Манукян Кристине
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в рамках проекта «Шёл по улице оркестр»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать представления детей о народной и эстрадной музыке, о музыкальных оркестрах: эстрадном и оркестре русских народных инструментов.
Задачи: Закреплять элементарные представления об истории создания и развития музыкальных оркестров. Совершенствовать представления о музыкальных специальностях и инструментах эстрадного и народного оркестра, их видах и названиях. Расширять словарь словами обозначающими название музыкальных инструментов, специальностей, терминов. Привлекать родителей к совместной деятельности.
Публикация «Конспект непосредственно-образовательной деятельности в рамках проекта „Шёл по улице оркестр“» размещена в разделах
Ход защиты проекта: Дети заходят в музыкальный зал, встают в круг, исполняют музыкальное приветствие «Добрый день» и рассаживаются. На экране слайд №1 (Музыкальная гостиная).
Муз. рук: В давние времена, в усадьбах вечерами собирались люди, в специальных комнатах которые назывались музыкальными гостиными.
В этих комнатах имелись музыкальные инструменты, удобная мебель для гостей. Вечерами при свечах люди общались, играли на разных инструментах, устраивали концерты, вели беседы о музыке.
Такие встречи организовываются и в наши дни.
Я рада приветствовать Вас в нашей музыкальной гостиной. Сегодня мы с вами послушаем музыку, поговорим о ней. Наша встреча посвящается музыкальным оркестрам.
Ребята, что же такое оркестр?
Ребёнок: Оркестр –это коллектив музыкантов играющих вместе на различных музыкальных инструментах.
Муз. рук: А кто управляет оркестром?
Ребёнок:Оркестром управляет дирижёр. Он может заставить оркестр играть так, как он этого хочет, но при этом не произносит, ни одного слово.
Муз. рук: А как он это делает?
Ребёнок:Он настоящий волшебник. Все инструменты слушаются его и как королю подчиняются. Как только дирижёр взмахнёт своей волшебной палочкой, все инструменты дружно заиграют, стукнет волшебной палочкой и в оркестре наступает тишина. Слайд № 2 (как дирижёр управляет оркестром).
Муз. рук: Как называются люди, которые играют на музыкальных инструментах?
Ответы: Эти люди называются музыкантами.
Муз. рук: Ребята, я буду вам показывать карточки с изображением музыкальных инструментов, а вы мне назовёте инструмент и музыканта, который на нём играет.
Бубен-бубнист. Гитара- гитарист. Саксофон- саксофонист. Аккордеон- аккордеонист.
Скрипка –скрипач.
Пианино –пианист.
Труба-трубач.
Барабан –барабанщик.
Флейта –флейтист.
Ложки- ложкарь.
Игра:»Изобрази оркестр»
Муз. рук: Сейчас мы с вами изобразим оркестр. Нужно взять карточку с изображением музыкального инструмента, вспомнить название инструмента и как на нём можно играть. Под весёлую музыку изобразить игру на этом инструменте. А второй раз я буду перемешать карточки и мы изобразим оркестр ещё раз. (детская весёлая зарядка).
Муз. рук: Сейчас вы прослушаете отрывок из музыкального произведения, и скажите мне, о каком оркестре мы с вами будем разговаривать.
(звучит оркестр русских народных инструментов).(рус. Нар. песня «Полянка).
Муз. Рук: И так, звучание какого оркестра вы услышали?
Ответ: Прозвучал русский народный оркестр.
Муз. Рук: А как вы узнали?
Ответ: Звучали русские народные инструменты.
Муз рук: Значитиз каких инструментов состоит русский народный оркестр?
Ответ: Из русских народных инструментов.
Муз. Рук: А какая музыка звучала?
Ответ: Русская народная.
Муз. Рук: Каких русских композиторов мы знаем, которые создавали обработки народных песен?
Ответы: Михаил Глинка, Римский Корсаков, Пётр Ильич Чайковский, С. В. Рахманинов, Мусоргский. Бородин, Скрябин.
Муз. рук. О русском народном оркестре нам расскажут Данил и его мама.
На экране слайд № 3 (Русский народный оркестр).
Родитель: Первый оркестр русских народных инструментов был создан в 19 веке, в Санкт –Петербурге балалаечником Василием Васильевичем Андреевым. В 20 веке оркестры русских народных инструментов появились в сёлах –в клубах, в городах –в домах культуры.
Современные оркестры русских народных инструментов исполняют обычно обработки русских народных песен, а также произведения специально для них написанные. Ни один народ в мире не имеет такого богатства песен и напевов, красивых и оригинальных как русский народ. Благодаря оркестру русских народных инструментов, русская народная песня услышана даже за пределами нашей страны. Оркестры русских народных инструментов гастролируют по всему миру, и русские народные мелодии полюбили многие народы.
В ходе работы над проектом мы подобрали загадки о русских народных инструментах и сейчас хотим загадать Вам, наши уважаемые гости. (показывать фотоальбом).
Загадка 1: У неё есть три струны
Их рукой щипать должны.
Можно под неё плясать,
И по-русски приседать.
(Балалайка)
Загадка 2: Заливается трёхрядка
И народ идёт вприсядку
А трёхрядка неплоха –
Есть и кнопки, и меха.
И весёлые старушки
Под неё поют частушки! (Гармонь, гармошка).
Загадка 3: В лесу выросло,
Из лесу вынесли,
В руках плачет.
А кто слушает, скачет.
(жалейка)
Загадка 4: А Садко на них играл
И душевно напевал.
Перебрал он много струн –
Вышел, из волны Нептун.
(Гусли)
Загадка 5: Деревянная,
Круглая, звонкая.
