Елена Мельник
Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию «Что такое воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие в средней группе по познавательному развитию
Тема: "Что такое воздух"
Воспитатель: Мельник Елена Анатольевна.
Цель:
Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
- познакомить детей со свойствами воздуха;
- дать понятие о значимости воздуха в жизни человека и природы;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- развивать навыки проведения опытов;
Публикация «Конспект занятия в средней группе по познавательному развитию „Что такое воздух“» размещена в разделах
- развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы;
- воспитывать умение работать сообща;
- воспитывать дружеские отношения между детьми;
- воспитывать аккуратность при работе с водой.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня занятие с вами проведу я. А зовут меня Оксана Анатольевна. Давайте поиграем в игру.
«Назови одним словом»
-день, ночь, вечер – части суток;
-комар, муха, кузнечик – насекомые
- кубики, машинки, куклы-игрушки
-тарелка, кружка, ложка - посуда
-тополь, березка, елка- деревья
Стук в дверь Появляется Хрюша, запыхался.
Ребята, да это наш знакомый. Давайте поздороваемся с Хрюшей.
Воспитатель: Садись, пожалуйста, Хрюша. Мы тебя послушаем, что у тебя случилось?
Хрюша шепчет на ушко воспитателю
Воспитатель :Ребята, Хрюше задали в школе задание про неживую природу, а он ничего не знает. Он просит чтобы мы помогли ему. А то ему двойку поставят.
Воспитатель: Ребята поможем Хрюше? Что же относиться к неживой природе?
Дети: Туман, ветер, дождь, роса, воздух, вода, эхо, солнце, град, облака, пар.
Воспитатель: А давайте, я загадаю вам загадки-подсказки, послушайте внимательно
Воспитатель загадывают загадки о неживой природе.
1. Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет. (Солнце)
2. Украшал ночную синь
Серебристый апельсин.
А прошла неделька только -
От него осталась долька. (Луна)
3. Приказало солнце: "Стой!
Семицветный мост крутой!"
Тучи скрыли солнца свет -
Рухнул мост, а щепок нет. (Радуга)
4. Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Туча)
5. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
6. Без досок и топоров
Через речку мост готов.
Мост - как синее стекло:
Скользко, весело, светло. (Лед)
7. Висит за окном кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
8. По полю рыщет,
Поет да свищет,
Деревья ломает, К земле прижимает. (Ветер)
Воспитатель: Как вы думайте, смогли бы мы жить без неживой природы? Почему?
Примерные ответы детей: Нам нечего будет пить. Погибнут растения и животные, а значит и мы. Без солнца и света мы тоже не сможем. Без воздуха нам нечем будет дышать.
Хрюша: А что такое воздух и с чем его едят?
Воспитатель: Его не едят Хрюша, им дышат. Послушай загадку.
Такой большой,
Что занимаю весь мир,
Такой маленький,
Что в любую щель пролезаю.
(Воздух)
Воспитатель: Воздух есть везде, вокруг нас, под землей, в небе, в воде. Давайте немножко отдохнем и поиграем с воздухом.
Физкультминутка
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево, наклоняет
Раз-наклон
И два наклон,
Зашумел листвою клен.
Воспитатель: Ребята, а что же такое ветер.
Дети: Ветер – это движение воздуха.
Воспитатель: Хрюша, ребята, а вы хотите делать опыты, чтобы еще больше узнать о воздухе?
-Тогда подойдите все к столам.
Опыт№1
Воспитатель: Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь? (твердый, жесткий, крепкий). Камень – это твердое тело. А можно ли взять в руки воздух и сжать его? (нет нельзя). Делаем вывод: воздух – не твердое тело.
Опыт № 2: Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, какая она? (прозрачная, бесцветная, без запаха). Что умеет делать вода? (вода течет, бежит, струится, журчит). Что такое вода? (вода это жидкость). Назовите другие жидкости (сок, кефир, молоко, кисель). А воздух можно налить в стакан? (нет). Делаем вывод воздух - не жидкость.
Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха.
Опыт №3.
Воспитатель: Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становиться выпуклым. Почему (он наполнен воздухом, но мы его не видим.)
Делаем вывод: Значит воздух какой (невидимый, прозрачный, бесцветный)
Опыт №3
Воспитатель: Подойдите, пожалуйста, к этому столу и закройте глаза и понюхайте, чем пахнет? (ничем). Воспитатель открывает блюдце с апельсином, А теперь чем пахнет? (апельсином). Открываем блюдце с чесноком. А теперь чем пахнет? (чесноком). Делаем вывод: Воздух не имеет запаха.
Опыт №4
Воспитатель: Посмотрите, эти кораблики мы с вами сделали недавно, давайте отправим их в плавание. Тихонечко подуйте, ветерок поможет корабликам плыть. Ребята, где еще человек использует ветерок? (мельница, пылесос, паруса, вентилятор, веер, надуваем шины у машины, надувной круг).
Такой ветерок можно назвать добрым. Он помогает людям.
А злой ветер, что делает? (ураган, ломает деревья, рушит дома).
Хрюша: Ребята, спасибо вам, с вами было так интересно. Я узнал, что такое неживая природа, узнал, что воздух это газ- невидимка, бесцветный и без запаха, что ветер это движение ветра, что бывает добрый и злой ветер. И я пришел не с пустыми руками, с подарочками. Я всем дарю эти самолетики, поиграйте с ветерком. До свидания!
Воспитатель: Ребята, скажите Хрюше до свидания и пойдем играть с самолетиками.