Шарапова Алена
Конспект занятия «Повторение. Шахматные понятия, ходы шахматных фигур». 2-й год обучения, 1 занятие
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по дисциплине «Обучение игре в шашки, шахматы»
(2-й год обучения)
Подготовила: Шарапова А. С.
Дата проведения: 19.09.18.
Тема: «Повторение. Шахматные понятия, ходы шахматных фигур».»
Публикация «Конспект занятия „Повторение, Шахматные понятия, ходы шахматных фигур“, 2-й год обучения, 1 занятие» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Цель: повторение шахматных понятий (вертикаль, горизонталь, диагональ, повторение ходов шахматных фигур. Введение понятия шахматная «партия».
Задачи:
Обучающие : повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур с помощью дидактических игр, активизировать мыслительную деятельность. Ввести шахматное понятие – партия.
Развивающие: развивать пространственную ориентацию на шахматной доске, логическое мышление; развитие тактильного восприятия, внимания.
Воспитательные: прививать интерес и любознательность к игре в шахматы.
Оборудование: демонстрационная доска с магнитными фигурами, комплекты шахмат, геом. фигуры, слова на карточках, доска расчерченная в клетку.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Здравствуйте! Сегодня к нам на урок пришли гости, которые хотят научиться играть в шахматы. Мы знаем, что эта игра не простая и не легкая. Скажу больше, что это не игра, а вид спорта, где нужно прикладывать не физические данные, а умственные способности.
Поэтому, даю всем установку внимательно слушать, отвечать на вопросы и выполнять задания.
Есть у нас еще одна гостья. Это царица всех интересных настольных игр.
У нее необычное имя, которое нужно разгадать.
Имя у нее непростое.
Этим словом называлась в древности игра, которая сейчас называется - шахматы. В переводе, слово чатуранга означает – четыре части.
Действительно, в древности в эту игру играли четыре человека.
2. Мотивация учебной деятельности.
Царица Чатуранга пришла не с пустыми руками, она принесла много заданий, которые нам необходимо выполнить.
А задания вы будете выбирать сами, определив правильно геометрическую фигуру. Если мы справимся со всеми заданиями, то в конце урока сможем составить шахматную пословицу и определить ее смысл.
(Один в поле не воин).
Итак, назовите фигуру. Не синяя, не красная и не круг (зеленый квадрат).
Здесь дано задание.
3. Применение знаний и умений в новой (игровой) ситуации.
1. Ответь правильно. (Дети по очереди читают и отвечают на вопросы слайда)
- Какого цвета поля на шахматной доске? (белое и черное)
- Что следует за белым полем на шахматной доске? (черное поле)
- Что следует за черным полем на шахматной доске? (белое поле)
- Сколько всего полей на шахматной доске? (64)
- Сколько белых полей? (32)
- Сколько черных полей? (32)
В поле много есть дорожек.
Будь и смел, и осторожен.
Вверх и вниз пойдешь – это. (вертикаль,
Вправо-влево - … (горизонталь).
А с угла на угол, вдаль
Нас ведет … (диагональ)
- Построй из квадратов вертикальную дорожку, горизонтальную (построение на столе)
- Сколько вертикальных, горизонтальных дорожек на шахматной доске?
- Сколько полей содержит самая длинная диагональ (8, самая короткая (2).
Следующее задание Чатуранги: мы знаем, что она лишняя. Почему лишняя? (желтый круг)
2. Игра «Узнай шахматную фигуру за спиной».
Дети угадывают на фигуру, когда воспитатель называет ее признаки.
Игра «Волшебный мешочек».
Достать из мешочка заданную фигуру.
Следующая фигура с заданием : красная, но не квадрат. (красный треугольник).
3. «Парад шахматных фигур»
Доскажи словечко.
Белый отряд, черный отряд,
Друг против друга два войска стоят.
Строгий порядок в отряде одном.
Точно такой же порядок в другом.
В каждом отряде - сам погляди –
Оба угла занимают … (ладьи)
Рядом с ладьями … (кони) видны.
Рядом с конями встали. (слоны)
Кто ж в середине - … (ферзь и король)
Самые главные в войске своем.
- Все фигуры стоят на своем месте.
- Перед построением фигур проверяем правильное расположение шахматной доски.
Доску правильно клади,
На углы всегда гляди,
Чтоб у правого угла
Клетка белая была!
- Ферзь любит свой цвет.
-Именно с этого положения начинается любая настоящая шахматная партия, т. е. игра в шахматы.
Запомните, дети, шахматы – командная игра, в которой все фигуры должны играть дружно, в команде, защищая и помогая друг другу!
-Ход начинают белые фигуры.
-Какие фигуры могут пойти первыми в начальной шахматной партии? (пешка, конь)
-Как они движутся по шахматной доске?
(Конь - прыг-скок и вбок)
4. Физминутка:
Чёрно-белые поля - (Шагают на месте)
Дружно встали у меня – (остановились)
Тут ферзь- (хлопают)
Здесь два коня – (топают)
Защищайтесь от меня! –(разбегаются по напольным клеточкам).
Игра "Чьи следы" (показ слайдов)
А вот и последнее задание шахматной царицы Чатуранги. Как она и обещала выполнив все задания узнаем пословицу.
Один в поле не воин.
- Что она означает?
+ Нужно играть дружно, помогая друг другу. Работать, учиться играть в команде. И тогда все у нас получится и будет хорошо.
Человек в одиночку мало что может, как одинокий солдат на войне. Для важных дел ему нужен коллектив, нужна помощь других людей.
5. Рефлексия.
- Думаю, Чатуранге понравилось наше занятие.
В дальнейшем, когда мы четко научимся передвигать фигуры, пригласим ее на шахматную партию, чтобы показать свои способности и знания.
- А теперь я хочу знать, ваше мнение о нашем занятии.
Если вам что-то непонятно – поднимите левую руку,
Если вам понравилось, и вы все поняли, поднимите правую руку.
Если вам нравится сама игра и вы хотите играть в шахматы поднимите обе руки.
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться,
Думать, размышлять, играть-
Сильным шахматистом можно стать.
- Молодцы! И мне были понятны ваши ответы! Поэтому говорю вам спасибо за ваше старание, внимание на уроке и ставлю хорошие отметки.