Наталья Исаева
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие на завод по изготовлению бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту)
1 Доминирующая область Социально-коммуникативное развитие
2 Вид деятельности детей Игровая,
Познавательная,
Двигательная,
Продуктивная,
Коммуникативная.
Методическая информация
1 Тема образовательной деятельности «Путешествие на завод по изготовлению бумаги»
2 Методы и приемы реализации содержания занятия Беседа с детьми,
Использование демонстрационного материала,
Постановка проблемы,
Обсуждение,
Наблюдение,
Поощрение.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Путешествие на завод по изготовлению бумаги“» размещена в разделах
- Бумага. Изготовление бумаги своими руками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из бумаги
- Старшая группа
- Темочки
3 Интеграция образовательных областей Познавательное развитие,
Физическое развитие,
Речевое развитие,
Художественно-эстетическое развитие.
4 Возрастная группа 5 - 6 лет
5 Цель: Расширить представления детей об изготовлении бумаги.
6 Задачи:
6. 1 Образовательные:
- обогатить знания детей об этапах производства бумаги;
- закрепить представления детей о материале-изготовителе
6. 2 Развивающие:
- развивать монологическую и диалогическую речь детей;
- активизировать словарный запас воспитанников;
- развивать когнитивные процессы и мелкую моторику пальцев рук
6. 3 Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к бумаге;
- формировать уважительное отношение к труду взрослых;
- воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки
7 Планируемые результаты:
- знает этапы производства бумаги;
- знает из чего и кто производит бумагу;
- развита монологическая и диалогическая речь;
- расширен словарный запас обучающегося;
- развиты когнитивные процессы и мелкая моторика пальцев рук детей;
- умеет бережно относиться к бумаге;
- сформировано уважительное отношение к труду взрослых;
- развито чувство взаимопомощи и взаимовыручки
8 Организация среды для проведения образовательной деятельности Спилы деревьев с разным количеством колец, 2 плетеные корзины с изображением разных спилов, опилки, прозрачный контейнер с натянутой на него марлей, лейки с водой, ведерки, лопатки, пластиковые ложки, тарелочки, пробирки с синей и красной краской, пипетки, доски для лепки, скалки, влажные салфетки, ткань, фартуки, нарукавники, печь, поднос для бумаги.
9 Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Участие в экологической акции «Соберем макулатуру, спасем дерево», беседа с детьми «Из чего бумага», наблюдение на прогулке за деревьями, рассматривание альбомов «Виды бумаги», «Деревья», Знакомство с основными свойствами бумаги в процессе опытно – экспериментальной деятельности детей.
I Вводная часть
1.1 Введение в тему Дети входят в группу, где на столе лежит большая пачка макулатуры (собирали заранее).
Воспитатель: - Я очень рада видеть вас. Проходите сюда на коврик, Встаньте, пожалуйста, в красивый кружочек. Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними и подарим свои улыбки.
Сейчас я предлагаю вам взяться за руки, улыбнуться друг другу и пожелать всем хорошего настроения.
Воспитатель: Доброе утро улыбчивым лицам! Доброе утро солнцу и птицам! Пусть каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро продлится до вечера!
Воспитатель: Ребята, помните, мы с вами участвовали в экологической акции «Соберем макулатуру-спасем дерево»? (Да) И вот снова набралась у нас макулатура, давайте рассмотрим ее. Саша, что ты принес? Книгу. А почему ты решил ее сдать в макулатуру? Её уже прочитали. – А о чем она? Может мы с вами ее прочитаем в группе? А потом можем отдать ее почитать другой группе. Так мы продлим ее жизнь, она будет кому-то нужна. А что принесла ты, Тая? Журнал. –Что пишут в этом журнале? Рассказы, истории. –А почему ты его сдаешь в макулатуру? Потому что уже все там знаю. –Ребята, можем ли мы дать его тоже почитать другим детям? Да, им тоже может быть интересно. -А чей это рисунок? Посмотрите сколько свободного места на нем. Как мы можем его использовать? А вот на этом рисунке вообще кто-то просто начеркал в уголке. Захотите вы рисовать на таком? Нет. А почему? Он испорчен. Что делать, чтобы такого не было? Бережно использовать бумагу.
