Татьяна Колесова
Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию речи «Загадки осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить и обобщить знания об осени, развивать фразовую речь.
Задачи:
- Активизировать словарь по теме «осень», продолжать работу по развитии четкой артикуляции, закрепить умения четко произносить звуки «С», «З», продолжать работу над предложением; закрепить умения составлять предложения из трех слов с прямым дополнением и объединять их в рассказ с опорой на картинный план; продолжать работу по инструментальному музицированию с опорой на карточке – схемы ритма; продолжать работу над просодикой, четким речевым дыханием.
Публикация «Конспект занятия в старшей логопедической группе по развитию речи „Загадки осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
- Воспитывать интерес к логопедическим занятиям, чувство взаимопомощи при выполнении заданий.
- Развивать мнестические процессы, слуховое внимание на речь, тактильные ощущения, артикуляционную моторику, мелкую и общую моторику, фразовую речь, чувство ритма, умение воспроизводить ритмический рисунок с помощью музыкальных инструментов, развивать лицевую мускулатуру.
Оборудование: Карточки для артикуляционной и дыхательной гимнастики, знаки – символы звуки «С» и «З», предметные картинки, схемы для голосовых упражнений, мячики для развития пальчиковой моторики, массажные коврики для ног, картинный план для составления рассказа об осени, музыкальные инструменты.
Словарная работа: Урожай, стая.
Интеграция областей: Познавательная деятельность, социальная – коммуникативная деятельность, физическая деятельность, художественная – эстетическая деятельность.
Методически приемы: Беседа, показ, объяснения, самостоятельная деятельность детей.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
1) Организационный момент (дети входят под музыку в музыкальный зал, дается положительная и эмоциональная установка на занятия)
2) Логотренинг «Осень»
- Самомассаж лица, (Дети выполняют круговые движения пальцами обеих рук от носа к ушам, от подбородка к ушам)
Осень в гости к нам пришла
Сильный ветер принесла
Листья пестрые летят
(Дети выполняют точечные движения пальцами от переносицы к вискам, от носа к ушам, от подбородка к ушам)
Осень в гости к нам пришла,
Дождь с собою принесла.
Мелкий дождик моросит
У деревьев грустный вид.
(Дети выполняют пощипывающие движения)
Осень в гости к нам пришла,
В огород нас позвал.
Не ленись, поспевай
Собирай-ка урожая.
- Комплекс дыхательных упражнений с опорой на карточки – схемы,
II. Основная часть.
1) Сообщение темы занятия
Л. – Ребята, нам в детский сад принесли необычное письмо, его нам послала красавица – Осень, ее заколдовал злой Волшебник, если мы с вами выполним все его задания, красавица – Осень вернется к нам.
2) Артикуляционная гимнастика
Л. – Ребята, первое задание волшебника будет таким, мы с вами сейчас окажемся в лесной школе, присаживаетесь на стульчики. Перед вами план по которому мы совершим путешествие с веселым язычком.
Упражнения: «Заборчик», «Улыбка – трубочка», «Лопаточка», «Почистим зубки», «Овощи – толстячки», «Слива за щекой», «Качели», «Горка», «Киска лакает молочко», «Кроватка», голосовые упражнения с карточками – схемами.
Открываем мы глаза
Вдох - и тянем долго А-А-А-А
Утром солнышко взашло
Снизу вверх мы тянем О-О-О-О
Днем по горкам ездим мы-ы-ы-ы
Ночью смотрим на звезду –
Сверху вниз слетает У-У-У-У
Завывает ветер и не видно ни зги-И-И-И
(Дети выполняют голосовые упражнения с определенной интонацией, проводя пальчиком одновременно по карточкам – схемам)
3) Дифференциация звуков «С – З» в словах
А) Характеристика звуков с опорой на знаки – символы
Л. – Ребята на доске вы видите карточки, расскажите об этих звуках по схеме.
Б) Игровое упражнение «Подними картинку»
Л. - У вас на столах лежат картинки. – поднимите картинки со звуком «С»
- поднимите картинки со звуком «З», - Молодцы!
В) Проговаривание слогов и слов со звуками «С-З».
Са-за-са Коса-коза
Со-зо-со Сок-зонт
Су-зу-су Зуб-суп
Зы-зы-сы Фасад-фазан
- Молодцы!
4) Зверобика – (Динамическая пауза)
(Дети выполняют упражнения под музыку с резиновыми мячами в руках, с одновременным массирование стоп на специальных ковриках)
Л. - А сейчас, ребята, мы немного отдохнем и подвигаемся. – Повторяйте за мной слова.
Мячик я в руке сжимаю –
В руку силу добавляю –
Буду слабых защищать, буду младшим помогать.
- А теперь выполним веселую «Зверобику».
5) Составление предложения об осени с прямым дополнением и объединением их в рассказ с опорой на картинный план.
Л. – Следующее задание волшебника.
Мы должны рассказать об осени, а помогут нам в этом картинки.
Будем составлять предложения.
Какое предложение можно составить?
Д. - Туча закрыла солнце.
Л. – Что мы составили?
Д. – Мы составили предложение.
Л. – Посчитаем слова в этом предложении пальчиками.
Д. – В этом предложении 3 слова.
(Далее дети составляют предложение по всем картинкам)
Предложения:
Туча закрыла солнце.
Дождь поливает землю.
Дерево сбрасывает листву.
Люди одевают теплую одежду.
Звери готовятся к зиме.
Бабушка собрала урожай.
6) Подвижная речевая игра «Парочки».
Л. – А сейчас волшебник хочет вас запутать, поиграем в игру «Парочки».
- Разделимся на команды. Одна команда стоит в кругу и держит перед собой картинки которые я раздам, другая – идет по кругу со своими картинками и ищет свою парочку, когда бубен остановится остановитесь около своих парочек.
(Дети образуют пары и еще раз проговаривают предложение об осени, составленное ранее)
Картинки:
Солнце – туча Медведь - берлога
Дождь – земля Бабушка – корзина с овощами
Дерево – листья
Люди – одежда
7) Проговаривание предложений по цепочке.
Л. - Ребята на доске знакомые вам картинки, еще раз припомните предложения. На каждой картинке есть геометрическая фигура, у каждого из вас также есть геометрическая фигура. Я показываю на картинку, выходит тот у кого фигура, изображенная на картинке. (Дети проговариваю предложение по цепочке)
Л. - Ребята, посмотрите, у нас получился целый рассказ об осени.
Молодцы!
8) Инструментальное музицирование с опорой на план – схему.
Л. - Ребята последнее задание. Волшебник хочет узнать какие песни об осени вы знаете.
Д. - «Песня урожайная»
Л. - Как вы думаете что такое урожай?
Д. - Это овощи и фрукты, которые собирают осенью.
Л. - правильно ребята, урожай это все что люди собирают в огороде и в саду осенью, овощи, фрукты, ягоды и другие растения.
Л. - А сейчас присаживайтесь на стульчики, я буду играть вам песенку, а вы будите ее петь и прохлопывать по карточкам которые вам покажет воспитатель.
Ритм:
! - - -,! - - -, - - - - - -,! ,
- А сейчас возьмите музыкальные инструменты. Перед вами карточки с ритмом, на каждой карточке изображен музыкальный инструмент. Проигрывает ритм тот, у кого инструмент изображенный на карточке.
Молодцы, ребята!
III. Итоговая часть.
1) Подведение итогов занятия
Л. - Ребята мы выполнили все задания волшебника. Какое задание было для вас самым трудным? Самым интересным?
2) Упражнение на релаксацию (Под музыку в зал входит Осень)
О. - Ребята, спасибо вам большое вы меня спасли от злого волшебника.
Вы так устали, давайте превратимся в осенние листочки и немного отдохнем. Подул ветер и листочки полетели (Дети под спокойную, тихую музыку ложатся на коврик и отдыхают)
О. - Ребята а я вам принесла осенние дары, угощайтесь!
Л. - Спасибо вам ребята!