Любовь Осадченко
Конспект занятия в старшей группе «В гостях у пчёлки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Дать представление детям о том, как пчёлы приспособились к окружающей среде (делают запасы мёда на зиму, защищаются от врагов ядовитым жалом, живут большими семьями; о связи насекомых с цветущими растениями: пьют нектар, опыляют).
Познакомить с продуктами пчеловодства (мёд, воск, их ценными свойствами.
Активизировать и обогатить словарь детей (рабочие пчёлы, шестиугольники, нектар, пыльца, соты, ульи, воск, яд, жало, хоботок).
Развивать любознательное отношение к природе.
Продолжать знакомить детей с нетрадиционными способами рисования (свечой по бумаге).
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „В гостях у пчёлки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
Закрепить знание основных цветов и геометрических фигур.
Предварительная работа: Наблюдение за пчёлами и др. насекомыми на участке детского сада. Рассматривание цветов на картинках, на клумбе.
Материалы и оборудование:
Картинки с изображением ульев, пчелы; большие листы бумаги, затонированные в зелёный цвет, свечи, краски, кисти, воск, мёд, соты, геометрические фигуры (треугольники, круги, шестиугольники и др.) на каждого ребёнка.
Ход занятия.
-Дети, отгадайте-ка загадку:
Летит – гудит,
Сядет – молчит.
Целый день - в трудах,
То в лугах, то в садах.
И кто ей друг,
Тому чашка с медком,
А кто не люб,
Тот спасайся бегом. (Пчела)
Появляется пчела на экране.
- Что вы знаете о пчёлах? (Это насекомое, очень полезное. Летом работает, а зимой спит)
- Пчелка приглашает нас в гости. Вы не боитесь, что она вас ужалит? Чтобы этого не случилось, не надо размахивать руками, громко кричать.
(на экране появляется изображение ульев)
- Вот в таких домиках живут пчёлы. Этот дом называется УЛЬЕМ.
- Как называется дом пчёлки? (Улей).
- В каждом улье живёт отдельно большая пчелиная семья, в которой есть самая главная пчела – МАТКА (царица пчёл) и рабочие пчёлы все они сёстры. Есть ещё и самцы ТРУТНИ. Вот и познакомились.
Пальчиковая игра:
Ай-яй-яй, ой-ой-ой –
В улье пчёлок целый рой!
Стали пчёлы вылетать –
Раз, два, три, четыре, пять.
«Ж-ж-ж»,-жужжат над головой.
Побежим скорей домой!
-А как отличить пчелу от других насекомых?
(Рассматривание иллюстрации пчелы)
- У пчелы шесть ножек, голова, грудь, брюшко, крылья, глазки, усики, жало. На ногах у пчелы есть маленькие щёточки, а на задних ножках – как бы маленькие корзиночки, куда пчела собирает пыльцу и переносит её с цветка на цветок. Пчёлы имеют длинный хоботок, им они и собирают нектар с цветов.
- А знаете зачем пчеле жало?
Да пчела имеет ядовитое жало, им она защищается от врагов (выпускает яд, но для человека он не смертелен.
- Теперь мы знаем, что пчела – полезное насекомое, живёт в домике, который называется – улей. Собирает нектар с цветов и носит его в соты – это формы, где находится мёд. (рассматриваем картинку соты).
- Какую форму имеют соты? (шестиугольника).
-Давайте узнаем почему пчёлы делают соты щестиугольные.
Воспитатель предлагает детям сложить из геометрических фигур соты (из треугольников; кругов и т. д.)
Дети пробуют сложить, сравнивают, что получилось. Почему не из треугольников? Кругов? и т. д. Почему из шестиугольников? (нет щелей, быстро складываются).
Подвижная игра «Пчёлы»
Играющие по считалке выбирают Цветок, а затем делятся на две группы : Сторожей и Пчёл.
Сторожа, взявшись за руки, ходят вокруг Цветка и поют:
Пчёлки яровые, крылья золотые,
Что вы сидите, Пчёлки яровые,
Крылья золотые.
Что вы сидите, в поле не летите?
Аль вас дождичком сечёт,
Аль вас солнышком печёт?
Летите за горы высокие,
За леса зелёные –
На кругленький лужок,
На лазоревый цветок.
Пчёлы стараются забежать в круг, а Сторожа, то поднимая, то опуская руки мешают им.
Как только одной из Пчёл удастся проникнуть в круг и коснуться Цветка, Сторожа, не сумевшие уберечь Цветок, разбегаются.
Пчёлы бегут за ними, стараясь ужалить и пожужжать в уши.
- Когда пчёлы переносят пыльцу с цветка на цветок, они их опыляют и от этого растения дают семена, плоды. Если бы не было насекомых, то не появились яблони, вишни и др. плодовые растения.
- Дети, пчёлка раскроет ещё один вам свой секрет – из чего сделаны соты. Как называется этот материал?
-Возьмите в руки кусочек свечи. Какого он цвета? (жёлтого). Какой материал на ощупь? Мягкий или твёрдый?
- Это материал называется ВОСК. Из него делают свечи, им оплавляют сыр, чтобы он не портился, изготавливают разные фигурки. При нагревании воск расплавляется, его заливают в формы и он застывает.
-Я предлагаю вам сделать для нашей гостьи подарок – весёлую полянку цветов.
Пальчиковая игра «Цветок»
Будит солнышко цветочек:
«Просыпайся-ка, дружочек!
Раз, два, три, четыре, пять –
Новый день пришёл опять».
Спать цветок заторопился.
Раз, два, три, четыре, пять –
Завтра с солнышком вставать!
- Вы готовы подарить Пчёлке подарок? Приступаем к работе. (На больших листах подгруппами по 5 человек дети рисуют свечами цветы и раскрашивают их яркими красками).
По окончании работы:
- Дети, нашей Пчёлке очень понравилась полянка ярких цветов и она решила вас угостить…Мёдом!
- Посмотрите. Какого он цвета? Имеет ли он запах? И самое главное – какой он на вкус? Попробуйте!
-Что представляет собой мёд? (липкая, вязкая жидкость). Он не просто вкусный, но и полезный. Зимой пчёлы не спят, они питаются мёдом, ведь зимой цветов нет. Вот поэтому летом они трудятся, чтобы мёда хватило и им и людям. Люди охраняют и берегут за это.
Дети угощаются мёдом, благодарят Пчёлку и прощаются с ней.
Используемая литература:
Савельева Е. А. "Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников"-СПб. : ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО-ПРЕСС",2010.
Коломина Н. В. "Воспитание основ экологической культуры в детском саду"-М. :ТЦ Сфера,2004.
Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/Под ред. Р. Г. Казаковой-М. :ТЦ Сфера,2005.