Ольга Попова
Конспект занятия «Зеленый покров Земли» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Зеленый покров Земли
Цель: формировать представления о растениях, как живых существах, которые дышат, питаются, размножаются и испытывают боль, сравнивая их с человеком, называть части тела, процессы жизнедеятельности.
Задачи:
— Познакомить с основными группами растений.
— Развивать умение выделять сходства и различия в растениях.
— Обобщить представления о живой и неживой природы.
— Закрепить знания об условиях необходимых для роста растений (земля, вода, свет, тепло).
Публикация «Конспект занятия „Зеленый покров Земли“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Покров день. 14 октября
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
— Активировать и обобщить словарный запас путем введения новых слов - название растений и их части.
— Воспитывать бережное отношение к растениям.
— Закрепить знания о пользе растений для человека.
Предварительная работа:
— Рассматривание деревьев на территории детского сада (кора, листья, запомнить названия.
— Наблюдение за растениями на территории детского сада.
— Чтение художественной литературы о растениях, о лесе.
— Разгадывание загадок о деревьях и травах.
— Рассматривание иллюстраций о растительном мире.
Оборудование: картины, репродукции, иллюстрации, библиотека книг о растениях, карточки - картинки с видами растений, мяч, аудио запись.
Ход занятия
Воспитатель: Наша планета- это удивительный, чудесный мир. Есть горы и моря, леса и степи, города и сёла. Всё, что нас окружает, называется природой. Задолго до того, как появились люди, на Земле уже были растения. Без растений не могло бы выжить ни одно существо. Люди, а так же многие животные, птицы, насекомые употребляют растения в пищу. Летом, если хочется отдохнуть или укрыться от жаркого солнца или дождя, можно спрятаться в тени, раскидистой кроны деревьев. А в летний денек так приятно пробежаться босиком по траве. Но самое главное – растение выделяет кислород, который нужен человеку и животным для дыхания. Растения на Земле встречаются повсюду. Может кто-нибудь из вас слышал такое выражение: «Растения – зелёная одежда Земли». Они образуют луга, поля, леса. И именно зелёный наряд делает нашу планету удивительной.
Давайте встанем в круг (включить запись «Звуки природы. Лес», закроем глаза и представим, что мы на лугу босиком, под ногами мягкая трава, вокруг цветущие травянистые растения. Над головой шумит листва, пахнет свежестью.
Воспитатель: Теперь садитесь на свои места и отгадайте загадку:
«Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает» (дерево)
— Как дерево может весной веселить? (мы рады первой листве)
— Как дерево летом холодит? (под тенью деревьев прохладно)
— Как дерево осенью питает? (используем плоды)
— Как же дерево может зимой согревать? (печи топят дровами)
— Какие деревья вы знаете? (ответы детей)
— Давайте поиграем.
Д/игра «Какой лист? Какой плод?»
Лист берёзы — берёзовый;
Лист рябины — рябиновый;
Лист дуба — дубовый;
Лист тополя — тополиный;
Лист клёна — кленовый.
Шишка сосны — сосновая;
Шишка ели — еловая;
Ягоды рябины — рябиновые и т. д.
Воспитатель: А теперь встанем в круг и передавая мяч друг другу называем, какие деревья растут на территории нашего сада. (рябина, ель, береза, клен, липа, тополь, яблоня)
Д/игра «Один — много»
Клен — клены
Тополь — тополя
Осина — осины
Дуб — дубы
Липа — липы
Береза — березы
Ива — ивы
Рябина — рябины
Ель — ели
Сосна — сосны
Воспитатель: Молодцы! Скоро распустятся почки на деревьях, появятся клейкие листочки. Как назовем такие деревья? (лиственные) (на доске выставляем иллюстрации с этими деревьями)
— А какие деревья круглый год зеленые? (ель, сосна, кедр). Как назовем эти все деревья? (хвойные) (на доске выставляем иллюстрации с этими деревьями)
— А деревья, которые растут в саду и после цветения на них появляются плоды? (плодовые) (на доске выставляем иллюстрации с этими деревьями)
Д/игра «Угадай?»
Воспитатель называет деревья. Дети должны угадать, если лиственное - руки поднять вверх и покачать, если хвойное - опустить руки вниз и внизу покачать, если плодовое - руки вынести вперед.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что дерево чем-то похоже на человека. Чем? Оно растет, как и человек из зернышка. (на доске выставляем строение дерева) Ноги у человека - у дерева это корни. Туловище у человека, у дерева это ствол. Руки у человека, у дерева это ветки. Дерево дышит через листья, кору и корни. Питается через корни и листья. Значит дерево - живое. Где растут деревья? (лес, сад, роща, парк)
Физминутка «Клен»
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз – наклон и два наклон,
Зашумел листвою клен.
