Любовь Сырова
Конспект занятия по развитию речи «А. С. Пушкин — по следам сказок…»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить знания детей о произведения А. С. Пушкина.
Задачи:
1. Формировать связную речь, обогащать словарь.
2. Развивать у детей творческие способности, внимание, мышление, память.
3. Воспитывать доброжелательное отношение к произведениям А. С. Пушкина.
Предварительная работа: чтение сказок А. С. Пушкина, заучивание наизусть эпизодов из сказок А. С. Пушкина, рисование иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина, разучивание физкультминутки: «У Лукоморья…»
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „А, С, Пушкин — по следам сказок…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Материал: Проектор, листья дуба, 5 картинок с эпизодами сказок А. С. Пушкина
Материалы и оборудование:
Портрет А. С. Пушкина; трафареты рыбок для игры; сундучок; изображение дерева на ватмане; листья дуба; клей; бумага для цепи.
Ход НОД:
1. (слайд №1)
-Сегодня замечательный день. Давайте подарим друг другу хорошее настроение, возьмёмся за руки и улыбнёмся!
- Ой, ребята, смотрите сколько здесь листочков! Скажите, с какого дерева эти листочки? (Воспитатель показывает дубовые листочки.)
-Верно, с дуба. (слайд №2) Но это необычный дуб. На нем цепь, кот ученый ходит по цепи кругом.
- Какой поэт – писатель придумал и описал именно этот сказочный дуб?
(А. С. Пушкин)
2. (слайд №3) (А. С. Пушкин и Арина Родионовна)
- Посмотрите на экран, вы конечно же узнаете Великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина. Александр Сергеевич Пушкина родился 6 июня 1799. Детство его прошло в Москве. У Саши была старшая сестра и два младших брата. Отец Александра Сергеевича любил читать, и сам немного писал стихи. Писатели и поэты часто приходили в гости к Пушкиным. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали свои произведения. Саша начал сочинять стихи очень рано, когда ему было 3 года.
У Александра Сергеевича, когда он был маленьким, была няня Арина Родионовна, которая часто рассказывала ему сказки. Одни сказки она слышала от других, а другие придумывала сама. На основе сказок Арины Родионовны А. С. Пушкин написал сказки, которые знают и любят не только в нашей стране, но и во многих других странах мира.
- Сказочная страна, которую придумал А. С. Пушкин, называется Лукоморье. (слайд №4)
-Я хочу проверить, как вы знаете и помните сказки Александра Сергеевича.
Всего сказок у А. С. Пушкина пять. Давайте вспомним их. (слайды с 5-9 (включительно).
1. Игра «Ларец чудес». (слайд №10)
-В ларце находятся разные предметы. Сейчас я буду показывать картинки с предметами из сказок, а вы будете вспоминать название сказки А. С. Пушкина.
- Из какой сказки корыто? (слайд №11) («Сказка о рыбаке и рыбке».) (слайд №12)
- Кто обращался к зеркальцу и с какими словами? (слайд №13)
(Царица, «Сказка о мертвой царевне и о 7 богатырях» - «Свет мой, зеркальце, скажи…».) (слайд №14)
- Откуда веревка и зачем? (слайд №15) («Сказка о попе и работнике его Балде». Балда веревкой море морщил, да проклятое племя чертей корчил) (слайд №16)
- Из какой сказки бочка? (слайд №17) (Сказка «О царе Салтане».) (слайд №18)
- Откуда золотой петушок? (слайд №19) («Сказка о золотом петушке».) (слайд №20)
- Молодцы, ребята. Еще сказкой считают сказочную поэму «Руслан и Людмила» (слайд №21)
2. Физкультминутка.
А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…», дети выполняют соответствующие движения.
У Лукоморья дуб зелёный; Дети поднимают руки вверх
Златая цепь на дубе том; Делают движения руками крест на крест
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идут друг за другом по кругу
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Движения руками вправо, влево
Там чудеса, там леший бродит;
Закрывают глаза руками
Шевеля пальцами, поднимают руки вверх
Русалка на ветвях сидит; Движение «волна» сверху вниз
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Идут по кругу на внешней стороне стопы
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Повороты вокруг себя с высоким подниманием колена.
Садитесь на стулья.
3. Игра «Доскажи словечко».
