МААМ-картинки

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Как живёт Кот Матроскин. Жизнь и быт русского народа»

Светлана Насибуллина
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Как живёт Кот Матроскин. Жизнь и быт русского народа»

Образовательная область: «Познавательное развитие» (раздел «Окружающий мир», «Развитие речи», Физическое развитие

Тема «Как живёт Кот Матроскин».

Цель:

Знакомство детей старшей группы с жизнью, бытом русского народа

Задачи:

1. воспитательные: воспитывать интереса к традициям своего народа;

Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе „Как живёт Кот Матроскин, Жизнь и быт русского народа“» размещена в разделах

2. образовательные: знакомство детей с русской избой, с бытовыми предметами, утварью крестьян (печь, заслонка, шесток, коромысло); знакомство с предметами, используемыми на кухне для приготовления пищи, для хранения продуктов (кочерга, ухват, чугунок, коромысло, крынка, рукомойник, рушник);

3. развивающие: расширение кругозора дошкольников, создание условий для развития умения отгадывать загадки, понимать смысл пословиц, способствовать формированию развития речи, умению аргументировать свои высказывания.

Методы и приемы: игровые (игровая ситуация, сюрпризные моменты, физминутка, наглядные методы и приёмы (показ слайдов).

словесные (беседа - диалог, художественное слово, напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Оборудование и наглядный материал: презентация Power Point, оборудование для воспроизведения презентации

Организационный этап

Цель: создать положительный настрой на работу

Ребята! Я очень рада видеть вас всех сегодня красивыми, здоровыми, в хорошем настроении. Сегодня мне на эл. почту пришло письмо от Кота Матроскина с фотографиями, я сейчас его покажу.

Мотивационно-побудительный этап

Цель: побудить детей к познавательной деятельности на занятии

«Здравствуйте, дорогие ребята! Недавно смотрел телевизор и увидел передачу про ваш детский сад и решил с вами познакомиться Сегодня я хочу рассказать, как я живу»

«Наша деревня называется «Простоквашино» и находится она в двух километрах от города. А это мои лучшие друзья: Шарик и Дядя Фёдор».

Слайд 5. «К нам часто приходит в гости Печкин, это наш почтальон».

Основной этап (Решение поставленных задач)

1. Знакомство с пословицами

Цель: знакомство с пословицами, обучение пониманию смысла пословиц, развитие речи, совершенствование умения аргументировать свои высказывания

Воспитатель: Гость на порог — хозяину радость. Ребята, как вы понимаете эту пословицу?

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

Как мы себя чувствуем дома?

Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?»

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил. Давайте посмотрим, в каком доме живёт Кот Матроскин с друзьями.

2. Знакомство детей старшей группы с жизнью, бытом русского народа

Цель: знакомство детей с русской избой, с бытовыми предметами, утварью крестьян, вовлечение в беседу, расширение кругозора дошкольников, создание условий для развития умения отгадывать загадки

Этот дом из бревен (называется бревенчатый дом) А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева?

Вот такие постройки из брёвен есть ещё в Простоквашино (показать образцы).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что главное в деревенском доме? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Летом спит, зимой горит,

Рот открывает, что дают – глотает» (печь)

Правильно, это печь, и у Кота Матроскина есть тоже печка. Давайте посмотрим, какая она.

Посмотрите, это Шарик готовит пироги в русской печи (показать)

Ребята, посмотрите, какие печи бывают в избах (показать)

Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка- деревенская кормилица.

Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная? (ответы)

Где в горнице пищу приготовить? Конечно же, в печи!

Чем избу обогреть? (ответы)

Сейчас на улице холодно, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет? (ответы)

А в старину батарей не было. Что тогда грело? (Печь) Да, печь и накормит и обогреет.

Что нужно, чтобы печь грела? (Дрова, показать)

Воспитатель: А вы знаете, как готовить дрова? (заготавливают, колют, убирают в дровенник). Ребята, а зачем дрова нужно убирать в дровенник? (ответы)

Давайте заготовим дрова, сделаем зарядку.

3. Физкультминутка

Цель: восстановление работоспособности детей, улучшение самочувствия, повышение внимания, предупреждение утомляемости

«Напилим дрова»

За дровами мы идём (ходьба на месте)

И пилу с собой несём (правой рукой имитируем, что несём пилу)

Вместе пилим мы бревно, (имитация движения)

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить!

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки! (имитация движения, рубка дров)

4. Продолжение знакомства детей с бытом русского народа

Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев? (ответы детей)

-В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. А чтобы приготовить пищу нужна была вода, а водопровода в избе не было, люди ходили за водой к колодцу, носили воду в ведрах при помощи коромысла. Посмотрите, какое коромысло есть в доме у Кота Матроскина. (Показать коромысло)

Ребята, а вот как нужно им пользоваться: мальчик держит на плече коромысло, на котором висят 2 ведра (показать фото)

Воспитатель: А вы знаете, в чем нужно готовить пищу в русской печи? Что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята, знает? (чугунок)

-Это чугунок. Он незаменим в хозяйстве. Он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Чугуны бывают разного размера.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? У него же нет ручек, как у кастрюли. Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

-Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.

