Ряполова Пелагея
Конспект НОД в старшей группе «Подземные богатства Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека.
Задачи:
- познакомить с внешним видом полезных ископаемых, c их свойствами.
- познакомить с полезными ископаемыми региона.
-расширять знания об использовании полезных ископаемых человеком.
-закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.
-развивать любознательность, логическое мышление, речь, интерес к природным ресурсам.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Подземные богатства Земли“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Полезные ископаемые. Подземная кладовая Земли
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
-воспитывать чувство гордости за свой родной край.
Материалы и оборудование: коллекция полезных ископаемых, материалы для проведения опытов, игрушка "Динозаврик". Доска.
1 Введение игрового момента.
Ребята, к нам в гости пришел «Динозаврик». Он говорит, что ему очень стыдно и обидно он не знает, что такое полезные ископаемые.
Мы поможем «Динозаврику». А как?
Дети: - Мы расскажем ему про полезные ископаемые.
Воспитатель: - Чтобы узнать о каких полезных ископаемых мы будем сегодня говорить нужно отгадать загадки.
2 Ход НОД
1 Очень прочен и упруг
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
Дети: -Гранит.
Воспитатель: -Какую пользу приносит гранит?
Дети: -Он используется в строительстве. (Слайд №1)
2. Без нее не побежит
Ни автобус ни такси,
Не поднимется ракета
Отгадайте что же это.
Дети: - Нефть.
Воспитатель: - Что изготавливают из нефти?
Дети: - Бензин, пластмассы, моющие средства, лекарства.
Воспитатель: - У нас в Омской области открыты месторождения нефти. В Тевризском районе – Крапивенское месторождения. А еще Ягыл-яхтенское, Прирахтовское, Тайтимское. (Слайд№2)
3. Он несет в дома тепло
От него кругом светло
Помогает плавить стали
Делать краски и эмали
Черный, блестящий –
Труженик настоящий.
Дети: - Уголь.
Воспитатель: - Какую пользу он приносит людям?
Дети: - Это топливо.
Воспитатель: - В Омской области обнаружили бурый уголь, но добывать проблематично залегает тонкими пластами. (Слайд№3)
4. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу,
Она понадобиться сразу.
Дети: - Глина.
Воспитатель: - Для чего она используется?
Дети: - Из нее делают посуду, кирпичи, косметику (голубая глина).
Воспитатель: - В Омской области, в Горьковском районе обнаружено месторождение голубой глины. (Слайд№4)
5. Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением.
Дети: - Торф.
Воспитатель: - Какую пользу он приносит?
Дети: - Это топливо и удобрение.
Воспитатель: - В Омской области обнаружено 298 месторождений торфа в Знаменском районе, Тевризском, Тюкалинском, Большереченском. (Слайд№5)
6. Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе,
Сам он удобрения.
Дети: - Известняк.
Воспитатель: - Где используют известняк?
Дети: - Используют в строительстве. Из него делают мел.
7. На кухне у мамы
Помощник отличный
Он синим цветком расцветает от спички.
Дети: - Газ.
Воспитатель: - Чем полезен газ?
Дети: - Это топливо, которое обогревает жилище.
Воспитатель: - В 1971 году у нас в Тевризском районе открыто месторождение природного газа. С 1998 года началась добыча природного газа. (Слайд№6)
8. Не зря она варилась
В доменной печи
На славу получились
Ножницы, ключи.
Дети: - Это руда.
Воспитатель: - Что делают из руды?
Дети: - Ножницы, гвозди, рельсы, магнит. (Слайд№7)
9. Он очень нужен детворе
Он на дорожках во дворе
Он и на стройке и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже.
Дети: - Песок.
Воспитатель: -Где используют песок?
Дети: - В строительстве.
Воспитатель: -В 2014 году в Омской области разведано 37 месторождений песка – промышленного значения. Также имеются запасы стекольных песков, Самсоновского и Тарского месторождения. (Слайд№8)
Физкультминутка.
«Твердое, жидкое, газообразное»
Если воспитатель называет твердое дети становятся в круг, взявшись за руки.
Жидкое- двигаются друг за другом- ручейки.
Газообразное – разбегаются. (Гранит-газ-уголь- нефть-железо)
Воспитатель: - Вот какой, богатый наш край! А чтобы уметь пользоваться богатствами нашей Земли – их изучают и исследуют.
- Кто изучает полезные ископаемые?
Дети: - Исследователи.
- Давайте представим, что мы с вами исследователи. А это наша научная лаборатория, где мы будем исследовать богатства нашего края.
- Предлагаю детям взять карточку-символ ископаемого и подойти к тому столу, где ископаемое лежит для исследования.
- С чего начнем наше исследование?
(Проверяем твердость, хрупкость, сыпучесть, оставляет ли след, цвет, тонет или растворяется.
Эксперимент №1 положить кусочек угля в воду, ударить молоточком, начертить на бумаге. Какой он?
Выводы: он черный, блестит на солнце, твердый, тонет в воде, при ударе распадается, оставляет следы. Основное свойство горючесть.
Эксперимент №2 предлагаю обратить внимание на мел. Дети рисуют, бросают в воду, ломают.
Выводы: он бывает разного цвета, ломкий, раскалывается, размокает, он оставляет следы, можно рисовать.
Эксперимент№3 глину дети рассматривают, ощупывают, бросают в воду.
Выводы: глина мягкая, из нее можно лепить, она плохо пропускает воду.
Эксперимент№4 песок дети рассматривают, насыпают в воду, дуют через трубочки, лепят.
Выводы: песок сухой, сыпучий, из сырого можно лепить, но при высыхании постройка ломается, хорошо пропускает воду.
Эксперимент №5 дети рассматривают соль, пробуют на вкус, бросают в воду, из чего состоит, раскалывают молоточком.
Выводы: соль белая на цвет, соленая, хрупкая, состоит из кристаллов, нужна для приготовления пищи.
Рефлексия.
- Ребята, назовите полезные ископаемые?
- Где используют песок, уголь, гранит, глину?
- Какие жидкие полезные ископаемые вы знаете?
- Какие знаете газообразные полезные ископаемые?
- Для чего нужны полезные ископаемые?
- А нужно ли беречь их?
- Ребята, мы все рассказали «Динозаврику» про полезные ископаемые?
- Молодцы! Спасибо!