Воспитатель беседует с детьми
1. 2 Мотивация деятельности В: А вы знаете как производят бумагу? Нет. –А хотите узнать? Д: Да!
Сейчас я позвоню на завод и попрошу, чтобы нам рассказали о том, как производят бумагу и дали попробовать нам самим ее сделать. Звоним?
Д: Да!
Р: -Здравствуйте, вы позвонили на завод по производству бумаги.
В: Мы с ребятами хотим прийти к вам и посмотреть как изготавливают бумагу и, если это возможно, самим поучаствовать в ее изготовлении.
-Да, конечно приходите. А чтобы попасть на наш завод, вы должны сказать волшебные слова: Раз, два, три, завод бумажный нас прими.
В: Ребята, давайте вместе скажем волшебные слова.
Д: Раз, два, три, завод бумажный нас прими.
Оказались на заводе.
Звонок. Голос на диктофоне приглашает на фабрику.
1. 3 Целеполагание Р: –Здравствуйте, ребята, я расскажу вам о том, как мы на фабрике делаем бумагу и если хотите, вы сможете принять участие в ее изготовлении. Хотите? (Да) Ну тогда будьте внимательны. За каждое выполненное задание вы будете получать материал для изготовления бумаги. Видеоролик 1.
II Основная часть
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Добывание (сообщение и приятие) нового знания Только хочу вас предупредить, производство бумаги грязное и вам нужно переодеться в форму. На стульчиках вы найдете фартуки и нарукавники.
Работа по производству бумаги начинается в лесу. Чтобы произвести бумагу нужно вырубить множество деревьев, которые росли долгие годы. Деревья вырубают, грузят на лесовозы и вывозят на комбинат.
Наиболее подходящие деревья для производства бумаги это сосна, ель и береза. Бревна нужно сначала распилить на части.
Рабочий: Подойдите к столу №1 и рассмотрите что лежит на нем. Это спилы деревьев. А вы знаете, что можно по спилу дерева определить его возраст? Сколько колец на спиле, столько и лет этому дереву. Вот вам первое задание. Возьмите каждый себе по одному спилу, рассмотрите его внимательно. Сколько колец на вашем спиле? Посчитайте.
А теперь в первую корзину сложите спилы, у которых меньше 5 колец, а во вторую-у которых больше 5 колец.
В: Вика, сколько у тебя колец? В какую корзину положишь? А у тебя, Артем? А теперь давайте проверим друг друга, правильно ли разложили спилы по корзинам.
Р: Молодцы! Справились с заданием. Чем больше колец на дереве, тем оно старше и лучше подходит для производства бумаги.
На экране спил дерева. Голос: за правильно выполненное задание возьмите один спил дерева. Он нужен для изготовления бумаги.
В: Ребята, из какой корзины спил мы возьмем? Почему? (Там дерево старше) Взяли из второй корзины. Идем дальше!
Рабочий: А теперь идем дальше. Во втором цеху бревна распиливаются, с них снимается кора. Окорённая древесина поступает в рубительные машины, которые измельчают её. Процесс размола, происходит на размалывающих мельницах, похожих на мясорубку, которой мама размалывает мясо для того, чтобы приготовить котлеты. Так выглядит щепа полученная из размалывающей машины. Дальше она проходит сортировочные машины, где удаляется мелочь и слишком крупные щепки. Далее ее промывают водой.
Р: -Ребята, помогите нам промыть щепу. Перед вами на столах лежит щепа, которую нужно промыть. Щепу нужно насыпать на сетку и промыть ее водой из леек.
В: Ребята, потрогайте, щепа какая на ощупь? А спил какой был? (твердый)
Работают. (На прозрачный контейнер натянута марля)
Р: Молодцы, теперь возьмите промытую щепу с собой для получения желаемого результата и идем в следующий цех, №3.
