Гульшат Гайсина
Конспект занятия по обучению игре в шахматы на тему «Начальное положение шахматных фигур»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение игре в шахматы, шахматы
На тему : «Начальное положение шахматных фигур».
Подготовила: Гайсина Гульшат З.
Дата проведения: 15.12.18
Цель: познакомить с начальной позицией шахматных фигур.
Задачи:
Обучающие :
Публикация «Конспект занятия по обучению игре в шахматы на тему „Начальное положение шахматных фигур“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Положение конкурса. Образцы положений
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
-выработать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры;
-выработать навык работы с шахматной доской;
-показать связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур
-научить расставлять начальную позицию;
Развивающие:
-способствовать развитию памяти, внимания;
-развить логическое мышление;
-развить творческую активность;
Воспитательные:
-воспитать навыки работы в коллективе;
-выработать навык работы в обучающей игре;
Оборудование: шахматные доски с фигурами; демонстрационная доска; картинки с изображением;
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, рада вас видеть на занятии.
А теперь всем детям встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Отдохнули все немножко (наклониться вперёд и покачать руками)
И отправились в дорожку. (шаги на месте или по кругу)
2. Мотивационная игра. «Шахматные фигуры».
Сейчас я предлагаю вам вспомнить, какие у нас есть шахматные фигуры.
Я вам бросаю мяч, вы ловите и отвечаете.
Как вы думаете, о чем сегодня будет идти речь на занятии. Для того, чтобы нам узнать, давайте отгадаем загадку.
Вся в квадратах — белых, чёрных —
деревянная доска,
а ряды фигур точёных —
деревянные войска.
Люди их передвигают,
коротают вечера,
интересная игра!
Тут ферзи, слоны отважны,
мчатся поперёк и вдоль,
и, совсем как в сказке, важный
возвышается король.
Тут герои в каждом войске,
и выходит рать на рать
хитроумно и геройски
воевать и побеждать!
(Шахматы)
-А сейчас давайте поиграем и вспомним все то, что мы изучили на прошлом занятии.
3. Повторение пройденного материала.
Игра «Ребусы»
Какие шахматные фигуры спрятались в словах : Коньки, спешка, оладьи, заслонка.
Вычеркни все одинаковые буквы из слов: БАС, БАЛ, КОН, БАК и из оставшихся букв назови шахматную фигуру (СЛОН).
КОФЕ-КО+ГРЯЗЬ-ГЯ = ФЕРЗЬ.
Рифма-обманщица:
- Знают Пашка, Иришка и Кешка
Нет фигуры важнее чем… (ферзь)
-Буквой Г он ходит браво
И налево и направо,
Ту фигуру знаю я
И зовут ее… (конь)
-Знает любой в нашей квартире
Ферзей на доске ровно… (два)
-Советую запомнить всем
Полей в горизонтали ровно…
4. Объяснение нового материала.
-Перед каждой шахматной игрой, партией, шахматные фигуры на доске занимают одни и те же места. Такая расстановка фигур называется начальным положением, или начальной позицией. При этом фигуры ставятся на шахматные поля посередине шахматных полей.
(Учитель около демонстрационной шахматной доски. Под рукой комплект шахматных фигур (32 фигуры). Перед учениками на партах шахматные доски, около которых в беспорядке стоят шахматные фигуры)
- Ладьи в начальном положении стоят по углам, на угловых полях:
"Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят"
(учитель ставит белые ладьи на крайние поля первой горизонтали, на крайних полях последней горизонтали устанавливает черные ладьи)
- Дети, расположите свои ладьи на своих досках.
(слова учителя повторяют хором)
-Продолжаем расставлять фигуры :
"Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей"
-Хором повторяем слова и расставляем своих коней.
-Расставляем слонов:
"Меж коней заключены
Наши славные слоны".
-Расставьте своих слонов со словами на шахматной доске.
-На первой и последней горизонталях незанятыми остаются по два поля.
"И еще два поля есть,
А на них король и ферзь".
Запомните правило: ферзь любит свой цвет! Белый ферзь- на белой клетке, черный ферзь- на черной клетке.
- А как же пешки располагаются на шахматной доске?
(белые пешки расставляются на вторую горизонталь, а черные пешки – на предпоследнюю, прикрывая своим строем остальные фигуры)
"А теперь без спешки
Идут на место пешки".
-Повторите все хором слова и расставьте свои пешки.
(у каждого ребенка на доске должно стоять точно такое же положение, затем дети снимают все фигуры со своих досок и заново расставляют начальную позицию)
5. Развивающее задание.
Расстановка шахматных фигур.
Игра «Да – нет»
Воспитатель говорит какую-либо фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит на угловом поле" и – бросает одному из учеников мяч. Если утверждение верно, то мяч следует ловить.
6. Итог занятия. Рефлексия.
Сколько в начальном положении на доске белых пешек, ладей, слонов,
коней, ферзей, королей? черных пешек, ладей, слонов, коней, ферзей,
королей? (8, 2, 2, 2, 1, 1.) и т. д.
Если вы не испытывали затруднений на занятии возьмите веселый смайлик, если были затруднения, возьмите простой смайлик, если вам было совсем сложно и вы не справились с заданиями, которые были на занятии, то возьмите грустный смайлик.