Мария Слепова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление описательного рассказа об игрушке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Формировать умение детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.
• Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к выделению существенных признаков.
• В описании - определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, величина, качества, действия с ним, в конце высказывать оценочное суждение.
• Употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны.
Темочки:
- Игрушки
- Игрушки. Конспекты занятий
- Игрушки. Рассказывание, составление рассказа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
• Закреплять умения детей определять и называть местоположение предмета (слева, около, рядом, между, сзади, продолжать закреплять умения детей употреблять в речи слова с обобщающим значением: игрушки.
• Развивать мышление, воображение, наблюдательность, зрительную память.
• Обучение описательному рассказу по игрушке.
Задачи:
Связная речь: продолжать учить детей при описании игрушки называть их характерные особенности и признаки, действия, связывать между собой предложения;
Словарь и грамматика: познакомить с новым словом «рупор»; активизировать слова, обозначающие действие и состояние (глаголы); закрепить знания детей об игрушках;
Звуковая культура речи: укреплять артикуляционный аппарат, развивать правильное звукопроизношение.
Интеграция областей:
Речевое развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Образовательные технологии:
Здоровьесберегающие
Игровые
Развивающего обучения
Методические приемы:
Игровые
Словесные
Слушание музыки
Наглядные
Материал:
сундучок, игрушки для описания: машина, мяч, кукла, пирамидка, загадки об игрушках, стихотворения «Пусть игрушки дружат с нами».
Ход занятия.
Звучит песня «Улыбка» (В. Шаинский-М. Пляцковский) дети сидят на стульях.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Зайчик и привел с собой гостей. Давайте пригласим Зайкиных гостей. Приготовьте левую ладошку и средний палец правой руки. Вместе со мной повторяем слова и показываем
Сорока, сорока Сорока-белобока, Кашу варила,
На порог скакала, Гостей скликала.
Воспитатель: Как скликала, звала гостей сорока? (Приходите к нам, милости просим)
Воспитатель: Как еще можно гостей позвать? (Приходите пожалуйста, приглашаем в гости, ждем вас).
Достаю сундучок из-за стола.
Воспитатель: Ребята, гости почему-то спрятались. Давайте у Зайки спросим:
«Зайка, а почему гости спрятались?».
Воспитатель: Ребята, Зайка говорит, что гости хотят, чтобы вы отгадали про них загадки. Внимательно слушайте загадки и прежде чем ответить подумайте.
Загадываю загадки:
Зимой он в шубке белой,
А летом серым стал.
Весь день по лесу бегал,
Но даже не устал.
Страшна лиса-плутовка
Ему и серый волк.
Любитель грызть морковку.
В капусте знает толк.
А, кто он? Угадай-ка!
Зовём его мы…. (Зайка)
Ростом мал, да удал,
От меня он ускакал.
Хоть надут он всегда
С ним не скучно никогда. (Мяч)
Не летит, не жужжит жук
А по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Машина).
Глазки голубые,
Кудри золотые,
Губки розовые. (Кукла)
Разные колечки
На палочке стоят.
На елочку похожи,
Ребяток веселят. (Пирамида).
Воспитатель: Ребята, так кто же пришел к нам в гости вместе с Зайкой? (Мишка, машина, мяч, кукла, пирамидка).
Воспитатель: Как можно назвать одним словом все это? (Игрушки).
Воспитатель: Правильно, молодцы. Это все игрушки. Ребята, а Зайка привел с собой игрушки не просто так. Он хочет, чтоб вы ему объяснили, как с ними играть. Поможем Зайке? (Да).
Воспитатель: Ребята, вам надо будет составить рассказы об игрушках. А поможет вам в составлении рассказа вот эта схема. Давайте посмотрим на схему. (Задаю вопросы по схеме).
Воспитатель: По цвету какие бывают игрушки? (Красные, желтые, зеленые, синие).
Воспитатель: По форме игрушки бывают? (Круглые, квадратные, треугольные).
Воспитатель: По величине бывают какие игрушки? (Большие, маленькие).
Воспитатель: У игрушек есть части, например: у зайца - голова, на голове уши, глаза, нос, туловище, хвост, лапы; у вертолета - кабина, хвост, колеса.
Воспитатель: Игрушки делают из различных материалов. (Показываю на схему, где материал). Из пластмассы какие игрушки? (Пластмассовые)
Из железа? (Железные).
Из дерева? (Деревянные).
Из меха? (Меховые).
Или мы говорим мягкая игрушка. А еще такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе скажем: плюшевые.
Воспитатель: Ладошка нам говорит о том, как можно играть игрушками? Например, с куклой как можно играть? (Катать на коляске, кормить, раздевать и одевать, укладывать спать, качать).
Воспитатель: Молодцы. А сейчас еще раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо описывать игрушку: цвет, форма, величина, из каких частей состоит, из какого материала сделана, как можно играть.
Воспитатель: Сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке. Рассказ воспитателя.
Воспитатель: Ребята, прежде чем вы начнете рассказывать, давайте немного поиграем и Зайку пригласим с нами поиграть.
Физкультминутка
Хлопают в ладошки Хлопок в ладоши перед собой,
Дружные матрешки. Повторить хлопки еще раз
На ногах сапожки, Правую ногу вперед на пятку, левую ногу
Топают матрешки. Вперед на пятку, руки на пояс, затем в И. П.
Влево, вправо наклонись, Наклоны вправо – влево.
Всем знакомым поклонись. Наклон головы вперед с поворотом туловища
Девчонки озорные, Наклоны головы вправо-влево.
Матрешки расписные. Наклон назад, руки в стороны, откинуться на спинку стула.
В сарафанах наших пестрых Повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки, Хлопок в ладоши перед собой.
Веселые матрешки. Хлопок по парте, повторить еще раз.
Воспитатель: Зайке так понравилось с нами играть. Но мы должны научить Зайку играть с игрушками. Кто хочет рассказать об игрушке? (Детские рассказы).
Воспитатель: Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Зайка научился играть с игрушками. Он говорит вам большое спасибо.
Воспитатель: Ребята, а давайте еще поиграем с Зайкой и его игрушками. Внимательно посмотрите, как сидят игрушки? (Машина, пирамидка, кукла, мяч мишка).
Воспитатель: Кто сидит рядом с куклой? (Мяч и пирамидка).
Воспитатель: Кто находится между мишкой и куклой? Мяч)
Воспитатель: Кто сидит слева от мячика? (ответ детей Кукла).
Воспитатель: А теперь закройте глаза, не подсматривайте? (Меняю игрушки местами)
Воспитатель: Что находится сзади куклы? (Машина).
Воспитатель: Что находится между мячом и мишкой? (Пирамидка).
Воспитатель: Молодцы. Все были внимательны. Ребята, а после того, как мы поиграли, что надо делать? (Убирать игрушки на место).
Воспитатель: Ребята, давайте Зайке расскажем стихотворения про игрушки.
С детьми рассказываем стихотворение «Пусть игрушки дружат с нами».
Воспитатель: Молодцы. Ребята, Зайка говорит вам спасибо. Он научился играть с игрушками, а после вашего стихотворения он будет убирать игрушки на места.
Пришло время нам попрощаться с Зайкой, ему пора домой, в лес. Скажем Зайке до свидания (дети прощаются с Зайкой под аудиозапись песни «Все сбывается на свете»)