Промытая древесная щепа поступает на варку в варочный котёл. Туда же добавляется щелочной раствор. Он справляется с варкой любой древесины, разъедает щепу. Наполнители, чаще всего мел или каолин (белая глина). Они придадут бумаге непрозрачность, мягкость, гладкость, приятные ощущения на ощупь. После смешения волокон и всех добавок получается бумажная масса, она еще раз очищается
Посмотрите, перед вами стоят 2 емкости с бумажной смесью. Рассмотрите ее. Какого она цвета? (Белого)
А вы знаете, что бумага может быть не только белой? Да, она может быть цветной.
Ребята, помогите нам раскрасить бумагу! Поможете? (Да)
Перед вами лежат пипетки, в пробирках стоят краски. Мальчики, вы какой цвет выбираете? (Синий) А вы девочки? (Красный) Отлично, приступайте к работе.
Капают краску и размешивают ложечками.
А теперь ложечками положите себе эту смесь на тарелочку и проходите в цех №4.
Мы перемещаемся в четвертый цех. Здесь стоят огромные, общей длиной почти в километр, бумагоделательные машины. Площадь цеха настолько огромна, что рабочие передвигаются на самокатах. Мельчайшие ниточки древесины переплетаются между собой и создают основу будущей бумаги. Теперь нужно высушить и спрессовать бумагу. Для этого используется пресс и печь, в которой бумага сушится и становится гладкой. Ну вот, наша бумага готова. Ее скручивают в громадные катушки по 60 километров в каждой. Такой рулон весит более 35 тонн. Р: Теперь и вы проходите на свои рабочие места, выкладывайте свою бумажную массу на дощечки и раскатывайте, чтобы получился лист бумаги. Теперь сверху прикрываем тканью, чтобы она впитала в себя лишнюю влагу и ставим на сушку в печь. Не забудьте положить сверху пресс, чтобы бумага стала ровной.
В: Ребята, а давайте мы с вами поиграем, пока сушится наша бумага. Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, топаете. Будьте внимательными:
Бумажная книга
Бумажный стул
Бумажные обои
Бумажная обувь
Бумажный фантик
Бумажное пальто
Бумажная газета
Бумажный шкаф
Бумажный альбом
Бумажное яблоко
Бумажные деньги
Бумажная дверь.
Надевают фартуки и нарукавники
Дети рассматривают спилы и раскладывают по корзинкам. В первую меньше 5 колец, во вторую-больше 5 колец.
2 видеоролик
Воспитатель кладет щепу на марлю, дети поливают ее водой из леек.
Промытую щепу кладут в ведерко, идут дальше.
3 видеоролик
Один мальчик и одна девочка берут пипеткой краску и капают на смесь.
Прошли и сели на стулья.
4 видеоролик
Дети выкладывают массу на доски, раскатывают скалкой, прикрывают тканью.
Воспитатель собирает доски и ставит в печь.
III Заключительная часть
3.1 Подведение итогов, самостоятельная деятельность детей по закреплению полученных знаний Р: Ребята, кажется ваши листочки готовы.
В: Я сейчас проверю. (Достаю сухие листочки и раздаю детям)
6 видеоролик. Какие вы молодцы! Вы сами изготовили бумагу!
В: спасибо вам, что рассказали о производстве бумаги и дали нам возможность поучаствовать в процессе! Ребята, давайте вместе поблагодарим рабочего за такую увлекательную экскурсию.
Д: Спасибо!
В: Давайте сложим наши листочки на поднос и уже в группе сделаем из них поделки.
А теперь нам пора возвращаться в детский сад. А как нам это сделать? Помните с помощью каких слов мы с вами попали на завод?
Говорим «Раз, два, три, детский сад нас прими!» Ну вот мы и вернулись в детский сад. Где мы с вами побывали? Что нового узнали сегодня? Какие этапы изготовления бумаги запомнили? Тяжелый ли это труд?-Длительный путь изготовления у листочка бумаги? Ребята, какие правила мы с вами установим в группе? (Будем беречь бумагу, рисовать на весь лист красивые картинки, не рвать и не мять книги.)
В: Вы молодцы, я уверена, что вы, ребята, будете бережно относиться к бумаге и научите этому своих друзей!
5 видеоролик.
IV Определение перспективы дальнейшей деятельности
4.1 Раздать детям листочки самостоятельно изготовленной бумаги и предложить сделать поделку или рисунок.