Ольга Вьюшкова
Конспект занятия в старшей группе по теме «Путешествие по лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе по теме «Путешествие по лесу»
Составили: воспитатель высш кв кат Вьюшкова О. В.
воспитатель 1 кв кат Коновалова Е. В.
Задачи:
Развивающие: Расширять представления детей о том, что Земля – общий дом всех людей и всего живого; развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес у детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно – следственную зависимость, умение делать выводы.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по теме „Путешествие по лесу“» размещена в разделах
Образовательные: Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; познакомить с глобусом; расширять знания о насекомых и птицах; закрепление характерных признаков весны, названий весенних месяцев.
Воспитательные: Воспитание эстетических чувств и любви к природе; формирование навыков сотрудничества, самостоятельности.
Оборудование: Проектор, экран.
Материалы: Глобус; мольберты; магниты; карточки «времена года»; карточки одежда; карточки – схемы: деревья, кустарники, травы, растения, птицы, животные, насекомые; разрезные картинки: птицы, насекомые, дикие животные; картинки «подарки для леса»; перья: пуховые и маховые; музыка для физминуток
Звучит музыка леса. Дети проходят и встают полукругом, лицом к гостям.
Слайд 1
Заходим в зал и встаем полукругом
Воспитатель: - Все в сборе!
Взрослые и дети!
Мы можем начинать!
Но для начала,
Нам нужно «Здравствуйте» сказать!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Мы пожмем друг другу руку
Побежит тепло по кругу!
Воспитатель: Вот мы и поделились теплом и добротой друг с другом.
У нас сегодня много гостей. Будем говорить громко, внятно, чтобы гости нас услышали.
Слайд 2
Воспитатель: Завтра 22 апреля – День Земли! Вспомните, что это за праздник?
День Земли празднуется в день весеннего равноденствия, чтобы отметить момент, когда начинается весна. В России День Земли экологический праздник, побуждающий людей быть внимательнее к хрупкой и уязвимой окружающей среде на планете Земля.
Слайд 3
Дети: Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету –
Ведь другой похожей нету.
Воспитатель: Молодец, хорошее стихотворение.
А как называется наша планета? (Земля)
Проходите к столу.
Воспитатель: Ребята, подумайте и отгадайте о чем я говорю.
На нём уместилась
Вся наша Земля:
Моря, океаны,
Леса и поля.
И северный полюс
Там тоже найдёшь,
А если захочешь —
В руках унесёшь. (глобус)
Внести глобус
Воспитатель: Ребята это глобус – модель планеты Земля.
Сегодня я хочу познакомить с глобусом.
Рассмотрите глобус. Какие цвета вы видите на глобусе? (ответы детей)
- Правильно! Какого цвета больше? (синего)
Воспитатель:
На глобусе очень много синего цвета – это значит, что на нашей Земле много воды. Вот текут реки, они нарисованы тонкой, синей линией. Реки стекаются и образуют моря. А моря превращаются в большие океаны.
На глобусе есть темно-желтый и желтый цвет. Это степи и пустыни. В степи растительность очень бедная – трава и низкорослые кустарники, в пустыне только один песок.
На глобусе есть коричневый цвет. Это горы: (показываю на глобусе). В горах добывают полезные ископаемые. Это то, что находится в Земле и то, что очень нужно для жизни человека: уголь, различная руда, которая необходима для изготовления металла. Нефть, золото и алмазы составляют богатство страны.
На глобусе есть белый цвет. Это Антарктида. Там вечный холод, снег, лед. Люди поселяются лишь на время, чтобы изучить этот загадочный материк вечной мерзлоты.
На глобусе есть зеленый цвет. Это леса. Лес – это природное богатство и его надо беречь.
Слайд 4
Воспитатель: Предлагаю вам прогуляться по лесу. Прежде чем отправляться на прогулку, скажите какое сейчас время года? (весна)
Давайте опишем словами, какая бывает весна?
Дети: Весна бывает долгожданная, теплая, звонкая, солнечная, ласковая, мокрая, грязная, праздничная
Воспитатель: Сколько всего весенних месяцев? (три)
Какой сейчас месяц? (апрель)
Какой он по счету? (второй)
Назовите первый весенний месяц. (март)
Какой следующий месяц за апрелем? (май)
Воспитатель: Представьте, ребята, как хорошо весной в лесу! Обратите внимание на экран.
Чтобы путешествовать по лесу, мы с вами должны и одеться по по весеннему. Выберите ту одежду на картинках, которая подходит для похода в весенний лес. (Дети выбирают картинки).
Воспитатель: Собираясь в лес, нельзя забывать о такой опасности, как клещ. Чтобы избежать укуса, надо хорошо заправить штанишки в сапоги, застегнуть всю одежду, надеть головной убор.
Слайд 5
Воспитатель: Ну, вот, весенняя экипировка готова: резиновые сапоги, куртки, шапочки, все в сборе! Можно отправляться!
Слайд 6
Дети: Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
(С. Погореловский)
Воспитатель: Без чего нельзя представить лес? ( без растений :деревья, кустарники, ягоды, травы, цветы)
Игра «Разложи на группы» (На столе разложены картинки деревьев, кустарников, ягод, цветов.)
Воспитатель: Рассмотрите картинки, разместите их возле схемы на мольберте. (Дети к схемам раскладывают картинки.)
Воспитатель: Скажите, чем похожи все растения? Что у них общего? (корень, стебель, листья, цветы, плоды)
Выставляется схема. Слайд 7
Слайд8
Игра «Деревья - дети»
Воспитатель: Проходите за столы. (проходят и садятся)
Воспитатель: Выполнив следующее задание, сложив разрезные картинки, мы узнаем, кого мы можем встретить в лесу. Приступайте к заданию.