Ноги на ширине плеч, руки за головой. Наклоны туловища влево и вправо.
Воспитатель: Вспомните, а какие еще растения есть на территории детского сада?
Загадка:
Не дерево он не трава.
В огне горит он, как дрова.
Шумит листвой, растёт, цветёт.
Паук меж веток сеть плетёт.
Когда ломают, слышен хруст,
Боль чувствует, хоть он и. (куст).
Д/игра «Назови кустарник»
(Дети встают в круг. Передавая мяч называют знакомые кустарники)
Д/игра «Дерево - кустарник»
На столе лежат картинки. Надо собрать деревья в зеленый обруч, а кустарники - в желтый обруч.
Воспитатель: Как вы думаете, чем отличается дерево от кустарника? (на доске иллюстрация дерева и куста) (ответы детей)
— А какие сходства? (ответы детей)
— Кустарники, как деревья растут из земли, их держат корни, на веточках появляются почки - зеленые листочки, цветочки. Когда цветочки отцветают на одних кустарниках появляются семена, на других - плоды.
Воспитатель: Отгадайте загадки: (после отгадывания выставляются иллюстрации)
Тонет куст в цветах махровых,
Словно в облачках лиловых.
В яркий теплый майский день
Глаз наш радует. (сирень)
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина)
Куст роскошный у крылечка,
В мае он у нас цветет.
Запах от его цветочков
Волшебством идет.
Ни калина, ни шиповник
И совсем не тмин.
Пахнет ароматом нежным
Кустик тот. (Жасмин)
Я кустарником расту,
Цветом розовым цвету.
У меня красны плоды,
А на веточках – шипы.
Плоды летом собирают
И сухими сохраняют,
Чтоб потом их заварить
И отвар целебный пить. (шиповник)
Низок да колюч,
Сладок, не пахуч.
Ягоды сорвешь-
Всю руку обдерёшь. (крыжовник)
Воспитатель: Вот мы с вами еще раз убедились, что после цветения появляются семена и плоды.
Физминутка «Станем мы деревьями».
Станем мы деревьями сильными, большими. Ноги на ширине плеч
Ноги – это корни, их поставим шире.
Чтоб держали дерево, падать не давали. Ставят один кулак на другой.
Из глубин подземных воду доставали. Наклоняются, складывают ладони чашечкой.
Наше тело – ствол могучий, Проводят ладонями вдоль тела вниз.
Он чуть-чуть качается. Покачиваются из стороны в сторону.
И своей верхушкой острой Складывают ладони шалашиком.
В небо упирается. Поднимают соединённые руки над головой.
Наши руки – ветки, крону образуют. Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны, смыкают.
Вместе им не страшно, если ветры дуют. Качают головой. Качают поднятыми руками.
Воспитатель читает загадку:
На лугу растёт она
Высока и зелена.
С лугом простится,
В сено превратится. (трава)
— Травянистые растения первыми просыпаются весной. Они растут везде: в лесу, в поле, на лугу, в саду, у дороги. (на доске выставляем строение растения)У каждого травянистого растения есть корень, стебель, листья, цветы. Травянистое растение сочное, так как внутри стебля течет сок.
Д/игра «Назови траву»
(Дети встают в круг. Передавая мяч называют знакомые травы) Подорожник, зверобой, крапива, клевер.
Воспитатель: Осенью стебли отмирают, а корни остаются в земле. Семена растений разносят ветер и птицы.
— Вот мы с вами поговорили о растениях. Они делятся на три группы. Какие? Древесные, это деревья. Кустарниковые, это кусты. Травянистые, это травы.
Деревья, кусты и трава - это живая природа. Все эти растения живые. Они дышат, вдыхая воздух, который загрязняют машины и заводы. А выдыхают чистый кислород, необходимый для жизни людей и животных.
— Что нужно растениям для роста? (почва, свет, тепло, вода)
— Помимо красоты растения дарят людям незаменимую пользу. Дают кислород. Деревья используют в качестве стройматериала, топлива и для декоративного искусства. Из деревьев делают игрушки и бумагу. Многие растения являются универсальными целителями и применяются в быту и медицине. Вспомните, как летом, когда мы падаем, то к ране прикладываем подорожник. Он останавливает кровь. Цветы липы и ягоды малины нам помогают при кашле.
— Помните: Чтобы природа нас всегда радовала, мы должны о ней заботиться. Если бы исчезли все растения, то не стало бы жизни на Земле. Планета была бы мертвой.
— А сейчас давайте сядем за столы, где уже лежат карандаши и листы, и нарисуем растения.
Дети рисуют природу. После из работ составляем коллаж.