Елена Лапина
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с городецкой росписью»
▼ Скачать +Заказ
Цель: знакомство детей с городецкой росписью.
Задачи:
Образовательные задачи: учить узнавать и называть основные элементы росписи (бутон, листья, розан, купавка, ромашка, учить выполнять узор из ромашек и листьев, закрепить приемы работы кистью (концом кисти, всем ворсом).
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Знакомство с городецкой росписью“» размещена в разделах
Развивающие задачи: развивать художественный вкус, чувство цвета, умение любоваться предметами народного творчества, мелкую моторику, координацию движений, глазомер; Пополнять словарный запас (Городецкая роспись, подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, купавка, ромашка).
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к народным мастерам и народному творчеству.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с одним из народных промыслов - городецкой росписью.
- Мы с вами отправимся на выставку в древнейший русский город – крепость Городец, который стоит на берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода. Там и зародилась городецкая роспись.
- В этом древнейшем городе давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами.
- Послушайте пожалуйста стихотворение:
Утонул в лесах зеленых
Город – сказка – Городец
В нем открыт для всех друзей
Замечательный музей.
Тут и блюда расписные
Что известны в целом мире
Поставцы и сундучки
Коромысла с ведрами,
Доски яркие, цветные
И солонки расписные.
Я всегда, признаться, рада
Съездить в город Городец.
Там в цехах фабричных чистых
Трудится народ – творец.
Розы, травки и купавы
Вырастают из-под рук
Взглянешь – и полюбишь сразу
И изделия, и краски
Словно взятые из сказки.
- Из чего делались все эти поделки? ( Дети: из дерева.)
- Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до посуды. Затем все поделки расписывали.
- Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой.
Существуют три вида композиции в городецкой росписи :
• Цветочная роспись.
• Цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица».
• Сюжетная роспись.
- Цветочная роспись. Этот вид используется чаще всего, он наиболее прост в исполнении. Помимо цветов на работах городецких умельцев можно увидеть характерные листики, в сочетании друг с другом они образуют кустики.
Элементы цветочной росписи :
• розан – самый крупный цветок;
• купавка – самый распространенный цветок в городецком творчестве, если у розана центр приходится на серединку, у купавки он смещен влево или вправо;
• бутон – малый розан;
• роза – дополненный бутон;
• ромашка – многолепестковый цветок, который может быть неожиданного цвета.
- Городецкая роспись, как уже упоминалось, — это роспись по дереву. Но мы с вами начнем учиться рисовать городецкие элементы на бумаге.
Физ. минутка
Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
В стороны руки, ими помашем - это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся покажем руки сомкнули назад,
Встали, встряхнулись, всем улыбнулись
И сели работать опять.
- Ребята мы с вами попробуем сегодня расписать «разделочную доску» с помощью цветочной росписи.
- Рассмотрите доску. Самый крупный цветок это купавка, поменьше это бутоны и листики.
- В росписи используются разные цвета: розовый, красный, синий, голубой, зеленый и белый. Белый цвет наносится сверху на узор – оживляет рисунок.
Раньше предметы расписывались в мастерских. Сейчас это делают художники на фабрике. Сегодня художниками будем мы с вами.
Пальчиковая гимнастика «Дождик-дождик»
Дождик, дождик веселей
Капай, капай, воду лей
На листок, на цветок
Кап-кап-кап.
На дорожку, на лужок
Кап-кап-кап.
Тучка в небе синяя
Самая красивая.
Самостоятельная работа детей.
Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами делали?
Дети: Рассматривали поделки мастеров городецкой росписи.
Воспитатель: Давайте вспомним, что нового мы с вами узнали на занятии?
Дети: Мы узнали, что есть такой знаменитый город Городец. А знаменит он изделиями из дерева, которые всегда пригодятся в хозяйстве – это доски, шкатулки, коромысла, ведра, солонки и другое. Рассмотрели, какие узоры бывают на изделиях, узнали, как они называются и как их правильно рисовать. А потом мы сами превратились в мастеров.
Воспитатель: Чему мы научились?
Дети: рисовать узоры из листочков и бутончиков. Узнали, из чего состоят узоры городецкой росписи (подмалевок, оттеневка, оживка, бутон, розан, листья).
Воспитатель: Что вам понравилось на занятии?
Дети: Всё!
Воспитатель: Вы сегодня очень хорошо поработали, посмотрите, какие красивые доски мы с вами расписали! Вам нравится?
Дети: Да!