Олеся Веретенова
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ФЭМП) «Знакомство с цифрой 5»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…»; познакомить с цифрой 5; развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу; совершенствовать умение различать и называть знакомые объёмные и плоские геометрические фигуры; развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 5. Состав числа пять, счёт до пяти
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Демонстрационный материал: трехполосное наборное полотно, 22 круга белого цвета (снежные комки, домик, составленный из полосок, фланелеграф, две корзины, набор плоских и объемных фигур - «льдинок», силуэты лыж разной длины (3 штуки, картинка с изображением перчатки на правую руку, карточки с цифрами от 1 до 5.
Раздаточный материал: двухполосные карточки, «льдинки» разной формы (по 20 штук для каждого ребенка, наборы счетных палочек, силуэты лыж (по количеству детей, карточки с цифрами от 1 до 5, листы бумаги, цветные карандаши.
Участники: воспитатель, дети старшей группы.
Ход занятия
Воспитатель:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Сегодня я приглашаю вас в сказочное путешествие. А куда мы отправимся, вы сейчас узнаете.
Кай сидел возле окна и смотрел в окно, как ветер гоняет снежинки по городу. Дул сильный, пронизывающий ветер. В доме горел камин и было тепло и хорошо. Глаза Кая начали медленно закрываться…И вдруг
Фрагмент из «Снежной королевы»
Воспитатель: Ребята, что же случилось?
Дети: Кая унесла Снежная Королева.
Воспитатель: Давайте поможем Герде найти Кая и поможем ей вызволить его из снежного плена. Присаживайтесь за столы.
Воспитатель: Чтобы помочь Герде спрятать Кая нужно сначала сделать крепость. И сейчас нам в этом помогут наши полоски.
Игровое упражнение «Строим снежную крепость».
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отсчитать на верхней полоске 6 снежных комков, на второй полоске – на один больше. Сколько надо отсчитать комков?
Дети: 7 комков
Воспитатель: А почему вы отсчитали столько комков?
Дети: Я отсчитал семь комков, потому что семь больше шести на один.
Воспитатель: На третьей полоске отсчитывайте на один комок больше, чем на второй полоске. Какое число вы получили? Почему отсчитали восемь комков? Дети: Дети обосновывают свой ответ, сравнивая числа 8 и 7.
Воспитатель: Какими числами можно обозначить количество комков на каждой полоске? Что можно сказать о числе семь?
Дети: Семь больше шести на один, но меньше восьми на один.
Воспитатель: Вот мы и построили снежную крепость.
Но посмотрите. Перед нами, на пути ледяное озеро. Надо нам его пройти.
Игровое упражнение «Играем с льдинками».
Воспитатель: Отсчитайте на верхней полоске карточки на одну „льдинку“ больше, чем число, которое я назову. (Воспитатель называет число восемь.) Сколько „льдинок“ вы отсчитали?
Дети: Девять.
Воспитатель: Почему вы отсчитали девять «льдинок»?
Дети: Я отсчитал девять «льдинок», потому что девять больше восьми на один.
Воспитатель: Отсчитайте на нижней полоске карточки на одну «льдинку» меньше, чем на верхней полоске. Сколько «льдинок» вы отсчитали?
Дети: Восемь льдинок
Воспитатель: Почему вы отсчитали восемь „льдинок“?
Дети: Я отсчитала восемь «льдинок», потому что восемь меньше девяти на один.
Воспитатель предлагает детям уравнять количество «льдинок» любым способом и обосновать свой выбор.
Воспитатель: А теперь пришла пора нам немного отдохнуть
Мы считали и устали
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали,
Ручками похлопали,
Раз, два, три. (Хлопки в ладоши под счет воспитателя)
Ножками потопали,
Раз, два, три. (Шаги ногами на месте)
Сели, встали, встали, сели,
И друг друга не задели. (Приседания)
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем. (Повороты туловища. Ходьба на месте)
Воспитатель: Посмотрите, впереди снежное поле. Как же нам его пройти поскорее. Может вы видите что-то, что нам может помочь?
Дети: Видим. Это лыжи.
Воспитатель: Давайте посмотрим поближе
Игровое упражнение «Найди пару лыж».
На фланелеграфе три лыжи разной длины, у детей лыжа-образец, к которой надо найти пару.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю ребенку найти лыжу, которая подойдет по длине к его лыже.
Ребенок называет способы проверки задания и показывает их.
Задание повторяется с другими образцами.
Воспитатель: Как быстро и здорово вы справились с заданием.
Вот и помогли нашей Герде найти Кая. Но вот беда. Снежная Королева бросилась за нами в погоню. Опередим её?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда начнем нашу эстафету.
Игра-эстафета «Кто быстрее разложит «льдинки»».
Дети делятся на две команды путем пересчета на «первый – второй».
Воспитатель предлагает детям разложить «льдинки» в две корзины. Первая команда выбирает и складывает в корзину все плоские «льдинки», а вторая команда – все объемные «льдинки». В процессе проверки дети называют форму «льдинок».
Воспитатель: Ура! Молодцы! Мы смогли убежать далеко от Снежной Королевы. Снежная крепость поможет нам задержать её, но нам нужно построить надёжный дом, чтобы она не смогла в него проникнуть.
Игровое упражнение «Строим ледяной дом».
Воспитатель: Я предлагаю вам построить по образцу дом из счетных палочек, а затем переложить две палочки так, чтобы дом смотрел в другую сторону (см. рисунок).
Вызванный ребенок перестраивает дом на образце, остальные дети выполняют задание на местах.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы очень хорошо справились, а главное помогли Герде и Каю. Им пора возвращаться в сказку, ну а мы пойдём на прогулку! И повторим всё то, что прошли на занятии!