Всего четыре струны,
А поёт на все лады.
(Домра)
Загадка 6: Сорок пуговиц на нём С перламутровым огнём Весельчак, а не буян Голосистый мой (Баян).
Загадка 7: Мы собирали хоровод Приглашаем весь народ А пастуший рожок Дополняет наш кружок. (Рожок)
Загадка 8: Каким инструментом можно щи хлебать и музыку играть?
(Деревянные ложки).
Загадка 9: Он любит, когда его бьют, Покоя ему не дают, Он пляшет в руках, и звенит, И добрых людей веселить. (Бубен.)
Загадка 10: А на ней пастух играет И овечек собирает, Фью-фью-фью, Фью- фью- фью Идём мы к пастуху. (Свирель).
Муз. Рук: Данил нам расскажет про бубен. Слайд № 4 (с изображением старинных бубнов). Бубен, это один из самых древних музыкальных инструментов. Он появился очень давно, когда люди жили в пещерах, ходили на охоту и приносили убитых животных. Шкуру очищали от шерсти и натягивали на деревянный обруч. Старинные бубны отличались от современных. У них нет ни тарелочек, ни бубенчиков, они больше по размеру. На них изображения людей, животных, птиц, насекомых. По нему били не рукой, а колотушкой или лопатой. Старинные бубны можно увидеть в музее музыкальных инструментов. На Руси бубен был одним из самых любимых народных инструментов. На нём играли уличные музыканты-скоморохи. (скоморохи). Существует три вида бубнов: -детский, профессиональный и старинный. Слайд № 5 (три вида бубнов).
Игра:»Найти лишний инструмент» из русского народного оркестра.
Муз. рук: Не можем мы в нашей музыкальной гостиной не поговорить об эстрадных оркестрах, которые в наше время получили широкое распространение в мире. И расскажут нам об эстрадном оркестре Юлия и её мама, которые исследовали эту тему. Слайд № 6 (эстрадный оркестр).
Родитель: Эстрадный оркестр –это музыкальный концертный коллектив, исполняющий в основном произведения лёгких жанров. Эстрадный оркестр аккомпанирует певцам, вокальным танцевальным ансамблям, сопровождает разного рода шоу, телевизионные концерты, развлечения, озвучивает кинофильмы.
В основном в состав эстрадного оркестра входят инструменты симфонического оркестра: струнные, духовые, клавишные, ударные инструменты и электромузыкальные инструменты. Мы подобрали загадки об эстрадных инструментах, и сейчас хотим загадать Вам. (Показывать фотоальбом).
Загадка 1: Я стою на трёх ногах Ноги в чёрных сапогах Зубы белые, педаль Как зовут меня. (Рояль)
Загадка 2: Тра- та- та Тра —та-та Сверху кожа Снизу тоже В середине пустота. (Барабан).
Загадка 3: Из дерева вырубаетсяА в руках плачет. (Скрипка)
Загадка 4: От гармонии он родился
С пианино подружился Он и на баян похож Как его ты назовёшь.
(Аккордеон)
Загадка 5: Играть умеет он И форте и пиано За это назвали его. (фортепиано)
Загадка 6: Этот струнный инструмент Зазвенит в любой момент И на сцене в лучшем зале И в походе на привале. (Гитара)
Загадка 7: Он на сцене заблестит Нежным звуком одарит В джазе самый первый он Серебристый. (Саксофон)
Загадка 8: Инструмент музыкальный, он духовой С тростью он одинарной, красивый такой И изящней его видно в музыке нет Всем понятно, о чём я? Это. (Кларнет)
Муз. Рук: Юлия расскажет нам про скрипку. Слайд №7.(Изображение скрипки). Скрипка- смычковый струнный музыкальный инструмент. Имеет народное происхождение. Производством скрипок славится Италия, среди которых высоко ценятся скрипки Антонио Страдивари. Скрипка имеет четыре струны. Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки, а смычком водят по струнам, который находится в правой руке. И таким образом играют на скрипке. У неё очень красивое звучание и пишутся для неё произведения всех жанров музыки. Скрипка занимает ведущее место в симфоническом оркестре, а так же входит в состав эстрадного оркестра. В число известных скрипачей входят Антонио Вивальди, Николло Паганини, Джузеппе Тартини и много другие. Слайд № 8 (Скрипачи).
Муз. рук В наше время ни один праздник не проходит без использования эстрадной музыки.
Каких знаменитых эстрадных певцов Вы знаете?
(ответы детей).
Игра:»Собери оркестр»
Муз рук. Ребята давайте сыграем с вами в интересную игру, которая называется «Собери оркестр»
Перед Вами карточки с изображением инструментов разных оркестров. Вам необходимо взять карточку и сгруппироваться в оркестр, которому принадлежит выбранный вами инструмент.
Играют оркестры: "Оркестр русских народных инструментов" песня - «Калинка»
"Эстрадный оркестр" песня - «Антошка»
Муз. Рук: Ребята а вы знаете, что можно смешать оркестры. Например, включить в состав народного оркестра инструменты эстрадного оркестра, или наоборот. Мы с вами ещё поиграем.
Вот и подошел конец нашей встрече в музыкальной гостиной. Следующую встречу мы посвятим симфоническому оркестру.
В заключении дорогие ребята мне хотелось - бы узнать, какие чувства вы испытываете после нашей встречи в музыкальной гостиной?
Ответы детей:
Муз. рук. Какой оркестр вам больше всего нравится и почему?
(Ответы детей)
Муз. рук.Я хочу, чтобы вы любили музыку, всегда стремились только к прекрасному, светлому доброму, чтобы вы выросли образованными, чуткими людьми, чтобы музыка была всегда с вами.