Папки-передвижки

Конспект занятия в старшей группе «В стране шахматных чудес»

Наталья Азоркина
Конспект занятия в старшей группе «В стране шахматных чудес»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель:

познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к игре в шахматы.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить детей ориентироваться на плоскости, познакомить с названиями шахматных фигур;

Развивающие:

2. Развивать у дошкольников мышление, память, наблюдательность, внимание.

Интеграция образовательных областей:

социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Форма организации: фронтальная.

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „В стране шахматных чудес“» размещена в разделах

Оборудование:

Шахматная доска и шахматные фигуры; магнитная шахматная доска и фигуры; кубик-мякиш (20 х 20) с изображением шахматных фигур для игры : «Шахматный кубик»; 12 домиков из картона с изображение шахматных фигур для игры : «Шахматные домики»; костюм «Волшебника»; волшебная палочка; «Ковёр-самолет» - шахматная доска изготовленная из ткани (200 х 200 мм).

Предварительная работа:

Чтение сказки «В стране шахматных чудес»; наблюдение за игрой старших дошкольников; рассматривание шахматной доски и шахматных фигур; игры: «Найди похожую фигуру», «Что изменилось», «По росту».

Ход занятия:

Волшебник стоит на шахматном ковре - самолёте. Звучит музыка, заходят дети.

Волшебник: «Здравствуйте ребята!»

Дети: «Здравствуйте!»

Волшебник: «Вы узнали меня?».

Дети: Да.

Волшебник: Правильно, я, добрый Волшебник (кланяется, из очень удивительной страны! Ребята, а как вы думаете из какой?

Дети: Увлекательной, волшебной, загадочной, далёкой, шахматной.

Волшебник: «Какие вы молодцы. Хотите со мной отправиться в необыкновенное путешествие в моё шахматное королевство».

Дети: Да!

Волшебник: «А вот и мой необычный ковёр-самолёт, он тоже волшебный, садитесь на него скорее, (звучит музыка) держитесь крепко, начинается отчет 1-2-3-4-5 пуск, Полетели. Ой, ребята, как интересно вокруг. Что вы видите справа?»

Дети: Шахматы

Волшебник: «А теперь посмотрите налево, что вы видите?».

Дети: Шары с фигурами.

Волшебник: «А теперь держитесь крепко, наш ковёр-самолёт приземляется. Добро пожаловать в моё царство – государство».

(Приземляются, выходят, садятся на стульчики).

Волшебник: «Проходите на мою шахматную поляну, рассаживайтесь».

Волшебник: «А сейчас послушайте интересную историю про игру в шахматы».

(Под музыку Волшебник рассказывает историю – легенду про шахматного «Мудреца»).

Волшебник: «Когда – то давным-давно, на месте старинного шахматного королевства жил король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого Черный Королевич. Так их прозвали потому, что один любил одеваться в белый кафтан, а другой – в черный.

Вскоре старый король умер.

После смерти отца королевичи стали делить королевство. Но не поделили, разругались и пошли друг на друга войной.

Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать. Тогда - то и появился старый престарый Мудрец и сказал : «Я знаю одно надежное средство, которое может двух братьев померить. Достал Мудрец из котомки доску, поделенную на одинаковые белые и черные клеточки – квадратики и стал расставлять на ней забавные фигурки. В первом ряду по углам разместил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил пешки.

Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич, молвил Мудрец, указывая на белые фигуры.

А где же армия брата? – спросил Белый Королевич.

И мудрец достал из котомки другие фигурки, только черного цвета, расставил их на противоположной стороне. По углам поставил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил в ряд пешки.

Вот твоя шахматная армия, Чёрный королевич, молвил Мудрец, указывая на чёрные фигуры.

Братья раскрыли рты от изумления и стали расспрашивать Мудреца про диковинную армию, про игру.

Эта игра называется «шахматы». Она так интересна и увлекательна, что, начав играть, вы забудете про ваши раздоры.

И стал Мудрец обучать Королевичей этой мудрой игре. И с тех пор королевичи жили дружно и сражения устраивали только на шахматной доске».