(Дети собирают разрезные картинки животных, птиц, насекомых)
Воспитатель: Кто у тебя на картинке?
Воспитатель: Назови семью и жилище.
Воспитатель: Это какие животные? (дикие т. к. живут в лесу, сами добывают пищу, ухаживают за собой, сами строят себе жилище)
Воспитатель: Почему мы их называем животными? Докажите. ( схема: голова, туловище, 4 лапы, хвост, тело покрыто шерстью) Слайд 9
Слайд 10
Воспитатель: Кто у тебя на картинке? (насекомые)
Воспитатель: А как мы можем доказать, что это насекомые?
(схема – голова, туловище, 6 лапок, усики, хоботок) Слайд 11
Воспитатель: А вы знаете, почему насекомых так называют?
На брюшке у них поперечные полоски – насечки. Вот откуда и название «насекомые», от слова «насекать». Слайд 12
Слайд 13
Воспитатель: Кто у тебя на картинке? (птицы)
Воспитатель: Как мы можем доказать, что это птицы? (схема – голова, туловище, хвост, крылья, клюв, перья) Слайд 14
Воспитатель: Соберите картинки в конверты.
Зрительная гимнастика «Птичка» (вверх, вниз, влево, вправо)
Летели птички,
Собой невелички,
Как они летели,
Все люди глядели,
Как они садились,
Люди все дивились.
Воспитатель: Ребята, птицы - это единственные животные, у которых есть перья. Возьмите перышко, легкое оно или тяжелое? .Подбросьте вверх. Как перышки опускаются вниз? Плавно, медленно, перья легкие, они помогают птице в полете.
У птицы есть маховые перья. Слайд 15
Как вы думаете, где они находятся? (на крыльях).
Они находятся на крыльях и необходимы для полета. Щелчок
А еще у птицы есть пуховые перья. Слайд 16
Они защищают птицу от холода.
Как вы думаете, где эти перья находятся? (на теле). Щелчок
Они то и помогают сохранять птице тепло.
Перья на столах, они какие: маховые или пуховые? (пуховые)
Слайд 17
Физминутка «Вороны» (музыка)
Вот под елочкой зеленой
(встать)
Скачут весело вороны:
(попрыгать)
Кар-кар-кар!
(хлопать над головой в ладоши)
Целый день они кричали,
(повороты туловища влево-вправо)
Спать ребятам не давали:
(наклоны туловища влево-вправо)
Кар-кар-кар!
(Громко.) (хлопать над головой в ладоши)
Только к ночи умолкают
(махать руками как крыльями)
И все вместе засыпают:
(сесть на корточки, руки под щеку — заснуть)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (хлопать над головой в ладоши)
Слайд 18
Воспитатель: В природе все между собой взаимосвязано. На земле растет много травы, кустарников и деревьев. Этой растительностью питаются травоядные животные, а ими в свою очередь питаются хищники.
ВСЕ ЖИВОЕ СВЯЗАНО МЕЖДУ СОБОЙ В ЦЕПИ ПИТАНИЯ.
Вот пример. У растений есть листья. Листьями питаются гусеницы. Гусениц едят птицы. Птицу может поймать и съесть лиса. Цепь питания получается такая: лист – гусеница – птица – лиса.
Вывод: Если мы убираем один из компонентов пищевой цепи, то вся цепочка распадается.
Лес – это царство природы и мы туда приходим в гости. В гостях надо соблюдать правила.
Вспомним правила поведения в лесу, которые вы знаете.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечайте. Если я буду поступать хорошо, говорим «ДА», если плохо, то «НЕТ».
Если я приду в лесок и сорву ромашку (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю (да)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю (да)
Если разведу костёр, а тушить не буду (нет)
Если сильно насорю и убрать забуду (нет)
Если мусор уберу (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю (да)
Воспитатель: Пройдите к столу.
Слайд 19
Воспитатель: Предлагаю помочь лесу. Посмотрите у меня на подносе подарки для леса. Выберите подарок и объясните значение этого подарка.
Дети:
-Я дарю тебе ленточку, чтобы перевязать сломанную веточку. Слайд 20
- Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко, ярко. Согревая тебя, помогая листочкам окраситься в зеленый цвет. Слайд 21
- Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит тебя и умоет. Слайд 22
- Я тебе дарю дождевого червячка – пусть он сделает землю рыхлой, плодородной.
Слайд 23
-Я дарю тебе зеленые листочки - пусть у тебя их вырастет много-много. Слайд 24
- Я дарю тебе семена – пусть из них вырастет много деток. Слайд 25
- Я дарю тебе кормушку, она спасет от голода твоих жителей. Слайд 26
- Я дарю тебе Лесовичка, чтобы следил за порядком в лесу. Слайд 27
Воспитатель: Ребята, я думаю, лесу очень понравились ваши подарки. Слайд 28
Итог: А вам, что больше понравилось, что запомнилось?
Что нового вы сегодня узнали?
Вспомните, как называется модель Земли? (глобус)
Какой завтра праздник? (День Земли)
Как мы должны относиться к своей планете? (бережно, с любовью)
Слайд29
Воспитатель: Наша планета Земля – наш общий дом. И каждый житель в этом доме должен его беречь и охранять! Также мы должны любить и беречь свою планету Земля!
Дети:
С Днем Земли всех поздравляем
И всем искренне желаем:
Быть нежней и осторожней
С нашей Матушкой – природой,
И с душою к ней стремиться
Быть свободными, как птицы,
Из своих квартирных клеток
Слушать шепот листьев, веток,
Ежедневно наблюдать
Солнца красочный закат,
Оглянитесь – жизнь прекрасна,
Сколько в ней оттенков разных,
Это все Земля – планета,
Любим мы ее за это.
Слайд 30
Воспитатель: Спасибо! Отправляемся в группу.