Светлана Насибуллина
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Как живёт Кот Матроскин. Жизнь и быт русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Познавательное развитие» (раздел «Окружающий мир», «Развитие речи», Физическое развитие
Тема «Как живёт Кот Матроскин».
Цель:
Знакомство детей старшей группы с жизнью, бытом русского народа
Задачи:
1. воспитательные: воспитывать интереса к традициям своего народа;
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе „Как живёт Кот Матроскин, Жизнь и быт русского народа“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Военные профессии, техника. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
2. образовательные: знакомство детей с русской избой, с бытовыми предметами, утварью крестьян (печь, заслонка, шесток, коромысло); знакомство с предметами, используемыми на кухне для приготовления пищи, для хранения продуктов (кочерга, ухват, чугунок, коромысло, крынка, рукомойник, рушник);
3. развивающие: расширение кругозора дошкольников, создание условий для развития умения отгадывать загадки, понимать смысл пословиц, способствовать формированию развития речи, умению аргументировать свои высказывания.
Методы и приемы: игровые (игровая ситуация, сюрпризные моменты, физминутка, наглядные методы и приёмы (показ слайдов).
словесные (беседа - диалог, художественное слово, напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Оборудование и наглядный материал: презентация Power Point, оборудование для воспроизведения презентации
Организационный этап
Цель: создать положительный настрой на работу
Ребята! Я очень рада видеть вас всех сегодня красивыми, здоровыми, в хорошем настроении. Сегодня мне на эл. почту пришло письмо от Кота Матроскина с фотографиями, я сейчас его покажу.
Мотивационно-побудительный этап
Цель: побудить детей к познавательной деятельности на занятии
«Здравствуйте, дорогие ребята! Недавно смотрел телевизор и увидел передачу про ваш детский сад и решил с вами познакомиться Сегодня я хочу рассказать, как я живу»
«Наша деревня называется «Простоквашино» и находится она в двух километрах от города. А это мои лучшие друзья: Шарик и Дядя Фёдор».
Слайд 5. «К нам часто приходит в гости Печкин, это наш почтальон».
Основной этап (Решение поставленных задач)
1. Знакомство с пословицами
Цель: знакомство с пословицами, обучение пониманию смысла пословиц, развитие речи, совершенствование умения аргументировать свои высказывания
Воспитатель: Гость на порог — хозяину радость. Ребята, как вы понимаете эту пословицу?
В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
Как мы себя чувствуем дома?
Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»
Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. Давайте посмотрим, в каком доме живёт Кот Матроскин с друзьями.
2. Знакомство детей старшей группы с жизнью, бытом русского народа
Цель: знакомство детей с русской избой, с бытовыми предметами, утварью крестьян, вовлечение в беседу, расширение кругозора дошкольников, создание условий для развития умения отгадывать загадки
Этот дом из бревен (называется бревенчатый дом) А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева?
Вот такие постройки из брёвен есть ещё в Простоквашино (показать образцы).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что главное в деревенском доме? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
«Летом спит, зимой горит,
Рот открывает, что дают – глотает» (печь)
Правильно, это печь, и у Кота Матроскина есть тоже печка. Давайте посмотрим, какая она.
Посмотрите, это Шарик готовит пироги в русской печи (показать)
Ребята, посмотрите, какие печи бывают в избах (показать)
Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка- деревенская кормилица.
Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная? (ответы)
Где в горнице пищу приготовить? Конечно же, в печи!
Чем избу обогреть? (ответы)
Сейчас на улице холодно, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет? (ответы)
А в старину батарей не было. Что тогда грело? (Печь) Да, печь и накормит и обогреет.
Что нужно, чтобы печь грела? (Дрова, показать)
Воспитатель: А вы знаете, как готовить дрова? (заготавливают, колют, убирают в дровенник). Ребята, а зачем дрова нужно убирать в дровенник? (ответы)
Давайте заготовим дрова, сделаем зарядку.
3. Физкультминутка
Цель: восстановление работоспособности детей, улучшение самочувствия, повышение внимания, предупреждение утомляемости
«Напилим дрова»
За дровами мы идём (ходьба на месте)
И пилу с собой несём (правой рукой имитируем, что несём пилу)
Вместе пилим мы бревно, (имитация движения)
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить!