Волшебник: «Вот и подошла к концу наша история про шахматную игру. Ребята, понравилась вам эта сказка? Кто вам понравился в этой сказке больше всех, и почему?»

Дети: «Мудрец, он придумал шахматы, помирил Королевичей, не стало войны, не попросил за это награду».

Волшебник: Вы внимательно слушали историю про шахматы, но для того чтобы наше путешествие было увлекательным я предлагаю сделать небольшую физкультурную минутку, чтобы восстановить наши с вами силы. Встаём и слушаем меня внимательно, повторяем за мной.

Физкультурная минутка:

А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну - ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом (вращение головой)

3- 4, приседаем,

Наши ножки разомнём. (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души.

Волшебник: «Какие, вы молодцы были замечательными пешками. Ребята, а вы хотите познакомимся с обитателями шахматного королевства и научится играть эту удивительную и увлекательную игру?»

Дети: Да…

Волшебник: Только сразу скажу, что эта игра для упорных, настойчивых, кто умеет внимательно слушать. А вы сможете?

Дети: Да, сможем…

Волшебник:

«На квадратиках доски

Короли свели полки

Нет для боя у полков

Ни патронов, ни штыков».

Волшебник: «Все шахматные игры устраиваются на доске, но не простой, а шахматной (рассматривают шахматную доску). Ребята, а какие бывают шахматные доски, как вы думаете?»

Дети: «Деревянные, большие, маленькие, магнитные».

Волшебник: «А на, что похожа шахматная доска

Дети: «На торт, на шашечки у такси».

Волшебник: «А, что вы видите на доске?»

Дети: «Она поделена на одинаковые квадратики, они чередуются по цвету: белые – черные».

Воспитатель: «Белые и черные необычные квадраты – это поля. И сейчас мы устроим парад шахматных фигур. Ой, ребята, каждая фигура в шахматном королевстве имеет свое место на поле и может гулять только по своей дороге».

Волшебник: (показывает каждую фигуру, ставит Короля на своё место, а остальные фигуры расставляют дети сами или с помощью Волшебника (воспитателя).

Знакомьтесь – это Король!

Король всех главней, всех важней,

Нет в шахматном войске важнее вождей!

Знакомьтесь – это Ферзь!

Чёрный Ферзь – свой любит цвет.

Для белого – нет цвета белого милей.

Другого правила здесь нет:

Напротив друг друга поставим их смелей.

Знакомьтесь – это Ладья!

Эта башня боевая

Неуклюжа, но сильна.

Шаг тяжелый у Ладьи,

В бой её скорей веди!

Знакомьтесь – это Конь!

Прыгнет Конь, Подковы звяк!

Необычен каждый шаг:

Буква «Г» и так и сяк.

Получается зигзаг.

Знакомьтесь - это Слон!

Если Слон на белом поле

Встал вначале (не забудь)

Он другой не хочет доли-

Знает только белый путь.

А когда на поле чёрном

Слон стоит, вступая в бой,

Ходит, правилам покорный,

Чёрной тропкой Слон такой.

До конца игры Слоны

Цвету одному верны.

Знакомьтесь – это пешка!

Мы - шахматные Пешки,

В бою не любим спешки.

Шагаем лишь вперёд,

Назад не знаем ход.

За нами «офицеры»,

За нами Короли,

Ладьи и «королевы»,

И конные полки.

Волшебник: «Какие вы молодцы, быстро и правильно справились с заданием. Вы узнали название шахматных фигур и их расположение на шахматной доске».

Волшебник: «Ребята, посмотрите какие в моём царстве есть необычные домики, хотите с ними поиграть?»

Дети: «Да, хотим».

Волшебник: «1-2-3- быстро домик свой займи».

Происходит игра «Шахматные домики».

Домики лежат на столе или на полу.

Предложить детям расставлять фигуры в домики.

Если домик найден неверно. Просто скажите «Это домик для пешек, а у тебя в руке ладья. Где же домик для ладьи?»