-Чтобы приготовить что-нибудь в печи нужно отодвинуть заслонку, разгрести угольки кочергой, подхватить ухватом чугунок и поставить в устье печи. Когда всё приготовится, то достать чугунок нужно тоже ухватом, и поставить чугунок или пироги на шесток.

Воспитатель: А как вы думаете, для чего нужна заслонка (чтобы тепло не выходило). Ребята, но тепло может ещё убежать через трубу. Поэтому, когда все дрова в печи прогорят, нужно закрыть не только заслонку, но и трубу. Когда печь горит, дым по дымоходу поднимается вверх и выходит через трубу в небо, а когда дыма уже нет, только тогда можно закрывать трубу, чтобы тепло не выходило на улицу. Если раньше закрыть заслонку или трубу, весь дым пойдёт в дом, и можно задохнуться от дыма. Это очень опасно.

Воспитатель: Ребята, если мы к Матроскину в гости приедем, где мы будем мыться? В ванне? У них в избе есть ванная комната? (ответы)

Конечно же в избе нет ванной, а жители деревни моются в бане. Вы были в деревне? Мылись в бане? Здорово, не правда ли? А для того, чтобы помыть руки, в избе на кухне есть рукомойник. А руки вытирают рушником.

- Давайте посмотрим на баню Матроскина.

- А это рукомойник на кухне в избе у Матроскина и Шарика.

-Ребята, а вы помните, как зовут любимую корову Матроскина? А почему он её так сильно любит? (ответы)

Правильно она даёт много молока. Матроскин прислал и фото своей Мурки с Дядей Фёдором. Посмотрите на неё, какая она большая и добрая. А Вы знаете, как называется место, где живут домашние животные в деревне? (в хлеву)

Правильно, весь скот в древне держат в хлеву. А чем кормят корову? (сеном). А что такое сено? (высушенная трава)

Да, его заготавливают летом и укладывают в стога, так оно лучше хранится и не сыреет. Сеном корову кормят осенью, зимой и весной, а ещё сено используют как подстилку для животных: свиней, овец, телят.

- Посмотрите, какой стог сена заготовил Матроскин со своими друзьями.

Сена много, вот Мурка всегда и сыта, поэтому даёт много молока, которое хранится где? (ответы)

Ребята существуют специальные кувшины, горшки для хранения молока. Это крынки. В них молоко долго не портится, остаётся прохладным.

Матроскин хранит своё молоко в них. Когда мы приедем в Простоквашино, Матроскин и Шарик нас обязательно угостят молоком.

Ребята, Матроскин и его друзья приглашают нас к себе в гости

Рефлексивно-коррегирующий этап

Цель: подведение итогов, осознание детьми того, что нового узнали

Ребята, как много интересного мы узнали из письма Матроскина, давайте передадим Матроскину спасибо за его письмо и пошлём ему свою фотографию на память, пригласим его к себе.

Фотографирование.

Я обязательно отправлю ваше фото в Проокващино. А мы теперь вспомним про деревенское житьё- бытьё. Отгадайте, о чём я говорю:

- Стоит шуба в избе, а рукав на улице (печь с трубой).

-Кривы, корявы, залегли, как павы.

А как стали горячи, превратились в угольки (дрова).

- Что в избе за коровьи рога? (ухват).

-Черный конь прыгает в огонь (чугун).

- Что имеется в избе для мытья рук (рукомойник)

-С помощью чего носят воду в вёдрах из колодца? (коромысло)

Скажите, что вам больше всего запомнилось? Было ли вам интересно? Что вы расскажите дома своим родителям, о чём вы узнали?

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование «Быт и культура русского народа» для детей старшей группы КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Возраст: старшая группа детей с разным уровнем речевого развития Тема недели: «Быт и культура русского.

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда»Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда» Конспект интегрированного занятия по окружающему миру в старшей группе «Посуда». Елена Владимирова. Цель: Закрепление у детей обобщающего.

Конспект НОД по окружающему миру «Жизнь птиц зимой» «Жизнь птиц зимой» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект НОД Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) Тема: «Зимующие птицы» Цель: создание социальной ситуации развития.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Путешествие с Капитошкой» Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Путешествие с Капитошкой» Цели: • Сформировать у детей знания о значении воды в.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «У кормушки»Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «У кормушки» Цели: • Формировать экологическую культуру у детей; • Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Быт русского народа» Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Задачи: • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской.

Конспект занятия в старшей группе «Осенины» по окружающему миру МДОУ детский сад "Золотые зёрнышки". с. Детчино. Воспитатель: Фомина Т. В. Программные задачи: дать детям элементарные представления о.

НОД «Традиции и быт русского народа» НОД «Традиции и быт русского народа» Цель: изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи.

Презентация «Быт и праздники русского народа» Презентация предназначена для старшего дошкольного возраста Цель. Формирование у детей представлений о традициях и быте русского народа;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Как живёт Кот Матроскин. Жизнь и быт русского народа»
Опубликовано: 6 марта 2019 в 22:05
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД