инна соколова
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с насекомыми»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сформировать обобщенное понятие «насекомые».
Программное содержание:
Образовательные задачи:
1. Расширять и закреплять знания детей о насекомых;
2. Дать представление об особенностях их внешнего вида и образе жизни;
3. Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде;
4. Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Развивающие задачи:
1. Развивать зрительную и слуховую память;
2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно – следственные связи между объектами живой природы;
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Знакомство с насекомыми“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
3. Развивать мелкую моторику, двигательную активность, умение сочетать речь с движениями.
Воспитательные задачи:
1. Мотивировать детей к самостоятельной познавательной деятельности;
2. Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним;
3. Формировать гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Интеграция образовательных областей: Познавательное, социально-коммуникативное, двигательное.
Предварительное работа с детьми: рассматривание иллюстраций, картин, чтение художественных произведений о насекомых, организация наблюдений на прогулке за разными насекомыми, заучивание стихов о насекомых, отгадывание загадок о насекомых.
Демонстрационный материал: предметные картинки насекомых (бабочка, муха, пчела, кузнечик, муравей, паук, божья коровка, стрекоза и т. д., дидактическая игра «Четвертый лишний», «Летает, прыгает, ходит».
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Дети входят в группу под звуки природы (поют птицы, насекомые жужжат и стрекочут)
Воспитатель: -Здравствуйте, ребята!
-Что вы услышали? Правильно, это звуки насекомых. Сейчас лето и многие насекомые проснулись.
-Ребята, а вы рады приходу лето? (ответы детей). А кто еще в природе радуется лету?
С появлением первых листочков и цветов появляются и насекомые. А как вы думаете, кто из насекомых первым просыпается? (ответы детей).
По научному календарю первыми просыпаются бабочки – веснянки, а вот по народным наблюдениям – мухи. А в какой сказке встречается муха?
Дети: «Муха –Цокотуха».
Правильно. А кто написал эту сказку? (К. И. Чуковский).
Рассмотреть муху, части ее тела. Вред или пользу приносит? Чем питается?
А давайте вспомним, кто приходил к мухе в гости. Сейчас я вам буду говорить фразы из сказки, а вы продолжите.
-Приходила к мухе бабушка (пчела). Мухе – Цокотухе (меду принесла).
Посмотрите на пчелу. Как вы думаете, это полезное насекомое или нет? Чем питается пчела? (питается нектаром цветов). А где живут пчелы? (улей). Есть пчелы домашние, они живут в ульях, которые им делает человек. А есть пчелы дикие и живут они, как вы думаете где? (в лесу). И домик они себе делают в дупле на дереве. А где пчелы берут мед? (ответы детей).
-Молодцы! А какая это красавица приходила к мухе? (бабочка). А какие части тела есть у бабочки? Чем питается бабочка? (питается нектаром цветов).
- А вы знаете, как интересно живет бабочка? Она родится летом, перезимует где- нибудь под листочком, весной отложит яички и умрет. Затем из яичек появится гусеницы, которые вскоре превратятся в куколок, и из куколки вновь вылетит красивая бабочка. Они очень красивые и им не нравится, когда их ловят и трогают, после этого они сильно болеют и даже погибают. А мы сейчас с вами тоже превратимся в бабочек и полетаем.
Физкультурная минутка на паласе: «Бабочка».
Видишь, бабочка летает, (машем руками –крылышками.)
На лугу цветы считает. (считаем пальчиком.)
- Раз, два, три, четыре, пять. (хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц. (шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела. (машем руками – крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (считаем пальчиком.)
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Четвертый лишний».
Картинки с насекомыми и птицей, с насекомыми и цветами, с птицами и насекомым, с зимующими птицами и перелетной.
- Дети, скажите пожалуйста, смогли бы насекомые прожить без цветов? А цветы без насекомых? А птицы без насекомых? А насекомые без птиц?
Послушайте загадку.
Жук- жужжит, присев на ножки
Спинка – круглая, как ложка
Два крыла – в горошек
И летать, он – может. (божья коровка).
Чем же питается божья коровка? (Божья коровка спасает урожай, так как поедает тлю). А почему ее так назвали, божья коровка? Она что, дает молоко? Просто во время опасности эти бабочки выделяют оранжевый сок и тем самым отпугивают своих врагов. А еще их яркий красный цвет также отпугивает птиц и других насекомых.
Воспитатель читает стихотворение.
-Чистота – здоровье леса, все зависит от него.
Муравей – хозяин леса, защитим давай его.
Рассмотрите внимательно муравья. Какие части тела есть у него? Как вы думаете, какую пользу приносит муравей? (муравьи рыхлят и удобряют почву – питаются соком растений, гусеницами, нектаром цветов, злаковыми). Еще их называют санитарами леса, потому что они очищают лес. А кому еще помогают муравьи? (птицам дроздам). А как? Они чистят им перышки своей кислотой. Какую кислоту выделяет муравей, которая используется в медицинских целях? (муравьиную). А как называют их дом? (муравейник).
- Давайте вспомним, кто спас муху? (комарик). Рассматривают комара. Чем он питается, какую пользу приносят или вред, и кто из них самки или самцы кусаются?
- А от кого спас комарик муху? (от паука). Рассмотреть паука. Что отличает его от других насекомых (восемь ног и восемь глаз). Какую пользу приносит?
А какие еще насекомые приходили к мухе? (дети называют насекомых, воспитатель показывает картинки: таракан, блоха, кузнечик, стрекоза и т. д.).
Вы сейчас увидели множество различных насекомых, что у них общего? (Голова, грудь, брюшко, шесть ног). По каким признакам можно определить, что это насекомое? (у насекомых по три пары ног, три части тела: голова, грудь и брюшко). У некоторых есть крылья.
Насекомые – это часть природы, а ее надо беречь, любить и охранять. Находясь на природе – любуйтесь ею, восхищайтесь и заботьтесь о ней.
Вот и подошло наше путешествие к концу. Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас? (ответы детей).
А мне сегодня понравилось, какие вы были активные, как внимательно меня слушали.