Я буду читать начало фразы, а вы должны ее продолжить.
- Царь с царицею простился В ПУТЬ ДОРОГУ СНАРЯДИЛСЯ,
- И царица у окна СЕЛА ЖДАТЬ ЕГО ОДНА.
- Жил-был поп ТОЛОКОННЫЙ ЛОБ,
- Пошел поп по базару ПОСМОТРЕТЬ КОЙ-КАКОГО ТОВАРУ.
- Ей в приданое дано БЫЛО ЗЕРКАЛЬЦЕ ОДНО;
- Свойство зеркальце имело: ГОВОРИТЬ ОНО УМЕЛО!
- Жил старик со своею старухой У САМОГО СИНЕГО МОРЯ.
- Они жили в ветхой землянке РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА!
- Ветер по морю гуляет И КОРАБЛИК ПОДГОНЯЕТ.
- Белка песенки поет ДА ОРЕШКИ ВСЕ ГРЫЗЕТ,
- А орешки не простые, ВСЕ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ!
4. Игра «Сказочные загадки».
Если правильно ответите на вопросы, экран покажет нам ответ. (слайд №22)
- Кто говорил?
«Ты прекрасна, спору нет. Всех румяней и белее
ЗЕРКАЛО
- Про какого героя своей сказки А. С. Пушкин писал :
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири -ку-ку.
Царство, лёжа на боку!»
ПЕТУШОК
- В чем плыли по морю князь Гвидон с матерью?
В БОЧКЕ.
- Князь Гвидон 3 раза превращался в насекомых, назовите их.
На экране: КОМАР, МУХА, ШМЕЛЬ
- В сказке «О мертвой царевне и семи богатырях» королевич Елисей искал свою невесту и никак не мог найти. К кому он обращался, у кого спрашивал:
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой
Я жених ее?
На экране: СОЛНЦЕ, МЕСЯЦ, ВЕТЕР
- В сказке «О царе Салтане» Царевна-лебедь выполняет 3 чуда по желанию князя Гвидона. Об этих чудесах он узнает от ткачихи, поварихи и сватьи бабы Бабарихи, когда летает, превратившись в комара, затем в муху, о потом и в шмеля к царю Салтану. Назовите эти чудеса.
На экране: БЕЛКА, 33 БОГАТЫРЯ, ЦАРЕВНА
1-е Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
2-е В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
3-е Лебедь обернулась царевной
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
- Что просил старик у Золотой рыбки по приказу старухи?
На экране:
1. Новое корыто,
2. новую избу
3. Старуха захотела стать столбовой дворянкой,
4. вольною царицей,
5. владычицей морскою
5. Игра «Сказочный образ»
- Сейчас, ребята покажут, изобразят героя или эпизод из сказки, ну а наша задача догадаться, кто этот персонаж и из какой он сказки.
- У меня на подносе 5 картинок, 5 человек по желанию берут по одной карточке, смотрят, что на ней изображено, из какой это сказки, подумают кого и как с помощью мимики, жестов и движений они могут показать так, чтобы мы могли отгадать, кого вы показываете и из какой он или она сказки. Понятно задание? (Дети берут картинки, по очереди показывают персонажей)
Золотая рыбка
(старик тенет невод из моря три раза, 3 раз с золотой рыбкой)
«О рыбаке и рыбке»
Белка
(белка щелкает орешки)
«О царе Салтане»
Бочка
(Князь Гвидон стреляет из лука)
«О царе Салтане»
Зеркало
(Царица смотрится в зеркальце)
«О мертвой царевне и семи богатырях»
Золотой петушок
(Петушок вдруг шевельнулся, встрепенулся, к той сторонке повернулся)
«О Золотом петушке»
- Молодцы!
- Спасибо большое нашим артистам. Они очень старались передать образы своих героев с помощью мимики и жестов, а это очень сложно, но я думаю, что у них все получилось, так как наши мы почти сразу отгадали сказки, которые они показывали.
Итог занятия. (слайд №23)
Наше занятие подошло к концу
- Чему учат сказки А. С. Пушкина?
(доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, нельзя быть жадным и злым; нужно помогать другим. Высмеивается: скупость, зависть, невежество)
- Чем они заканчиваются? (Добро побеждает зло)
Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдётся место.