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки! (имитация движения, рубка дров)
4. Продолжение знакомства детей с бытом русского народа
Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев? (ответы детей)
-В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. А чтобы приготовить пищу нужна была вода, а водопровода в избе не было, люди ходили за водой к колодцу, носили воду в ведрах при помощи коромысла. Посмотрите, какое коромысло есть в доме у Кота Матроскина. (Показать коромысло)
Ребята, а вот как нужно им пользоваться: мальчик держит на плече коромысло, на котором висят 2 ведра (показать фото)
Воспитатель: А вы знаете, в чем нужно готовить пищу в русской печи? Что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята, знает? (чугунок)
-Это чугунок. Он незаменим в хозяйстве. Он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Чугуны бывают разного размера.
Как же можно было достать из печи горячий горшок? У него же нет ручек, как у кастрюли. Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
-Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.
-Чтобы приготовить что-нибудь в печи нужно отодвинуть заслонку, разгрести угольки кочергой, подхватить ухватом чугунок и поставить в устье печи. Когда всё приготовится, то достать чугунок нужно тоже ухватом, и поставить чугунок или пироги на шесток.
Воспитатель: А как вы думаете, для чего нужна заслонка (чтобы тепло не выходило). Ребята, но тепло может ещё убежать через трубу. Поэтому, когда все дрова в печи прогорят, нужно закрыть не только заслонку, но и трубу. Когда печь горит, дым по дымоходу поднимается вверх и выходит через трубу в небо, а когда дыма уже нет, только тогда можно закрывать трубу, чтобы тепло не выходило на улицу. Если раньше закрыть заслонку или трубу, весь дым пойдёт в дом, и можно задохнуться от дыма. Это очень опасно.
Воспитатель: Ребята, если мы к Матроскину в гости приедем, где мы будем мыться? В ванне? У них в избе есть ванная комната? (ответы)
Конечно же в избе нет ванной, а жители деревни моются в бане. Вы были в деревне? Мылись в бане? Здорово, не правда ли? А для того, чтобы помыть руки, в избе на кухне есть рукомойник. А руки вытирают рушником.
- Давайте посмотрим на баню Матроскина.
- А это рукомойник на кухне в избе у Матроскина и Шарика.
-Ребята, а вы помните, как зовут любимую корову Матроскина? А почему он её так сильно любит? (ответы)
Правильно она даёт много молока. Матроскин прислал и фото своей Мурки с Дядей Фёдором. Посмотрите на неё, какая она большая и добрая. А Вы знаете, как называется место, где живут домашние животные в деревне? (в хлеву)
Правильно, весь скот в древне держат в хлеву. А чем кормят корову? (сеном). А что такое сено? (высушенная трава)
Да, его заготавливают летом и укладывают в стога, так оно лучше хранится и не сыреет. Сеном корову кормят осенью, зимой и весной, а ещё сено используют как подстилку для животных: свиней, овец, телят.
- Посмотрите, какой стог сена заготовил Матроскин со своими друзьями.
Сена много, вот Мурка всегда и сыта, поэтому даёт много молока, которое хранится где? (ответы)
Ребята существуют специальные кувшины, горшки для хранения молока. Это крынки. В них молоко долго не портится, остаётся прохладным.
Матроскин хранит своё молоко в них. Когда мы приедем в Простоквашино, Матроскин и Шарик нас обязательно угостят молоком.
Ребята, Матроскин и его друзья приглашают нас к себе в гости
Рефлексивно-коррегирующий этап
Цель: подведение итогов, осознание детьми того, что нового узнали
Ребята, как много интересного мы узнали из письма Матроскина, давайте передадим Матроскину спасибо за его письмо и пошлём ему свою фотографию на память, пригласим его к себе.
Фотографирование.
Я обязательно отправлю ваше фото в Проокващино. А мы теперь вспомним про деревенское житьё- бытьё. Отгадайте, о чём я говорю:
- Стоит шуба в избе, а рукав на улице (печь с трубой).
-Кривы, корявы, залегли, как павы.
А как стали горячи, превратились в угольки (дрова).
- Что в избе за коровьи рога? (ухват).
-Черный конь прыгает в огонь (чугун).
- Что имеется в избе для мытья рук (рукомойник)
-С помощью чего носят воду в вёдрах из колодца? (коромысло)
Скажите, что вам больше всего запомнилось? Было ли вам интересно? Что вы расскажите дома своим родителям, о чём вы узнали?