Наталия Иванкова
Конспект занятия в старшей группе по ФЦКМ на тему «Народный промысел лозоплетение» в форме игры «Что? Где? Когда?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе
«Игра «Что? Где? Когда?».
Цель: Дать детям представление о Шиловском промысле «лозоплетение»
Задачи:
Обучающие:
• познакомить детей с промыслом «лозоплетение»
• Обогащать речь детей существительными, обозначающие предметы окружения
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по ФЦКМ на тему „Народный промысел лозоплетение“ в форме игры „Что? Где? Когда?“» размещена в разделах
- Викторины по теме известной телепередачи «Что? Где? Когда?»
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» сентябрь 2021
• Развивать стремление любоваться красотой изделий народных мастеров
• Совершенствовать умения соблюдать заданный темп в ходьбе и беге.
• Совершенствовать умения детей создавать объемные предметы из полосок цветной бумаги.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству родного края.
Обогащение словаря: лоза, лозоплетение.
Интеграция образовательных областей:
• «социально-коммуникативное развитие»,
• «познание»,
• «речевое развитие»,
• «физическое развитие»,
• «художественно-эстетическое развитие».
Оборудование и материалы: круг с секторами и волчком, проектор, слайдовая презентация, магнитофон, чёрный ящик, карусель, изделия из лозы, заготовки из цветной бумаги для изготовления корзиночки, доски, клей, кисточки, подставки, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте подарим друг другу хорошее настроение. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Вдохнём через носик в себя свежесть, доброту и красоту, а выдохнем через ротик все обиды и огорчения.
Воспитатель: А теперь я вам хочу предложить со мной поиграть. Вы хотите поиграть? Я предлагаю поиграть в игру «Что? Где? Когда?» Вы будете знатоками. Подходите к столу.
(Дети подходят и становятся вокруг стола).
Воспитатель: Посмотрите, перед вами круг с секторами разного цвета. На каждом секторе лежит по конверту с вопросами. В середине круга волчок со стрелкой, и на какой сектор укажет стрелка, тот конверт мы и будем вскрывать. Вы готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Итак, мы начинаем игру «Что? Где? Когда?». Сегодня играют знатоки: Серёжа, Света, Таня, Никита, Марина. Ведущей игры буду я.
1 раунд. Вращаем волчок. Стрелка остановилась на зелёном секторе. Открываем конверт. С вами играет Мария Сергеевна. Внимание на экран.
(Просмотр видеоролика).
Вопрос: «А в каком посёлке вы живёте, и каким промыслом он славится?»
Дети: В посёлке Шилово.
Воспитатель: А кто знает, каким промыслом знаменит наш посёлок Шилово?
Воспитатель: Знатоки затрудняются с ответом. Предлагаю вам взять помощь ведущего. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Наш поселок Шилово славен народным промыслом -лозоплетение. Лоза – это прут ивы. Из лозы плетут разные предметы, поэтому промысел называют лозоплетение. Ребята, посмотрите, что можно сплести из лозы.
Это корзина, это ваза, это поднос. Предметы из лозы лёгкие (предложить потрогать). Прежде чем сплести из лозы, её нужно подготовить. Кто знает, где растёт ива? Тогда я вам чуть-чуть подскажу.
Смотрим на экран.
(Показ слайдов)
1 слайд:
Воспитатель: Какая река протекает в нашем посёлке Шилово?
Дети: Ока.
Воспитатель: Вдоль берегов реки Оки растёт ива. Ветви у ивы длинные, гибкие и упругие. Поэтому из её веток легко плести (предложить потрогать прут). Но сначала их нужно подготовить.
2 слайд:
Воспитатель: Мастера срезают ветки ивы, очищают от листьев.
3 слайд:
Воспитатель: Первым делом принесенные ивовые прутья надо просушить. Для этого их следует разложить тонким слоем на солнце или, например, на чердаке. Это делается для того, чтобы древесина под корой не поменяла свой цвет.
4 слайд:
Воспитатель: Далее кору с прутьев надо очистить. А чтобы кора легко снималась, её варят 2 ч в воде.
5 слайд:
Воспитатель: Получаются ивовые прутья пригодные к плетению.
6 слайд: Вы видите, как работают мастера в цеху для плетения.
7,8, 9 слайд:
Воспитатель: Из готового прута мастера плетут разнообразные изделия.
Воспитатель: Итак, повторяю вопрос. Каким промыслом знаменит наш посёлок Шилово?
Дети: Лозоплетением.
Воспитатель: Правильно. Мы с заданием справились.
Воспитатель: Продолжаем игру. 2 раунд. (Вращаем волчок). Стрелка остановилась на красном секторе. Открываем конверт. Знатоки, игровая пауза.
Ребята, а вы знаете, что мастера готовые изделия возят продавать на ярмарку. Какая же ярмарка без карусели. Давайте с вами покатаемся на карусели.
Игра «Карусель».
Дети встают в круг под обручем, берутся за ленточки и произносят текст.
«Еле-еле, еле – еле завертелись карусели,
а потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише не спешите, карусель остановите,
раз-два, раз- два, вот и кончилась игра! Прокатимся в другую сторону.
Воспитатель: Продолжаем игру. Подходим к столу. 3 раунд. Вращаем волчок. Волчок остановился на жёлтом секторе. Внимание – чёрный ящик.
Вы должны узнать, что лежит в чёрном ящике. Для этого нужно выполнить задание, сплести корзину. Давайте пройдём за столы. (Дети садятся за столы.)
Воспитатель: Ребята, скажите, что есть у корзины?
Дети: Дно, стенка, ручка.
Воспитатель: Я вам сейчас покажу, как мы будем изготавливать корзину.
У вас на столах заготовки для плетения. Она состоит из дна и стоячек. Плести мы будем полосками бумаги. Берём полоску и оплетаем одну стоячку сзади, следующую спереди, опять сзади и так оплетаем все стоячки. Затем намажем клеем края полоски и склеим их. Берём следующую полоску и также оплетаем вокруг стоячек. Оплести нужно всеми полосками. Осталось приклеить ручку. Корзина готова. Приступаем к работе.
(Самостоятельная работа детей. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь тем, кто испытывает затруднение).
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые, аккуратные корзинки у вас получились. С заданием все справились. (Анализ работ). Переплетение стоячек полосками у всех правильное никто не ошибся. Молодцы. А теперь подойдем к черному ящику и попробуем отгадать, что там лежит. (Подходят) Кто догадался? (отгадка только что была у вас в руках) открываем чёрный ящик и проверяем, что там находится. (Воспитатель достаёт корзину).
Воспитатель: В чёрном ящике корзина, вы справились с заданием. Молодцы! А корзина то не пустая, в ней медали всем знатокам.
Воспитатель: Ребята вам понравилось со мной играть? Мне очень понравилось с вами играть. Вы были замечательными знатоками.
Воспитатель: А кто запомнил о каком промысле мы сегодня говорили? Дети: Лозоплетение.
Скажите, из чего плетут изделия? А как можно по-другому назвать лозу? А где растет ива?
Воспитатель: Молодцы вы не только узнали о промысле лозоплетение, но и научились технике плетения, и теперь можете плести не только корзины, но и вазы, конфетницы, подносы и многое другое и даже можете научить этому своих друзей. Игра закончилась, Молодцы.