Шарапова Алена
Конспект занятия по обучению игры в шахматы «Начальное положение шахматных фигур. Ферзь любит свой цвет»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по непосредственно образовательной деятельности
Обучение игре в шахматы, шахматы
На тему: «Начальное положение шахматных фигур. Ферзь любит свой цвет».
Подготовила: Шарапова А. С.
Дата проведения: 15.11.18
Цель: познакомить с начальной позицией шахматных фигур.
Задачи:
Обучающие :
-выработать навык узнавать и правильно называть шахматные фигуры;
Публикация «Конспект занятия по обучению игры в шахматы „Начальное положение шахматных фигур, Ферзь любит свой цвет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Положение конкурса. Образцы положений
- Цвет, изучаем цвета. Конспекты занятий
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Шахматы. Конспекты шахматных занятий
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
-выработать навык работы с шахматной доской;
-показать связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур
-научить расставлять начальную позицию;
Развивающие:
-способствовать развитию памяти, внимания;
-развить логическое мышление;
-развить творческую активность;
Воспитательные:
-воспитать навыки работы в коллективе;
-выработать навык работы в обучающей игре;
Оборудование: шахматные доски с фигурами; демонстрационная доска; картинки с изображением ; мяч;
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, рада вас видеть на занятии.
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята, улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем,
Лучи солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
2. Мотивационная игра. «Шахматные фигуры».
Сейчас я предлагаю вам вспомнить, какие у нас есть шахматные фигуры.
Я вам бросаю мяч, вы ловите и отвечаете.
Как вы думаете, о чем сегодня будет идти речь на занятии. Для того, чтобы нам узнать, давайте отгадаем загадку.
На квадратиках доски
Короли свели полки.
Но для боя у полков,
Нет ни пушек, ни штыков. (Шахматы)
-А сейчас давайте поиграем и вспомним все то, что мы изучили на прошлом занятии.
3. Повторение пройденного материала.
Игра «Горизонталь».
Воспитатель предлагает расставить пешки, на одной из горизонталей.
( Можно ввести в эту игру элемент состязательности:, кто поставит последнюю пешку, тот выиграет. В этом случае, как легко убедиться, проигрывает тот, кто ставит первую пешку.)
Игра "Вертикаль"
(В этой игре пешками заполняется одна из вертикалей. Пусть дети сами попробуют догадаться: если играют двое, то кто из них победит – кто начинает или кто играет вторым.)
Игра «Горизонталь-вертикаль»
"Направо по горизонтали", "Вниз по вертикали", "Налево по горизонтали", "Вниз по вертикали", "В любую сторону по вертикали", "В любую сторону по горизонтали". (Эта игра очень важна, так как учит детей ориентироваться на плоскости шахматной доски.)
Игра «Диагональ»
Проводится аналогично игре «Горизонталь», но дети заполняют пешками не горизонталь, а любую диагональ.
Игра «Зачёркивание»
Закрась лишние буквы в каждой строке таким образом, чтобы оставшиеся буквы образовали слова, обозначающие шахматные фигуры.
КРЕСЛОНОТЫ (Слон.)
БАЛКОНДЕНЬ (Конь.)
УСПЕХШКАФ (Пешка.)
БАЛБАДЬЯ (Ладья.)
ФЕРМАКНЯЗЬ (Ферзь.)
ЛИНКОРОЛЬХА (Король.)
6. Игра «Волшебный мешочек»
(В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, и дети на ощупь пытаются определить, какая из фигур спрятана).
4. Объяснение нового материала.
-Перед каждой шахматной игрой, партией, шахматные фигуры на доске занимают одни и те же места. Такая расстановка фигур называется начальным положением, или начальной позицией. При этом фигуры ставятся на шахматные поля посередине шахматных полей.
(Учитель около демонстрационной шахматной доски. Под рукой комплект шахматных фигур (32 фигуры). Перед учениками на партах шахматные доски, около которых в беспорядке стоят шахматные фигуры)
- Ладьи в начальном положении стоят по углам, на угловых полях:
"Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят"
(учитель ставит белые ладьи на крайние поля первой горизонтали, на крайних полях последней горизонтали устанавливает черные ладьи)
- Дети, расположите свои ладьи на своих досках.
(слова учителя повторяют хором)
-Продолжаем расставлять фигуры :
"Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей"
-Хором повторяем слова и расставляем своих коней.
-Расставляем слонов:
"Меж коней заключены
Наши славные слоны".
-Расставьте своих слонов со словами на шахматной доске.
-На первой и последней горизонталях незанятыми остаются по два поля.
"И еще два поля есть,
А на них король и ферзь".
- А как же запомнить, на какое поле ставить короля и ферзя? Послушайте присказку. Короли и ферзи - большие модники. Белый король красиво смотрится на черном троне, а черный король - на белом троне. Наоборот, белая королева (блондинка) любит носить белые платья, а черная королева (брюнетка) черные платья. Запомните правило: ферзь любит свой цвет!
- А как же пешки располагаются на шахматной доске?
(белые пешки расставляются на вторую горизонталь, а черные пешки – на предпоследнюю, прикрывая своим строем остальные фигуры)
"А теперь без спешки
Идут на место пешки".
-Повторите все хором слова и расставьте свои пешки.
(у каждого ребенка на доске должно стоять точно такое же положение, затем дети снимают все фигуры со своих досок и заново расставляют начальную позицию)
5. Развивающее задание.
Расстановка шахматных фигур.
Игра «Да – нет»
Воспитатель говорит какую-либо фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит на угловом поле" и – бросает одному из учеников мяч. Если утверждение верно, то мяч следует ловить.
6. Итог занятия. Рефлексия.
Сколько в начальном положении на доске белых пешек, ладей, слонов,
коней, ферзей, королей? черных пешек, ладей, слонов, коней, ферзей,
королей? (8, 2, 2, 2, 1, 1.)
3. Какие фигуры стоят в углах доски? (Ладьи.)
4. Какие фигуры расположены между ладьями и конями? (Никакие.)
5. Какие фигуры находятся между слонами и королями? (Ферзи.)
6. На поле какого цвета стоит черный ферзь? белый король? (Черного.)
7. На всех ли горизонталях стоят фигуры? (Нет.)
8. На всех ли вертикалях стоят фигуры? (Да.)
9. На всех ли диагоналях стоят фигуры? (Да.)
Если вы не испытывали затруднений на занятии возьмите зеленый круг, если были затруднения, возьмите желтый круг, если вам было совсем сложно и вы не справились с заданиями, которые были на занятии, то возьмите красный круг.