Юлия Демидова
Конспект занятия в средней группе «Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с жанром изобразительного искусства – пейзаж.
Программное содержание:
-Продолжать учить детей воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник;
-Вызывать у детей желание рассматривать картины о природе;
-Расширять знания детей о творчестве художника пейзажиста И. И. Шишкина;
-Совершенствовать изобразительные навыки и умения складывать из отдельных частей сюжет пейзажа;
-Воспитывать у детей художественный вкус, умение выделять оттенки цветов, как средство выразительности.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Шишкин И.И. Картина «Утро в сосновом бору»
- Шишкин И.И., художник
- Темочки
Игра «Составь пейзаж»
Цель: Уточнить представление о пейзажной живописи.
-Развивать творческие способности, фантазию, воображение, эстетический вкус.
Цель дыхательной гимнастики: тренировка дыхательного аппарата и повышение эффективности дыхания.
Словарная работа:
Обогащение словаря: сосновый бор, дремучий, мрачный, редкая, ажурная крона.
Активизация словаря: тёмный, непроходимый, глухой, неуклюжие, забавные, играющие, косолапые медвежата.
Методические приё мы: вступительная беседа, рассматривание картин, беседа по картине, вопросы, объяснение, словесные указание, поощрение, художественное слово, дидактические игры, дыхательная гимнастика.
Оборудование :
Демонстрационный материал: репродукция картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», аудиозапись И. П. Чайковский Времена года. Апрель. Э. Григ Утреннее настроение.
Раздаточный материал: заготовки игры «Составь пейзаж»,
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картин о природе, чтение русских народных и авторских сказок, организация выставки картин- репродукций И. И. Шишкина «Рожь», «Сосновый бор», «Корабельная роща», «Перед грозой», дидактические игры «Собери пейзаж», «Составь пейзаж».
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Чтение стихотворения «Я иду тропой лесною…» (Виктор Шамонин (Версеньев) и беседа о красоте природы.
-Ребята, послушайте стихотворение.
Я иду тропой лесною,
Справа лес, и слева лес,
Гляну вверх, а надо мною,
Свет божественных небес,
То кукушка закукует,
То услышу дятла стук.
И на травушке дождинки,
Расстилаются ковром,
И гуляет по тропинке
Солнца лучик огоньком.
-Ребята, скажите, о чём это стихотворение? (о природе).
Удивительный мир окружает нас, это мир природы. Скажите ребята, кто нам помогает видеть красоту природы? (художники, поэты, композиторы.)
-Через что помогают художники увидеть красоту природы? (через картины).
-А поэты? (через стихи).
-А композиторы? (через музыку).
3. Экскурсия на выставку картин И. И. Шишкина.
–Ребята, я хочу пригласить вас на выставку картин художника Ивана Ивановича Шишкина.
Посмотрите на его портрет. Крепкий, широкоплечий мужчина, с бородой, чем-то напоминает могучее дерево. Он стоит, опираясь на длинную трость, в высоких сапогах, через плечо ящик с красками перекинут. Кажется, что он только вышел из леса, который виднеется в дали. Он с раннего детства любил природу, следил за ростом деревьев и цветов, и слушал пение птиц, собирал ягоды и грибы, наблюдал за повадками диких животных. Он считал, что Россия - это самая прекрасная страна с очень красивой природой. В народе И. И. Шишкина называли лесной богатырь, царь леса. -Посмотрите, на картины и скажите, что изображал Шишкин на своих картинах? (красоту природы, леса, различные деревья, красоту мохнатых сосен, величие великанов дубов).
- Ребята, а какие картины вам знакомы, назовите их (Ответы детей).
4. Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
-Ребята, послушайте стихотворение Утром в сосновом бору
Затеяли мишки игру:
Забравшись на дерево, мишки
Кидали сосновые шишки…
А мама - медведица сердится:
- Слезайте! – кричит им медведица. –
Вы что ж опять натворили?
Такую сосну повалили!
Но маму не слушают дети.
Довольны собою медведи:
- Пусть с виду мы косолапые,
Зато мы ребята не слабые!
-Посмотрите на картины и скажите, о какой картине идёт речь (дети показывают картину).
Это одна из наиболее известных картин Шишкина.
- Как называются деревья, которые нарисовал художник? Правильно, это сосны. Посмотрите, какие они? (высокие, могучие)
-А как называется лес, в котором растут сосны? (Верно, сосновый бор)
-Посмотрите, крона у сосен редкая, ажурная.
-Как вы думаете, какой главный цвет в лесу? (зелёный).
- Посмотрите в левом верхнем углу, какой оттенок художник выбрал темно-зелёный или светло-зелёный? (тёмно- зелёный)
-Почему? (солнце не успело осветить сосны).
-А в правом верхнем углу, какой оттенок выбрал художник? (светло-зелёный).
-Почему? (солнце осветило верхушки сосен).
-Что ещё можно сказать о сосновом лесе?
(дремучий, непроходимый). -Как вы думаете, какое время суток изобразил художник? (утро).
-Почему вы решили, что это утро? (солнце только взошло и осветило макушки деревьев и виден не рассеявшийся ещё туман).
-Кого изобразил художник в центре картины? (медвежат и мать медведицу).
-Посмотрите, что делают медвежата? (играют, забрались на старую поваленную сосну).
-Какие медвежата? (маленькие, пушистые, озорные, непослушные, в густых пушистых шубках)
-А что мать-медведица делает? (внимательно наблюдает за своими медвежатами).
-А как вы думаете, хорошо ли чувствуют себя медвежата?
-Почему они себя хорошо чувствуют? (о них заботится мама, они постоянно двигаются)
-Какое настроение вызывает эта картина у вас? Что вам хочется делать, глядя на неё? (хочется попасть в сосновый бор и вздохнуть запах хвои).
Дыхательная гимнастика.
«Сосновый аромат».
Аромат сосны вдыхаем,
(Глубокий вдох носом).
И дыханье затаим.
(Затаить дыханье).
А теперь мы выдыхаем,
(Выдох через рот со звуком «А-а-а»).
Отдыхаем, отдыхаем.
(Отдых).
Повторить 3-4 раза.
-Ребята, мы немного с вами отдохнули.
-Давайте с вами пригласим мишек в гости.
5. Игра «Составь пейзаж». (звучит музыка).
6. Ребята, а вы хотите быть художниками? Сегодня мы с вами нарисуем
7. Итог занятия.
- Дети, вам понравилось на выставке?
- О творчестве, какого художника мы сегодня говорили?
- Какую картину рассматривали?
- Какое у вас настроение?