой «Как ходят деревья?» энциклопедия для детей «Растения и животные», Т. А. Шорыгина «Деревья, какие они?», «Кустарники, какие они?», рассматривание картин.
Ход занятия:
Дети сидят полукругом, на столе стоит горшок с комнатным растением. У воспитателя искусственный цветок в руках.
Ребята! Я хочу посадить этот цветок, чтобы он рос, стал еще краше.
(Дети говорят, что этого делать не надо, он искусственный, а не живой)
– Значит растение в горшочке не живое?
(Дети говорят, что это растение живое, это фиалка)
(Дети перечисляют признаки живого по слайду схемы-модели №1, показанному на экране: все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается)
Опыт с листьями в микроскопе. Рассмотрим лист растения и кору дерева. Что мы видим?
Давайте расскажем, что есть у каждого растения?
(Дети рассказывают о строении растения, опираясь на схему – модель № 2: у растения есть стебель, корень, листья, цветок и плод с семенами)
корень ствол ветки листья цветок плод с семенами
Схема – модель№2
«Строение растения»
Воспитатель: - Давайте с вами выложим правильную последовательность роста растения на магнитной доске. Вызвать одного ребенка остальные проверяют.
(Дети раскладывают части растения и рассказывают последовательность его роста: корни растут вглубь земли, над землей – стебель, на стебле – листья и цветы)
Воспитатель:
Раз, два, три, повернись
В семена превратись!
Психогимнастика: “Представь себя совсем иным”
Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю (дети немного пробегают и садятся на ковер). Семена, что вы чувствуете? (Ответы детей). Семена, чего вы хотите? (Ответы детей). Сейчас я вас полью, а солнышко вас погреет своими лучами. Вот уже из семечка появились корешки. Куда они растут? (Вниз, глубже в землю) Ноги – это корни, их расставим шире. (Расставить ноги). А вот и первые всходы – тянутся стебельки, растут. Куда? В землю? (Нет, к солнышку). Растет наше растение все выше и выше (Дети встают). Тело наше – ствол могучий, он чуть-чуть качается, (Распрямиться, покачивание). Наши руки – это ветви, крону вместе образуют (руки вверх, сомкнуть над головой). А вот и первые цветочки. Что вы, цветочки чувствуете? Чему радуетесь? (Ответы детей). Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг! (Опустить руки)
Воспитатель: – подскажите пожалуйста зачем растению корень? Все равно его под землей не видно! (Ответы детей)
Проведем опыты, и узнаем какие важные функции выполняет корень у растения.
Опыт 1:
В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней. Дуем. Палочка падает. Потом берем модель дерева с корневой системой. Дуем. Во втором случае палочка более устойчива.
Вопросы к детям: Как думаете, какая палочка будет более устойчивой? Почему? А если б не было корней у дерева, чтобы случилось? (Ответы детей).
Вывод: Корни удерживают растение в земле.
Опыт 2:
В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.
Вывод: Корни всасывают из почвы влагу.
Воспитатель: – А помните, ребята, когда у нас было занятие про воздух (пакетом ловили воздух, мы проводили опыт-доказательство того, что воздух есть везде, даже в земле, и корни, что делают?
(Дышат).
Значит, давайте вспомним еще раз, для чего нужен корень? (Он дышит, удерживает растение в земле, всасывает влагу).
(Смотрим на экране модель-схему №3)
Воспитатель: – Сейчас мы с вами будем играть в игру «4 лишний»
Игра:
Береза, дуб, шиповник, рябина
Боровик, ель, сосна, липа
Ромашка, сосна, осина, дуб
Тополь, дуб, одуванчик, клен
Подберезовик, лисички, подосиновик, ель
Ромашка, колокольчик, одуванчик, осина
Кактус, фиалка, герань, клен
Воспитатель: – Ребята, а что произойдет, если с земли исчезнут все растения?
(Если не будет растений, не будет жизни на земле)
Воспитатель: – А зачем нужны растения? Какая от них польза?
Дети отвечают, что растения дают пищу человеку и животным, чистый воздух, одежду, много разных материалов, растения лечат, а чаще они очень красивые и мы любуемся ими, не зря говорят: “Растение – земли украшение”.
Воспитатель: – Правильно, ребята. Растения живут вокруг нас, помогают нам жить. Как же мы должны относиться к ним? Как за ними надо ухаживать?
(Беречь, охранять, ухаживать и т. д.)
(Ответы детей – рассаживаем, поливаем, протираем листья, опрыскиваем, удобряем и т. д.)
А теперь, давайте послушаем музыку и нарисуем с вами цветы с помощью техники "рисуем нитью" и сделаем деревья с помощью оригами "Дуб"
Вручение медалей «Юный исследователь»