Волшебник: «Молодцы, ребята, вы отлично справились. Мы с вами поиграли, находили свой домик для каждой фигуры. А сейчас закройте глазки, «Кубик – Кубик покатись и ребятам покажись» (глаза открывают, на полу лежит кубик). Ребята, а что это?

Дети: «Кубик с шахматными фигурами».

Волшебник: «Правильно, молодцы. Это кубик не простой, он предназначен для игры с вами. Поиграем?»

Дети: Да, поиграем.

Волшебник: «Тогда слушаем правила игры: «Шахматный кубик».

Кидаем кубик, выпадет одна фигура. Ее нужно найти и (по мере возможности ребенка) поставить на деревянную шахматную доску правильно».

Волшебник: «Молодцы. Я, думаю из вас мудрые шахматисты получатся.

Если зря не зазнаваться.

Каждый день тренироваться:

Бегать, прыгать, в шахматы играть –

Сильным шахматистом можно стать

Волшебник: «Вам понравилось в моём сказочном царстве?»

Дети: Да, понравилось!

Волшебник: Впереди нас ждут встречи с обитателями моего сказочного царства. А сейчас нас ждёт путешествие домой. Приглашаю вас на наш ковёр-самолёт, занимайте свои места, мы возвращаемся домой. 5-4-3-2-1- Полетели!

Волшебник: «Вот и закончилось наше с вами путешествие. Мне было с вами весело и очень интересно, но я должен спешить меня ждут другие дети чтобы отправиться в моё сказочное царство, но я к вам обязательно вернусь. И в знак нашей дальнейшей дружбы и память о нашем путешествии Я хочу вам подарить эти небольшие сувениры (раздаёт подарки). До свиданье, до новых встреч».

Публикации по теме:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Страна чудес»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Страна чудес» Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Страна Чудес» Воспитатель: Тибейкина Л. М Программное содержание:.

Конспект интегрированного занятия «В стране загадок» в старшей группе Конспект интегрированного занятия в старшей группе По теме: «В стране загадок» Программное содержание: 1. уточнить и обобщить знания детей.

Конспект занятия по обучению игры в шахматы «Начальное положение шахматных фигур. Ферзь любит свой цвет» Конспект по непосредственно образовательной деятельности Обучение игре в шахматы, шахматы На тему: «Начальное положение шахматных фигур.

Конспект занятия «Повторение. Шахматные понятия, ходы шахматных фигур». 2-й год обучения, 1 занятие Конспект занятия по дисциплине «Обучение игре в шашки, шахматы» (2-й год обучения) Подготовила: Шарапова А. С. Дата проведения: 19.09.18.

Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе «Осенний лес полон звуков и чудес» Конспект открытого музыкального занятия в старшей группе «Осенний лес полон звуков и чудес Тип занятия: тематическое, комплексное, сюжетно-игровое.

Конспект открытого занятия по ФЭМП «Путешествие на остров чудес» в старшей группе Воспитатель Мельник Ольга Николаевна Цель: сформировать у детей старшего дошкольного возраста пространственно-временные представления через.

Конспект занятия по математике на тему «Геометрические фигуры» в форме игры «Поле чудес» в старшей группе Геометрический конкурс Задачи. Развивать наблюдательность. Сообразительность. Умение использовать в речи геометрические термины; учить.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Лаборатория чудес. Молоко: его качества и свойства» Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе: «Лаборатория чудес. Молоко: его качества и свойства» Цель: Развивать.

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по стране Экономика» Конспект занятия в старшей группе «Путешествие по стране «Экономика» Цель: познакомить дошкольников как правильно, бережливо и с прибылью.

Конспект занятия по обучению игре в шахматы на тему «Начальное положение шахматных фигур» Обучение игре в шахматы, шахматы На тему: «Начальное положение шахматных фигур». Подготовила: Гайсина Гульшат З. Дата проведения: 15.12.18.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «В стране шахматных чудес»
Опубликовано: 23 февраля 2019 в 21:14
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия в старшей группе «В стране шахматных чудес»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Азоркина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД